Слайд 2
МКОУ Чесменская СОШ
Учитель русского языку и литературы
Кулешова О.Н.
Эпиграф
О
вещая душа моя,
О сердце, полное тревоги!
О, как ты бьешься
на пороге
Как бы двойного бытия!
Ф.И. Тютчев
Слайд 3
МКОУ Чесменская СОШ
Учитель русского языку и литературы
Кулешова О.Н.
М.Ю.Лермонтов
Поэма
«Демон»
Слайд 4
МКОУ Чесменская СОШ
Учитель русского языку и литературы
Кулешова О.Н.
«Мой
демон» (1829)
Унылый, мрачный
Зло – стихия
«Молитва» («Не обвиняй меня всесильный,
1829)
Всесильный – бог
Я – грешник
Теснота мира
«Я не для ангелов и рая» (1831)
Я – чужой для мира и небес
Я – зла избранник
«Ангел» (1831)
Соединение души с телом
Разочарование души на земле – печальные песни
Слайд 5
МКОУ Чесменская СОШ
Учитель русского языку и литературы
Кулешова О.Н.
История
создания поэмы
Поэму М.Ю.Лермонтов начал писать еще в 14-летнем возрасте,
во время пребывания в пансионе. В 1829г. уже был намечен сюжет, главное содержание которого – борьба демона с ангелом, влюбленным в смертную девушку. Этот первый набросок содержал 92 стиха и прозаическое изложение содержания. На протяжении последующих 10 лет были созданы еще 7 редакций поэмы, отличающиеся друг от друга и сюжетом, и степенью поэтического мастерства. Несмотря на многочисленные переделки, первая строка (Печальный Демон – дух изгнанья), возникшая в 1829г., сохранилась и в последнем, 8–м, варианте. Основой сюжета остался миф о падшем ангеле, восставшем против бога.
Слайд 6
МКОУ Чесменская СОШ
Учитель русского языку и литературы
Кулешова О.Н.
Истоки
Возможно, что именно пушкинский «Ангел» (1827г.) навел Лермонтова на
замысел поэмы о Демоне, разочаровавшемся во зле и потянувшемся к добру.
Традиционно говорят о западноевропейских корнях «Демона». Исследователи единодушно ведут «родословную» героя от библейского мифа о падшем ангеле, восставшем против Бога. Известны были Лермонтову и многочисленные литературные воплощения этого библейского сюжета: «Потерянный рай» Мильтона, «Фауст» Гете, «Каин» Байрона и др
В 1837г. поэт был сослан на Кавказ, в действующую армию. В отношении к горским народам появились нотки зрелой оценки, но восхищение и очарованность природой и нравами Кавказа остались.
Многие исследователи обнаруживают «предков» Демона среди персонажей кавказских легенд.
Не менее интересной и значимой (но менее известной!) является восточная составляющая образа Демона: можно найти параллели между лермонтовским героем и одним из персонажей Корана – сатаной (Иблисом). Лермонтов знал Коран, читал его русский перевод и вполне мог использовать один из его сюжетов в своем творчестве
Слайд 7
МКОУ Чесменская СОШ
Учитель русского языку и литературы
Кулешова О.Н.
Михаил
Александрович Врубель
(1856-1910)
Никто из иллюстраторов Лермонтова ни до, ни после
Врубеля не подошел к его творческому и философскому миросозерцанию так близко, как это удалось художнику, заколдованному «Демоном» Лермонтова и своим собственным.
Слайд 8
МКОУ Чесменская Сош
Учитель русского языку и литературы
Кулешова О.Н.
Творчество
М. А. Врубеля
Демон поверженный
Демон
Слайд 9
МКОУ Чесменская Сош
Учитель русского языку и литературы
Кулешова О.Н.
Демон
летящий
Слайд 10
МКОУ Чесменская Сош
Учитель русского языку и литературы
Кулешова О.Н.
Демон,
смотрящий
на танец Тамары
Тамара и Демон
Слайд 11
МКОУ Чесменская Сош
Учитель русского языку и литературы
Кулешова О.Н.
Свидание
Тамары и Демона
Слайд 12
МКОУ Чесменская Сош
Учитель русского языку и литературы
Кулешова О.Н.
Тамара
в гробу
Слайд 13
МКОУ Чесменская Сош
Учитель русского языку и литературы
Кулешова О.Н.
Демон
появляется в поэме как дух изгнанья, летящий над грешной
землей, бессильный оторваться от нее и приблизиться к небесам. Он изгнан из рая, сброшен с неба и оттого печален. Он сеет зло, но это не приносит ему наслаждения. Все, что он видит, приносит либо холодную зависть, либо презрение и ненависть. Ему все наскучило. Но он горд, он не способен подчиняться воле других, пытается преодолеть самого себя…
Неземная любовь помогает герою бороться со злом внутри себя, а его страдающая душа хочет примириться с небом, хочет веровать добру. Этот конфликт добра и зла похож на столкновение света с тьмой.
В нем сливаются два начала, и он предстает перед нами, готовый повернуться лицом как к добру, так и к злу:
То не был ада дух ужасный,
Порочный мученик – о нет!
Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет!...