Слайд 2
Лирическая миниатюра посвящена любимой женщине И.С.Тургенева Полине Виардо
Слайд 3
Когда меня не будет, когда всё, что было
мною, рассыплется прахом, — о ты, мой единственный друг,
о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня, — не ходи на мою могилу... Тебе там делать нечего.
Не забывай меня... но и не вспоминай обо мне среди ежедневных забот, удовольствий и нужд... Я не хочу мешать твоей жизни, не хочу затруднять ее спокойное течение.
Но в часы уединения, когда найдет на тебя та застенчивая и беспричинная грусть, столь знакомая добрым сердцам, возьми одну из наших любимых книг и отыщи в ней те страницы, те строки, те слова, от которых, бывало, — помнишь? — у нас обоих разом выступали сладкие и безмолвные слезы.
Прочти, закрой глаза и протяни мне руку... Отсутствующему другу протяни руку твою.
Я не буду в состоянии пожать ее моей рукой — она будет лежать неподвижно под землею... но мне теперь отрадно думать, что, быть может, ты на твоей руке почувствуешь легкое прикосновение.
И образ мой предстанет тебе — и из-под закрытых век твоих глаз польются слезы, подобные тем слезам, которые мы, умиленные Красотою, проливали некогда с тобою вдвоем, о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно!
Слайд 4
Определите тему, о чем говорит лирический герой. Приведите
ключевые слова.
Любил, застенчивая грусть, не вспоминай, не забывай,
сладкие слезы.
Тема: Герой говорит о вечной любви и памяти.
Слайд 5
Чтобы определить идею (ПРОБЛЕМУ), разделите текст на микротемы
и найдите мотивы, которые связаны с идеей.
Слайд 6
Когда меня не будет, когда всё, что было
мною, рассыплется прахом, — о ты, мой единственный друг,
о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня, — не ходи на мою могилу... Тебе там делать нечего.
Не забывай меня... но и не вспоминай обо мне среди ежедневных забот, удовольствий и нужд... Я не хочу мешать твоей жизни, не хочу затруднять ее спокойное течение.
Но в часы уединения, когда найдет на тебя та застенчивая и беспричинная грусть, столь знакомая добрым сердцам, возьми одну из наших любимых книг и отыщи в ней те страницы, те строки, те слова, от которых, бывало, — помнишь? — у нас обоих разом выступали сладкие и безмолвные слезы.
Прочти, закрой глаза и протяни мне руку... Отсутствующему другу протяни руку твою.
Я не буду в состоянии пожать ее моей рукой — она будет лежать неподвижно под землею... но мне теперь отрадно думать, что, быть может, ты на твоей руке почувствуешь легкое прикосновение.
И образ мой предстанет тебе — и из-под закрытых век твоих глаз польются слезы, подобные тем слезам, которые мы, умиленные Красотою, проливали некогда с тобою вдвоем, о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно!
Слайд 7
Мотив красоты (умиленные красотою).
Мотив воспоминания (любовь в сердце,
помни, не забывай).
Мотив любви и дружбы (единственный друг; я
любил).
Мотив жизни (переживешь меня).
Мотив смерти (когда меня не будет; рассыплется прахом, могила, лежать неподвижно под землею).
Мотив суетности (среди ежедневных забот, удовольствий и нужд). Таким образом, основная мысль:
Слайд 8
Проблема вечной любви
ПОЗИЦИЯ АВТОРА:
Вечная любовь возможна
тогда, когда мы ценим красоту, умеем помнить всегда, даже
после смерти любимого. Грош цена памяти, если это выполнение каких-либо традиций и обрядов.
Что считает автор , что он думает об этом? Как он относится к проблеме вечной любви?
Слайд 9
Запишем в I колонку слова и сочетания слов,
связанных с грустной тональностью
Во II колонку - светлой тональностью.
Какова
эмоциональная оценка автора, каков пафос стихотворения?
Что помогает создать впечатление повышенной эмоциональности?
