Слайд 2
Новый подход к оценке Октября и гражданской войны
Долгие годы образ Октября 1917.,
определявший характер освещения литературного процесса в 20-е гг., был весьма одноплановым, упрощенным. Забыть этот образ, как и романы 20-х гг., запечатлевшие героическое величие эпохи Октября, «Железный поток» (1924) А. Серафимовича, «Разгром» (1926) А. Фадеева, повесть «Ветер» (1924) и рассказ «Сорок первый» (1924) Б. Лавренева – невозможно, несправедливо. Сейчас читатель и телезритель знают, что помимо «революции – праздника трудящихся и угнетенных» существовал и иной образ: «окаянные дни» (Бунин), «глухие годы» (Мандельштам), «Блевотина войны – октябрьское веселье» (Гиппиус).
Слайд 3
Иван Шмелев в 1924 г. в
статье «Крестный подвид», обращенной скорее всего к будущему, одним
из первых сказал о трагическом идеализме десятков тысяч юных офицеров, любивших Россию. При чутком отношении к мучительным «Окаянным дням» (1918-1920) И.А. Бунина – этим дневникам страшных лет можно уловить ноту глубочайшего страдания, боли, тоскующей любви к России. Своего «плачущего ангела» можно обнаружить и в самых злых статьях И. Шмелева, Дон-Аминадо, М. Волошина. Новый подход к трагической эпохе революции, гражданской войны, к 20-м гг. и литературному процессу этого периода – это собирание всего вышесказанного.
Слайд 4
Осмысление событий революции и судьбы России: «Пролеткульт» и
«Кузница»
«Пролетарские культурно-просветительные организации возникли незадолго до Октября. Цель: «выработка
самостоятельной духовной культуры». Тысячи молодых рабочих, ремесленников и людей из низов пришли учится стихотворству, рисованию и тд. Руководителем этой молодежи оказался А. А. Богданов – социолог, философ.
Поэзия «Кузницы» - это порождение первого этапа становления новой литературы. Она вышла из Пролеткульта. Яркие индивидуальности: Владимир Кириллов, Михаил Герасимов, Василий Александровский, Василий Казин и др. «Перекричать» пролетарских поэтов было почти невозможно.
Слайд 5
Растущая несвобода заставляла искать особой «тайной свободы». Особой
формой выражения стала «дневниковая» проза, бытописательство. «В ритме дней»
(1918) П. Муратова, «Дни» В. В. Шульгина, «Окаянные дни» И. А. Бунина. В виде посланий или житейских заметок построен «Апокалипсис нашего времени» В. В. Розанова, посылаемый в « Книжный угол» - маленький литературный журнал, выходивший с перерывами в Петербурге.
Слайд 6
«Окаянные дни» (1918-1920)
И. А. Бунина принадлежат
к
интимной, «потаенной»
литературе.
Это история сопротивления
души угасанию духа.
Слайд 7
Новые литературные журналы
Сразу же после окончания гражданской войны
и принятия новой экономической политики (НЭП, 1921 г.) начался
новый этап жизни в советской стране. Вновь было разрешены частные издательства. Как результат - возникновение новых литературных журналов: "Печать и революция", "Красная новь" (1921), "Молодая гвардия", "Сибирские огни" (1922), "Красная нива", "Прожектор", "На посту", "Леф" (1923), "Октябрь", "Звезда" (1924), "Новый мир" (1925).
Слайд 8
Алексей Михайлович Ремизов (1877-1957) – русский писатель. В
годы революции и последующие годы военного коммунизма Ремизов оставался в Петрограде, хотя
политически был настроен против большевиков. Создал два «плача»: «Слова о погибели земли Русской» и «Заповедное слово русскому народу».
Алексей Ремизов
Слайд 9
Дмитрий Фурманов
Дмитрий Андреевич Фурманов (1981-1926) - советский писатель-прозаик,
революционер, военный и политический деятель. Основные произведения:
1922 — «Красный десант»
1923 —
«Чапаев»
1923 — «В восемнадцатом году»
1925 — «Мятеж»
Слайд 10
Александр Серафимович
Александр Серафимович (настоящая фамилия — Попов; 1863 — 1949) — русский советский писатель.
