Слайд 2
Биография
ГЛЮК Кристоф Виллибальд (1714—87)—немецкий композитор. Один
из виднейших представителей классицизма. Кристоф Виллибальд Глюк родился в семье
лесничего, был с детства увлечён музыкой, и поскольку его отец не хотел видеть своего старшего сына музыкантом, Глюк, окончив иезуитскую коллегию в Коммотау, ещё подростком ушёл из дома.
Слайд 3
Биография
В возрасте 14 лет покинул семью, странствовал, зарабатывая
игрой на скрипке и пением, затем в 1731 поступил
в Пражский университет. В годы учебы (1731-34) служил церковным органистом. В 1735 переехал в Вену, затем в Милан, где занимался у композитора Дж. Б. Саммартини (ок. 1700-1775), одного из крупнейших итальянских представителей раннего классицизма.
Слайд 4
В 1741 в Милане была поставлена первая
опера Глюка «Артаксеркс»; затем последовали премьеры еще нескольких опер
в разных городах Италии. В 1845 Глюк получил заказ на сочинение двух опер для Лондона; в Англии он познакомился с Г. Ф. Генделем. В 1846-51 работал в Гамбурге, Дрездене, Копенгагене, Неаполе, Праге.
Слайд 5
В 1752 обосновался в Вене, где занял должность
концертмейстера, затем капельмейстера при дворе князя Й. Саксен-Гильдбурггаузенского. Кроме
того, сочинял французские комические оперы для императорского придворного театра и итальянские оперы для дворцовых увеселений. В 1759 Глюк получил официальную должность в придворном театре и вскоре удостоился королевской пенсии.
Слайд 6
Плодотворное содружество
Около 1761 началось сотрудничество Глюка с поэтом
Р. Кальцабиджи и хореографом Г. Анджолини (1731-1803). В своей
первой совместной работе, балете «Дон Жуан», им удалось достичь удивительного художественного единства всех компонентов спектакля. Год спустя появилась опера «Орфей и Эвридика» (либретто Кальцабиджи, танцы в постановке Анджолини) — первая и лучшая из так называемых реформаторских опер Глюка.
Слайд 7
В 1764 Глюк сочинил французскую комическую оперу «Непредвиденная
встреча, или Пилигримы из Мекки», а год спустя —
еще два балета. В 1767 успех «Орфея» был закреплен оперой «Альцеста» также на либретто Кальцабиджи, но с танцами в постановке другого выдающегося хореографа — Ж.-Ж. Новерра (1727-1810). Третья реформаторская опера «Парис и Елена» (1770) имела более скромный успех.
Слайд 8
В Париже
В начале 1770-х годов Глюк решил применить
свои новаторские идеи к французской опере. В 1774 в
Париже были поставлены «Ифигения в Авлиде» и «Орфей» — французская редакция «Орфея и Эвридики». Оба произведения удостоились восторженного приема. Череду парижских успехов Глюка продолжили французская редакция «Альцесты» (1776) и «Армида» (1777).
Слайд 9
Последнее произведение послужило поводом для ожесточенной полемики между
«глюкистами» и сторонниками традиционной итальянской и французской оперы, которую
олицетворял талантливый композитор неаполитанской школы Н. Пиччинни, приехавший в Париж в 1776 по приглашению противников Глюка. Победа Глюка в этой полемике была ознаменована триумфом его оперы «Ифигения в Тавриде» (1779) (впрочем, поставленная в том же году опера «Эхо и Нарцисс» провалилась).
Слайд 10
В последние годы жизни Глюк осуществил немецкую редакцию
«Ифигении в Тавриде» и сочинил несколько песен. Последним его
произведением стал псалом De profundis для хора и оркестра, который исполнялся под управлением А. Сальери на отпевании Глюка.
Слайд 11
Вклад Глюка
Всего Глюк написал около 40 опер —
итальянских и французских, комических и серьезных, традиционных и новаторских.
Именно благодаря последним он обеспечил себе прочное место в истории музыки. Принципы глюковской реформы изложены в его предисловии к изданию партитуры «Альцесты» (написанном, вероятно, при участии Кальцабиджи).
Слайд 12
По уровню мастерства Глюк заметно уступал таким своим
современникам, как К. Ф. Э. Бах и Й. Гайдн,
однако его техника, при всей своей ограниченности, в полной мере отвечала его целям. В его музыке сочетаются простота и монументальность, неудержимый энергетический напор (как в «Танце фурий» из «Орфея»), пафос и возвышенная лирика. Стилю Глюка присущи простота, ясность, чистота мелодики и гармонии, опора на танцевальные ритмы и формы движения, скупое использование полифонических приёмов.