Слайд 2
Цель урока: закрепить изученный материал по фольклору; познакомить
учащихся с писателями XIX века, открывшими мир фольклора; воспитывать
интерес к изучению русского народного творчества.
Слайд 3
Назовите основные жанры фольклора.
ЭПОС
лирика
драма
Слайд 4
Какие виды эпических жанров вы знаете?
ЭПОС
недостоверная
ПРОЗА
ПОЭЗИЯ
сказы
сказки
достоверная
предания
легенды
былины
исторические песни
Слайд 5
Какие виды лирических жанров вы знаете?
ЛИРИКА
обрядовая
необрядовая
песни
частушки
семейная
календарная
Слайд 6
Какие виды драматических жанров вы знаете?
ДРАМА
сцены
хороводы
игры
ряжение
Слайд 7
Какие еще жанры фольклора вам известны?
МАЛЫЕ ЖАНРЫ
загадки
поговорки
пословицы
Слайд 9
К фольклору обращались поэты XVIII века
А. П. Сумароков
А.
Д. Кантемир
М. В. Ломоносов
В. Н. Майков
А. Н. Радищев
Слайд 10
Подлинное открытие фольклорного мира началось в XIX веке
В.
А. Жуковский
А. С. Пушкин
Слайд 11
Во второй половине XIX века были изданы классические
фольклорные труды
«Народные русские сказки» А. Н. Афанасьева в 3-х
томах
Лисичка-сестричка и волк
За лапоток - курочку, за курочку - гусочку
Колобок
Пузырь, соломинка и лапоть
Репка
Гуси-лебеди
Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде
Слайд 12
«Пословицы русского народа»
В. И. Даля
Мужик тянет в
одну сторону, баба в другую.
Жить – богу служить.
Даст бог
день, даст бог и пищу.
Хоть худ дом, да крыша крепка.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Как слепой о красках рассуждает.
Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит.
Слайд 13
«Загадки русского народа»
Д. Н. Садовникова
Четыре ноги, два
уха, один нос да брюхо.
(Самовар)
Зубов много, а ничего
не ест.
Кума ела-ела дуб и сломала зуб.
Идет пароход то взад, то вперед, а за ним такая гладь - ни морщинки не видать.
(Гребень)
(Пила)
(Утюг)
Слайд 14
В бытовой культуре долго живут обряды, магические верования,
приметы, предсказания
Народные приметы
—Если вишни хорошо цветут, то в наступающее
лето следует ожидать обильного урожая грибов.
—Зевается — к гостям.
—Если за чем -либо пришлось вернуться домой, то обязательно нужно посмотреться в зеркало, иначе пути не будет.
—Если во время праздника что - нибудь разобьется, то это к счастью, если этого не случится, то бьют нарочно рюмку или стакан.
Слайд 15
Для писателей XIX века естественно включать в свои
произведения элементы фольклорной речи, образы, использовать возможности какого-либо фольклорного
жанра.
Слайд 16
И. А. Крылов обращался к пословицам, смысл которых
развертывал в целую басенную сценку
Басни
Ворона и Лисица
Квартет
Лебедь, Щука и
Рак
Волк и Ягненок
Волк на псарне
Мартышка и очки
Слон и Моська
Слайд 17
Настроение обрядовой поэзии передают в своих произведениях В.
А. Жуковский, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Л.
Н. Толстой, А. А. Фет.
Слайд 18
М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова,
А. Н.
Майкова интересовала колыбельная песня
Слайд 19
Самые известные литературные сказки были созданы примерно в
одно время – 30-е годы XIX века
В. А. Жуковский
написал
«Сказку о царе Берендее»,
«Сказку о спящей царевне»,
«Война мышей и лягушек», «Светлана»,
«Сказку об Иване-царевиче и Сером Волке»
Слайд 20
А. С. Пушкин написал «Сказку о мертвой царевне»,
«Сказку о попе и работнике его Балде», «Сказку о
царе Салтане», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о золотом петушке»
Слайд 21
Только А. С. Пушкину удалось художественно восстановить внутренний
строй и самый дух народной сказки. В поэме-сказке «Руслан
и Людмила», он дает как бы художественное исследование волшебной сказки, а сам «Пролог» выполняет роль присказки.
Слайд 22
«Руслан и Людмила»
Для вас, души моей царицы,
Красавицы,
для вас одних
Времен минувших небылицы,
В часы досугов
золотых,
Под шепот старины болтливой,
Рукою верной я писал;
Примите ж вы мой труд игривый!
Ничьих не требуя похвал,
Счастлив уж я надеждой сладкой,
Что дева с трепетом любви
Посмотрит, может быть украдкой,
На песни грешные мои.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русской дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету…
Слайд 23
«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность
от дикости.»
А. С. Пушкин