Слайд 10
Когда меня не будет, когда всё, что было
мною, рассыплется прахом, — о ты, мой единственный друг,
о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня, — не ходи на мою могилу... Тебе там делать нечего.
Не забывай меня... но и не вспоминай обо мне среди ежедневных забот, удовольствий и нужд... Я не хочу мешать твоей жизни, не хочу затруднять ее спокойное течение.
Но в часы уединения, когда найдет на тебя та застенчивая и беспричинная грусть, столь знакомая добрым сердцам, возьми одну из наших любимых книг и отыщи в ней те страницы, те строки, те слова, от которых, бывало, — помнишь? — у нас обоих разом выступали сладкие и безмолвные слезы.
Прочти, закрой глаза и протяни мне руку... Отсутствующему другу протяни руку твою.
Я не буду в состоянии пожать ее моей рукой — она будет лежать неподвижно под землею... но мне теперь отрадно думать, что, быть может, ты на твоей руке почувствуешь легкое прикосновение.
И образ мой предстанет тебе — и из-под закрытых век твоих глаз польются слезы, подобные тем слезам, которые мы, умиленные Красотою, проливали некогда с тобою вдвоем, о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно!
Слайд 11
печаль;
когда меня не будет;
рассыплется прахом;
могила;
отсутствующий;
застенчивая грусть.
любил так нежно;
не
забывай;
протяни руку;
отрадно думать;
умиленные;
сладкие слезы.
Итак, в произведении тональность и грустная
(элегическая), и светлая (жизнеутверждающая).
Слайд 12
- Какие смысловые части можно выделить? Какова композиция?
Слайд 13
Когда меня не будет, когда всё, что было
мною, рассыплется прахом, — о ты, мой единственный друг,
о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня, — не ходи на мою могилу... Тебе там делать нечего.
Не забывай меня... но и не вспоминай обо мне среди ежедневных забот, удовольствий и нужд... Я не хочу мешать твоей жизни, не хочу затруднять ее спокойное течение.
Но в часы уединения, когда найдет на тебя та застенчивая и беспричинная грусть, столь знакомая добрым сердцам, возьми одну из наших любимых книг и отыщи в ней те страницы, те строки, те слова, от которых, бывало, — помнишь? — у нас обоих разом выступали сладкие и безмолвные слезы.
Прочти, закрой глаза и протяни мне руку... Отсутствующему другу протяни руку твою.
Я не буду в состоянии пожать ее моей рукой — она будет лежать неподвижно под землею... но мне теперь отрадно думать, что, быть может, ты на твоей руке почувствуешь легкое прикосновение.
И образ мой предстанет тебе — и из-под закрытых век твоих глаз польются слезы, подобные тем слезам, которые мы, умиленные Красотою, проливали некогда с тобою вдвоем, о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно!
Слайд 14
Текст можно разбить на 2 части; в I
- она - ее память, во II части –
я (герой) - его чувства.
- Найдите слова, которые создают обрамление.
О ты, которую я любил так глубоко и так нежно!
- Кольцевая композиция помогает лирическому герою более эмоционально выразить свои чувства. Текст построен на внутреннем монологе.
Слайд 15
Вспомним фигуры речи: антитеза, повторы, градация, перифраз, обращения,
инверсия, фигура умолчания и другие.
Какие из перечисленных фигур
использованы в стихии Тургеневым?
Их функция?
Слайд 16
Когда меня не будет, когда всё, что было
мною, рассыплется прахом, — о ты, мой единственный друг,
о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня, — не ходи на мою могилу... Тебе там делать нечего.
Не забывай меня... но и не вспоминай обо мне среди ежедневных забот, удовольствий и нужд... Я не хочу мешать твоей жизни, не хочу затруднять ее спокойное течение.