В 1918 году вступил в партию большевиков, возглавлял литературный отдел газеты «Известия».
С
ноября 1926 по август 1929 года был главным редактором журнала «Октябрь». Произведения: «Железный поток», «Пески» и др.
Слайд 11
Литературные группировки.
«ЛЕФ»
Левый фронт искусства, состоявший из поэтов и
теоретиков предреволюционного футуризма во главе с В. Маяковским, О.
Бриком, В. Арбатовым, Н. Чужаком, В. Каменским, А. Крученых и др. Возник в 1922 году и просуществовал до 1928 года. Теоретики этого течения утверждали союз искусства с производством, пропагандировали веру в технический прогресс, а в искусстве – «литературу факта».
Слайд 12
«Перевал»
Марксистская литературная группа, возникшая в Москве в 1923-1924
гг., имевшая издательскую базу в виде журнала «Красная новь»
и сборников «Перевал». Неформальным лидером был критик А. К. Воронский. В группу входили: А. Веселый, М. Голодный, М. Светлов, Э. Багрицкий, А. Платонов, И. Катаев, М. Пришвин, А. Малышкин и др.
«Перевал» отстаивал свободу писателей от деспотично навязываемого «социального заказа», защищал право автора на выбор темы, жанра, боролся с нормативным «управляемым искусством».
Слайд 13
Конструктивизм или ЛКЦ
Литературный центр конструктивистов - литературная группа,
возникшая в 1924 и распавшаяся в 1930 году. Позиция
этого объединения - в него входили И. Сельвинский, В. Луговской, В. Инбер, Б. Агапов, Э. Багрицкий, Е. Габрилович – выражена теоретиком К. Л. Зеленским: «Любовь к цифрам, к деловой речи, цитате из документов, деловому факту, описанию события- все это черты, характерные для конструктивизма». В какой-то мере это было повторение программы Лефа, его устремления к без национальному искусству, к «европеизму», к «преодолению человека» с его слабостями, «тонкостями» души, «архаизмом» привязанностей к дому, семье, прошлому.
Слайд 14
ОБЭРИУ
Объединение реального искусства — крайне малочисленная, почти камерно-салонная
группа поэтов, находившаяся под влиянием футуристов, ставившая целью пародийно-абсурдное
изображение действительности. Группу «обэриутами» основали в 1926 г. Даниил Хармс (1905—1942), Александр Введенский (1904—1941) и Николай Заболоцкий (1903-1958) В разные годы к ней примыкали прозаик К. К. Вагинов (1899-1934), драматург Е. Л. Шварц (1896—1958), а из художником , «обэриутами» сотрудничали Павел Филонов и Казимир Малевич.
Слайд 15
Александр Фадеев
Александр Александрович Фадеев (1901-1956) - русский советский писатель и общественный
деятель. В 1918 году вступил в РКП(б) и принял кличку Булыга.
Стал партийным агитатором. В 1919 г. вступил в Особый Коммунистический отряд красных партизан. Был признан достойнейшим продолжателем толстовской эпической традиции после появления романа «Разгром».
Слайд 16
Романы М. Булгакова («Белая гвардия»), М. Шолохова («Тихий
Дон»), отчасти А. Н. Толстого («Хождение по мукам», «Перт
Первый»)следует рассматривать как завершающий этап развития романа, крупноформатного жанра прозы.
Если суммировать главный итог дискуссий и споров в эмиграции, то можно сделать вывод, что исчезло доверие пессимистическим пророчествам о «конце литературы» в СССР.
Все лучшие произведения прозы и поэзии 20-х – начала 30-х гг. отмечены известной взвешенностью, моментами явной переклички с литературой метрополии. Все дело – в глубине потрясенности, в даре великого переживания события, в трагизме самораскрытия.