Слайд 2
В пьесе «На дне» с особой яркостью проявились
существенные особенности драматургии Горького. Горький был продолжателем лучших традиций
классической драматургии, и в особенности драматургии Чехова. Но в борьбе за сценический реализм он обогатил русскую драматургию.
Слайд 3
Горький утвердил в драматургии новый тип общественно-политической драмы. Его
новаторство проявилось и в выборе драматического конфликта, и в
методе изображения действительности.
Главный конфликт, положенный в основу пьесы «На дне», — это противоречие между людьми «дна» и порядками, которые низводят человека до трагической участи бездомного бродяги.
Слайд 4
В центре пьесы некий собирательный образ человеческой массы,
которая, однако, всегда индивидуализирована. Заметим, что такие же собирательные
образы двух враждебных лагерей — капиталистов и рабочих — мы видим в пьесе «Враги». Знаменательны уже сами названия горьковских пьес: «Мещане», «Дачники», «Варвары», «Последние». Тем самым Горький стремится подчеркнуть социально-обобщенный характер своих персонажей.
Слайд 5
Конфликт в пьесах Горького всегда выражен не внешне, не в
сложной интриге, не в эффектных столкновениях, а во внутреннем
движении пьесы. Действие развивается в них неторопливо, без внешне эффектных переходов. Острота драматического конфликта у Горького носит отчетливо выраженный социальный характер. Центр тяжести его пьес — в столкновении идей, в борьбе мировоззрений, социальных принципов, политических взглядов.
Слайд 6
Сила горьковской драматургия заключается и в том, что
писатель рисует героя во всей его сложности. «Нужно в
каждой изображаемой единице найти, кроме общеклассового, тот индивидуальный стержень, который наиболее характерен для нее и в конечном счете определяет ее социальное поведение», — писал Горький.
Слайд 7
Социальные качества человека предстают в его пьесах не
в отвлеченном, прямолинейно выраженном виде, человек изображен у него
со всеми личными особенностями и свойствами. Но за индивидуальными качествами героя мы видим в резком и ясном свете его общественно-политическое лицо.
«Человека для пьесы надобно делать так, чтобы смысл каждой его фразы, каждого действия был совершенно ясен, чтоб его можно было презирать, ненавидеть и любить, как живого»,— учил великий художник.
Слайд 8
Развертывая в своих пьесах острую борьбу мировоззрений, идей,
Горький ясно определяет свое отношение к происходящим событиям. Но
отчетливая идейная оценка персонажей выражается в пьесах Горького не в непосредственных авторских суждениях и комментариях. В статье «О пьесах» Горький напоминал, что сила художественного образа в драматургии состоит в его способности без прямого авторского вмешательства раскрывать себя.
Слайд 9
«…Пьеса требует, чтобы каждая действующая в ней единица
характеризовалась и словом и делом самосильно, без подсказывания со
стороны автора».
С этим связано высокое мастерство речевой характеристики в драматургии Горького. Знаменательно, что в пьесе «На дне» писатель совершенно отказался от «босяцкого» жаргона. Но как прекрасно речь действующих лиц пьесы передает разнообразие их характеров, настроений, чувств и мыслей!
Слайд 10
Горький не часто пользуется формой развернутого монолога. Преобладает в
его пьесах диалог, реплика, иногда сказанная невзначай, но всегда
до предела насыщенная внутренний смыслом. В своих речевых характеристиках Горький стремился к тому, чтобы личность характеризовалась всесторонне: я с точки зрения классовой, и с точки зрения индивидуальных особенностей. Он добивался того, чтобы каждая реплика, каждое слово героя с максимальной выразительностью раскрывали его характер.
Слайд 11
Ясно проступает в особенностях речи сущность Луки и
Актера. Характер Луки, его ум, лукавство, многозначительная уклончивость, ласковая
вкрадчивость, склонность к жизненный обобщениям, утешительство выражаются в тех афоризмах, прибаутках н пословицах, которыми он пересыпает свою речь. «Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет.,, сегодня— добрый, завтра — злой». «По-моему, ни одна блоха — не плоха: все черненькие, все прыгают».
Слайд 12
В речи Актера слышится трагедия человека, знавшего некогда
иную жизнь, а теперь потерявшего даже свое имя. По
своим интонациям она носит декламационный оттенок, в лексике сохранились отголоски былой театральной профессии. «…По сцене мое имя — Сверчков-Заволжский… — говорит он, — никто этого не знает, никто!» Когда обитатели ночлежки высмеивают Актера и убеждают его, что не вырваться ему из ночлежки, Актер восклицает: «Невежды, дикари… Люди без сердца! Вы увидите— он уйдет!», «Обжирайтесь, мрачные умы», «…Стихотворение… Б-беранжера!» и т. д. В этих отрывочных, бессвязных фразах выражено бессилие погибшего человека.
Слайд 13
Так же сложна и выразительна речевая характеристика Барона.
В прошлом аристократ, а теперь искалеченный жизнью бездомный босяк,
он соединяет в своей речи барскую спесь и подавленность выбитого из жизненной колеи бродяги. Отсюда повелительный тон в его репликах, отсюда же и бессвязные фразы растерянного, не понимающего жизни человека.
Слайд 14
Язык горьковских пьес богат афоризмами, которые в предельно
сжатом и сгущенном виде обычно выражают серьезную мысль. В
пьесе «На дне» афористична речь и Луки, и Сатина, и Бубнова. Но как различны внутренний смысл и тональность этих афоризмов! У Луки они носят отвлеченный, двусмысленный характер, у Сатина — определенный и патетический: «Человек— это звучит гордо!», «Ложь — религия рабов и хозяев» и т. д. Афоризмы Бубнова проникнуты духом предельного отчаяния; Насте он говорит: «Ты везде лишняя… да и все люди на земле — лишние…»