Но в часы уединения, когда найдет на тебя та застенчивая и беспричинная грусть, столь знакомая добрым сердцам, возьми одну из наших любимых книг и отыщи в ней те страницы, те строки, те слова, от которых, бывало, — помнишь? — у нас обоих разом выступали сладкие и безмолвные слезы.
Прочти, закрой глаза и протяни мне руку... Отсутствующему другу протяни руку твою.
Я не буду в состоянии пожать ее моей рукой — она будет лежать неподвижно под землею... но мне теперь отрадно думать, что, быть может, ты на твоей руке почувствуешь легкое прикосновение.
И образ мой предстанет тебе — и из-под закрытых век твоих глаз польются слезы, подобные тем слезам, которые мы, умиленные Красотою, проливали некогда с тобою вдвоем, о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно!
Слайд 17
антитеза:.
повторы:
обращения:
градация:
перифраз:
Слайд 18
антитеза: не забывай - не вспоминай, жизнь -
смерть.
повторы: о ты, мой единственный друг; слезы; не
хочу
обращения: единственный друг
градация: книга - страница - строка - слова;
перифраз: рассыплется прахом (умрет),
Контраст усиливает чувства
не в силах сдержать чувства
создается образ друга
усиливает выразительность
Слайд 19
Когда меня не будет, когда всё, что было
мною, рассыплется прахом, — о ты, мой единственный друг,
о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня, — не ходи на мою могилу... Тебе там делать нечего.
Не забывай меня... но и не вспоминай обо мне среди ежедневных забот, удовольствий и нужд... Я не хочу мешать твоей жизни, не хочу затруднять ее спокойное течение.
Но в часы уединения, когда найдет на тебя та застенчивая и беспричинная грусть, столь знакомая добрым сердцам, возьми одну из наших любимых книг и отыщи в ней те страницы, те строки, те слова, от которых, бывало, — помнишь? — у нас обоих разом выступали сладкие и безмолвные слезы.
Прочти, закрой глаза и протяни мне руку... Отсутствующему другу протяни руку твою.
Я не буду в состоянии пожать ее моей рукой — она будет лежать неподвижно под землею... но мне теперь отрадно думать, что, быть может, ты на твоей руке почувствуешь легкое прикосновение.
И образ мой предстанет тебе — и из-под закрытых век твоих глаз польются слезы, подобные тем слезам, которые мы, умиленные Красотою, проливали некогда с тобою вдвоем, о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно!
Слайд 20
«Когда меня не будет...» содержит недосказанное, таинственное. Это
предположение, просьба. Герой жив, но размышляет о смерти и
памяти. Это помогает ему жить.
Поэтическую мелодию стихотворения создают тропы, основной троп — эпитет. Он доминирует. Найдите.
Единственный друг, сладкие слезы, беспричинная и застенчивая грусть, любил так глубоко и так нежно.
Как вы объясните эпитет «сладкие слезы»?
Это оксюморон - слезы радости, умиления.
Вывод: фигуры речи и тропы помогают Тургеневу выразить сильное, глубокое чувство, надежду на память. Любовь после смерти.
Слайд 21
Выпишите художественные детали.
Определите, как эти детали помогают
установить связь между настоящим, прошлым и будущим?
Слайд 22
Когда меня не будет, когда всё, что было
мною, рассыплется прахом, — о ты, мой единственный друг,
о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня, — не ходи на мою могилу... Тебе там делать нечего.
Не забывай меня... но и не вспоминай обо мне среди ежедневных забот, удовольствий и нужд... Я не хочу мешать твоей жизни, не хочу затруднять ее спокойное течение.
Но в часы уединения, когда найдет на тебя та застенчивая и беспричинная грусть, столь знакомая добрым сердцам, возьми одну из наших любимых книг и отыщи в ней те страницы, те строки, те слова, от которых, бывало, — помнишь? — у нас обоих разом выступали сладкие и безмолвные слезы.
Прочти, закрой глаза и протяни мне руку... Отсутствующему другу протяни руку твою.
