Слайд 2
Что такое сказка?
вид устного повествования с фантастическим вымыслом,
формы которого исторически складывались в первоначальной связи с мифологией.
Слайд 3
Какие виды сказок вам известны?
О животных
Волшебные
Бытовые
Слайд 4
Самые известные собиратели сказок?
А.Н. Афанасьев
Д.Н. Садовников
Д.К. Зеленин
А.М. Смирнов
Слайд 5
Основные художественные приёмы, использованные в сказках
М.Е. Салтыковым-Щедриным
следующие:
Гротеск
Гипербола
Аллюзия
Аллегория
Эзопов язык
Слайд 6
Гротеск -
в литературе и искусстве одна из
разновидностей комического, сочетающая в фантастической форме ужасное и смешное,
безобразное и возвышенное, трагическое и комическое, переплетение реального и фантастического.
Гротескны в своей основе произведения разных эпох: «Путешествия Гулливера» Д. Свифта, «Крошка Цахес» Э.Т.А. Гофмана, «Нос» и «Мёртвые души» Н.В. Гоголя, «История одного города» М.Е. Салтыкова – Щедрина, «Баня» и «Клоп» В.В. Маяковского
Слайд 7
Гипербола -
средство художественного изображения, основанное на преувеличении.
Встречается
в фольклорных произведениях (пословицах, поговорках), в изречениях («море по
колено», «слёзы текут ручьём»), в художественных текстах:
И чего это барышни некоторые
Дрожат, пугливо поворачивают
Глаза громадные, как прожекторы? (В. Маяковский)
Слайд 8
Аллюзия -
одна из форм иносказания, употребление какого-либо
слова, фразы, цитаты в качестве намёка на общеизвестный факт
– литературный, бытовой или общественно-политический.
«Такого отечества такой дым разве уж настолько приятен?» (В. Маяковский) «И дым отечества нам сладок и приятен» (реплика Чацкого из «Горя от ума» А.С. Грибоедова) «Мила нам добра весть о нашей стороне: отечества и дым нам сладок и приятен» (стих-е «Арфа» Г.Р. Державина)
Слайд 9
Аллегория -
изображение отвлечённого понятия или явления через
конкретный образ (сердце – аллегория любви, образ богини Фемиды
– аллегория правосудия). Часто в баснях и сказках под видом животных изображаются определённые лица или социальные явления.
Слайд 10
Эзопов язык -
вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная
недомолвками и ироническими намёками. Часто применяли, чтобы обойти цензуру.
Своеобразная форма сатирической речи.
Выражение восходит к легендарному образу древнегреческого поэта VI века до н.э. Эзопа, создателя жанра басни.
Слайд 11
«Сказки для детей изрядного возраста»
Задача сказок:
обличение пороков, освещение злободневных вопросов русской действительности, выражение народных
идеалов, передовых идей.
Слайд 12
М.Е. Салтыковым-Щедриным написано 32 сказки. В этом жанре
наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности щедринской сатиры:
её политическая острота и целеустремлённость, реализм ее фантастики, беспощадность и глубина гротеска, лукавая искрометность юмора.
Слайд 13
«Дикий помещик»
Пересказ
Характеристика помещика, мужиков
Какие пороки обличает писатель?
Над чем смеётся?
Цель сказки: пробудить самосознание народа, показать отношения
между помещиками и народом.
Слайд 15
«Премудрый пескарь»
Пересказ
Характеристика пескаря.
Как вы понимаете смысл заглавия?
Каково
значение эпитета «премудрый»?
Кто такой «обыватель»?
Найдите слова, которые определяют итог
жизни пескаря?
(«Жил дрожал, и умирал - дрожал»)
Цель сказки: показать, в чём смысл жизни и назначения человека.
Слайд 17
В чём особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина?
Связь с фольклором:
сказочные зачины, фольклорные образы, пословицы, поговорки.
Аллегоричны, построены на иносказаниях.
Политическая
острота, которой нет в народных сказках.
Построены на резких социальных контрастах, почти в каждой из них сталкиваются представители антогонистических классов.
Преобладание комического, причём часто комическое и трагическое переплетаются.
Язык сказок народный с использованием публицистической лексики, канцелярского жаргона, архаизмов и иностранных слов.
Рисуют не просто борьбу добра и зла, как большинство народных сказок, а раскрывают классовую борьбу в России ХIХ века.
Слайд 19
“Повесть о том как один мужик
двух генералов
прокормил”1869.