Татьяна
Никитична
Толстая
Татьяна Никитична
в кругу семьи
Слайд 3
Биография
Родилась 3 мая 1951 г. в Ленинграде, в
семье профессора Никиты Алексеевича Толстого, в многодетной семье.
Внучка писателя
Алексея Николаевича Толстого и поэтессы Наталии Крандиевской по отцовской линии.
Лозинский Михаил Леонидович, дедушка по материнской линии, литературный переводчик, поэт.
В 1974 г. окончила Ленинградский университет, отделение классической филологии.
В 1974 г. вышла замуж за филолога-классика А.В.Лебедева и переехала в Москву.
Работала в главной редакции восточной литературы издательства «Наука».
В 1987 г. принята в члены Союза писателей СССР.
С 1989 г. постоянный член Российского ПЕН-центра.
В 1991 г. начинает журналистскую деятельность.
Слайд 5
Дети Татьяны Толстой
Старший сын - Артемий Лебедев, дизайнер,
художественный руководитель студии Артемия Лебедева, ведёт блог в Живом
журнале
Младший сын – Алексей Андреевич, фотограф, архитектор компьютерных программ, живёт в США. Женат
Слайд 6
Переезд в США
В 1990 г. уезжала в США,
вернулась в Россию в 1999 г.
Преподавала русскую литературу и
художественное письмо в колледже Скидмор в городе Саратога-Спрингс.
В Принстоне сотрудничала c New York Review of Books и другими журналами.
Читала лекции в университетах.
Слайд 7
Журналистская деятельность и телевидение
В 1991 г. начинает журналистскую
деятельность.
Ведёт собственную колонку «Своя колокольня» в газете «Московские новости».
Сотрудничает
с журналом «Столица» и является членом редколлегии.
Сотрудничает в журнале «Русский телеграф», где появляются эссе, очерки, статьи писательницы.
В 1998 г. стала членом редколлегии американского журнала «Контрапункт».
Переводит свои произведения на английский, немецкий. Французский. Шведский и другие языки мира.
12 августа 1992 г. участвовала в телепередаче «Основной инстинкт».
С октября 2002 г. по 2014 г. вела передачу «Школа злословия».
С 20-7 г. (1-3 сезоны) являлась постоянным членом жюри телепроекта «Минута славы» на Первом канале.
Слайд 8
Награды писательницы
Лауреат премии «Триумф», 2001.
Лауреат Национальной премии общественного
признания достижений женщин России «ОЛИМПИЯ», 2003.
Лауреат премии «ТЭФИ», совместно
с Авдотьей Смирновой, 2003.
Обладатель приза в номинации «Новая культура новой Европы» XX Международного экономического форума в Польше, 2010.
Лауреат «Премии Белкина» за повесть «Лёгкие миры», 2014.
Вошла в шорт-лист литературной «Премии Саши Чёрного» (повесть «Лёгкие миры»).
Слайд 9
Залог успеха
Прекрасные учителя.
Учителями писательницы
были известные писатели: Ремизов, Шкловский, Тынянов. Они использовали в
своих произведениях редко используемые слова. В рассказах Т.Толстой нередко можно встретить малоизвестные слова.
Это позволяет украсить произведения самыми неожиданными сочетаниями.
Своеобразная манера преподнесения описываемых событий:
- Рассказы читаются легко и быстро.
- Захватывающий сюжет
- Речь изобилует словами разных семантических слоёв русского языка.
- Описание героев «со стороны».
Слайд 10
Особенности художественного мира
Татьяны Толстой
Проза Т.Толстой – богатая
парадигма авторских жанров
(эссе, очерк, фельетон, статьи, художественный рассказ, драмы).
Сближение
философско-поэтического содержания произведений и публицистикой.
Проявление художественного единства на идейном, сюжетном, образном уровнях.
Моделирование собственных жанров на основе традиционных жанровых канонов.
Яркость, изощрённость повествовательной манеры.
Сказочная поэтика.
Орнаментальность прозы.
Обращение к традициям русской прозы, поэзии, песен и фольклора, а также к сказовым и мифологическим.
Внутренний конфликт рассказов.
Фотографический принцип изображения.
Жанровой гибкости способствуют
- художественная образность;
- метафоричность;
- яркая фабульность;
- острая сатиричность;
- информационная социальность;
- логическая рациональность;
- аргументированный документализм.
Слайд 11
Основная тематика женской прозы
Татьяны Толстой
Проблемы семьи.
Контраст детства
и взрослой жизни.
Темы «утерянного рая».
Сиротство и одиночество человека в
мире непонимания и жестокости.
Вопросы оправданности человеческой жертвы во всех её проявлениях.
Истинное и ложное существование.
Разлад мечты и действительности.
Отношение человека ко времени.
Связь прошлого с настоящим и будущим.
Поиск смысла в жизни, своего места в мире.
Связь личности и общества.
Тема «маленького человека».
Слайд 12
Роман «Кысь»
Замысел родился под впечатлением от чернобыльской катастрофы.
Роман
– своеобразная энциклопедия русской жизни.
Жанровое своеобразие реализуется в социальном
и философском аспектах.
Роман – антиутопия.
Главный герой – Книга.
Отношение к книге – один из центральных мотивов жанра романа.
Присутствует интертекстуальный мотив.
Сюжет: главный герой проникается патологической жаждой чтения. Чтение превращается в процесс. Книга перестаёт быть источником знаний, средством для духовного совершенствования человека.
Слайд 13
Рассказ «Река Оккервиль»
Грани «петербургского текста»: зависимость восприятия автора
и читателя от литературных ассоциаций.
Город заставляет существовать героев по
законам вымышленной, театральной жизни.
Мифологичность звучания.
Встреча героя с мифом, который трагически разрушается.
Интертекстуальность рассказа.
Типизация образа «маленького человека».
Главный герой испытывает блаженство от чарующего голоса Веры Васильевны. Для него пластинка не вещь, а сама Вера Васильевна.
Слайд 14
Рассказ «Сюжет»
Игра писательницы с мифами.
Читательские ассоциации.
Читатель – соавтор.
Принцип
метаморфоз.
Сюжет – зигзаг.
Рассказ «Чистый лист»
Мужской и женский миры.
«Безумие становится
нормой»
Герой обречён на одиночество.
Финал рассказа напоминает финал замятинской антиутопии «Мы».
Идеал семьи заменяется идеалом Инкубатора.
Слайд 15
Рассказ «Свидание с птицей»
Звучит тема столкновения мечты и
действительности.
Причудливое слияние автора и героя.
Поэтичные аллегории.
Метафорический мир на полях
биографии героя.
Фееричный сказочный мир.
Реальный мир – радость открытий, горечь потерь, неизбежность смерти.
Рассказ «Соня»
Традиционные ценности – высшая категория бытия.
Традиционная тема любви.
Время действия – предвоенная пора.
Проверка на прочность истинных романтических ценностей.
Незащищённость – обман.
Бескорыстие – эгоизм.
Соня счастливая, т.к. верила в любовь.