Я не буду в состоянии пожать ее моей рукой — она будет лежать неподвижно под землею... но мне теперь отрадно думать, что, быть может, ты на твоей руке почувствуешь легкое прикосновение.
И образ мой предстанет тебе — и из-под закрытых век твоих глаз польются слезы, подобные тем слезам, которые мы, умиленные Красотою, проливали некогда с тобою вдвоем, о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно!
Слайд 23
Реализуется связь будущего с настоящим.
Связь настоящего с
прошлым.
Прошлое и настоящее.
Связь с будущим.
Рука
Слёзы
Книга
Могила
Значение детали
Слайд 24
В последнем абзаце льются слезы, очищающие и объединяющие
в одном порыве.
Он и она живут в сердце, в
памяти. Это история души, любви. Это их тайна. Обратим внимание на синтаксические, морфологические особенности. Какова особенность синтаксических конструкций.
Слайд 25
Когда меня не будет, когда всё, что было
мною, рассыплется прахом, — о ты, мой единственный друг,
о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня, — не ходи на мою могилу... Тебе там делать нечего.
Не забывай меня... но и не вспоминай обо мне среди ежедневных забот, удовольствий и нужд... Я не хочу мешать твоей жизни, не хочу затруднять ее спокойное течение.
Но в часы уединения, когда найдет на тебя та застенчивая и беспричинная грусть, столь знакомая добрым сердцам, возьми одну из наших любимых книг и отыщи в ней те страницы, те строки, те слова, от которых, бывало, — помнишь? — у нас обоих разом выступали сладкие и безмолвные слезы.
Прочти, закрой глаза и протяни мне руку... Отсутствующему другу протяни руку твою.
Я не буду в состоянии пожать ее моей рукой — она будет лежать неподвижно под землею... но мне теперь отрадно думать, что, быть может, ты на твоей руке почувствуешь легкое прикосновение.
И образ мой предстанет тебе — и из-под закрытых век твоих глаз польются слезы, подобные тем слезам, которые мы, умиленные Красотою, проливали некогда с тобою вдвоем, о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно!
Слайд 26
Предложения:
Какая часть речи преобладает? Почему?
Слайд 27
Предложение сложные, простые осложнены
обращениями, однородными членами, вводными словами.
Какая часть речи преобладает? Почему?
Тургенев
использует глаголы в повелительном наклонении; глаголы совершенного вида. Часто встречается частица не перед глаголом. Это связано с желанием героя, с просьбой к любимой не делать того, что ему не нравится и сейчас.
Слайд 28
Повторяются местоимения: я, меня, мной, мне, тебя, ты,
тобой.
Любовь - это чувство, таинство двух сердец, это умиление
красотой, это чтение книг, прослушивание музыки.
Слайд 29
Музыкальность, напряженное состояние души передает
звукопись.
Прочтите предложение: «Но в часы уединения, когда найдет на
тебя та застенчивая и беспричинная грусть, столь знакомая добрым сердцам, возьми одну из наших любимых книг и отыщи в ней те страницы, те строки, те слова, от которых, бывало, — помнишь? — у нас обоих разом выступали сладкие и безмолвные слезы.»
Какие звуки слышатся чаще?
«с», «з». Они передают и светлые, и грустные чувства, усиливают мотив красоты.
Слайд 30
А в предложениях «Прочти, закрой глаза и протяни
мне руку... Отсутствующему другу протяни руку твою»?
Аллитерация «р»,
«п»,
ассонанс «у», «а» нагружаются смыслом, идущим от важных для писателя слов: память, рука, друг.
Слайд 31
Вывод:
Перед нами творение великого мастера. Стихотворение в
прозе содержит глубокие размышления о торжестве красоты и бессмертия,
о нежной любви, той любви, которая обещает человеку торжество над смертью (мне отрадно думать). Любящий человек прекрасен, духовно окрылен. Это размышления лирического героя о законах человеческого бытия, молодости и старости, жизни и смерти, любви и бессмертии.