Слайд 3
Литературные методы, направления, течения
Художественный метод – это принцип
отбора явлений действительности, особенности их оценки и своеобразие их
художественного воплощения.
Литературное направление – это метод, который становится главенствующим и приобретает более определенные черты, связанные с особенностями эпохи и тенденциями в культуре.
Слайд 4
Литературное течение – проявление идейно-тематического единства, однородность сюжетов,
характеров, языка в творчестве нескольких писателей одной эпохи.
Литературные методы,
направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм)
Слайд 5
Реализм - направление литературы и искусства, возникшее в
18 веке, достигшее всестороннего раскрытия и расцвета в критическом
реализме 19 века и продолжающее развиваться в борьбе и взаимодействии с др. направлениями в 20 веке (вплоть до современности).
Реализм - правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.
Слайд 6
1.Типизация фактов действительности, т.е., по Энгельсу, «помимо правдивости
деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах».
2.Показ
жизни в развитии и противоречиях, носящих прежде всего общественный характер.
3.Стремление раскрыть сущность жизненных явлений без ограничения тем и сюжетов.
4.Устремленность к нравственным исканиям и воспитательному воздействию.
Принципы реализма
Слайд 7
Наиболее яркие представители реализма в русской литературе:
А.Н.Островский, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, М.Е.Салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов, М.Горький, И.Бунин,
В.Маяковский, М.Булгаков, М.Шолохов, С.Есенин,
А.И.Солженицын и др.
Слайд 9
Основное свойство – посредством типизации отражать жизнь в
образах, соответствующих сути явлений самой жизни.
Ведущий критерий художественности –
верность действительности; стремление к непосредственной достоверности изображения, «воссозданию» жизни «в формах самой жизни». Признаётся право художника освещать все стороны жизни без каких-либо ограничений. Большое разнообразие художественных форм.
Задача писателя-реалиста – стараться не только уловить жизнь во всех её проявлениях, но и понимать её, понимать те законы, по которым она движется и которые не всегда выступают наружу; нужно сквозь игру случайностей добиться до типов – и со всем тем всегда оставаться верным правде, не довольствоваться поверхностным изучением, чуждаться эффектов и фальши.
Слайд 11
Черты реализма
СТРЕМЛЕНИЕ К ШИРОКОМУ ОХВАТУ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ЕЁ
ПРОТИВОРЕЧИЯХ, ГЛУБИННЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ И РАЗВИТИИ;
-ТЯГОТЕНИЕ К ИЗОБРАЖЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА В
ЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СО СРЕДОЙ: ВНУТРЕННИЙ МИР ПЕРСОНАЖЕЙ, ИХ ПОВЕДЕНИЕ НЕСУТ НА СЕБЕ ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ; БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОМУ ФОНУ ВРЕМЕНИ;
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ В ИЗОБРАЖЕНИИ ЧЕЛОВЕКА;
СОЦИАЛЬНЫЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ;
ИСТОРИЧЕСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ НА ЖИЗНЬ.
Слайд 12
просветительский реализм
критический реализм
социалистический реализм
Формы реализма
Слайд 13
Этапы развития:
- Просветительский реализм (Д.И. Фонвизин, Н.И.Новиков, А.Н.
Радищев, молодой И.А. Крылов);
«синкретический» реализм: сочетание реалистических и романтических
мотивов, при доминанте реалистического (А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов);
Критический реализм – обличительная направленность произведений; решительный разрыв с романтической традицией (И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, А.Н. Островский);
Социалистический реализм – проникнут революционной действительностью и ощущением социалистического преобразования мира (М. Горький).
Слайд 14
РЕАЛИЗМ В РОССИИ
Появился в XIX веке. Стремительное развитие
и особый динамизм.
Особенности русского реализма:
Активное освоение социально-психологической, философской и
моральной проблематики;
Выраженный жизнеутверждающий характер;
Особый динамизм;
Синтетичность( более тесная связь с предшествующими литературными эпохами и направлениями: просветительством, сентиментализмом, романтизмом).
Слайд 15
М.Ю.Лермонтов «Мцыри»
“Ты хочешь знать, что
видел я
На воле? — Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой.
Я видел груды темных скал,
Когда поток их разделял,
И думы их я угадал:
Мне было свыше то дано!
Простерты в воздухе давно
Объятья каменные их,
И жаждут встречи каждый миг;
Но дни бегут, бегут года —
Им не сойтися никогда!
Слайд 17
Реализм
Реализм пытался адаптироваться к мироощущению человека XX столетия,
к новым философским, эстетическим реалиям. Обновленный реализм.
Социалистический реализм, новая
эстетика, в основе которой лежит утверждение нормативных характеров в нормативных обстоятельствах.
Слайд 18
проникнут духом просветительской идеологии
утверждается прежде всего
в прозе
определяющим жанром литературы становится роман
за
романом возникает буржуазная, или мещанская драма
воссоздал обыденную жизнь современного общества
отразил его социальные и нравственные конфликты
изображение характеров в нём было прямолинейным и подчинялось моральным критериям, резко разграничивавшим добродетель и порок (лишь в отдельных произведениях изображение личности отличалось сложностью и диалектической противоречивостью (Филдинг, Стерн, Дидро)
Реализм 18 века
Слайд 19
в Великобритании (Д. Дефо, С. Ричардсон, Г. Филдинг,
Т. Смоллетт, Л. Стерн)
во Франции (А. Ф. Прево,
Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо)
в Германии (ранний И. В. Гёте)
Буржуазная(мещанская) драма:
в Великобритании — Дж. Лилло
во Франции — Дидро
в Германии — Г. Э. Лессинг, молодой Ф. Шиллер
Значительные реалистические романы в 18 веке созданы:
Слайд 20
Критический реализм - течение, возникшее в
Германии в конце 19 века (Э. Бехер, Г. Дриш,
А. Венцль и др.) и специализирующееся на теологической интерпретации современного естествознания (попытки примирить знание с верой и доказать «несостоятельность» и «ограниченность» науки).
Критический реализм
Слайд 21
критический реализм по-новому изображает отношение человека и окружающей
среды
человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными
обстоятельствами
предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека(критический реализм потому одновременно становится психологическим)
Принципы критического реализма
Слайд 22
А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов.
Основные представители в
России:
Слайд 23
«Как человек, как личность писатель русский… стоял освещенный
ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу
жизни – литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою, прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России». М.Горький.
Слайд 24
Социалистический реализм
Социалистический реализм, —
одно из важнейших художественных направлений в искусстве XX века;
особый художественный метод (тип мышления), базирующийся на познании и осмыслении жизненной действительности эпохи, которая понималась как динамично изменяющаяся в своём «революционном развитии».
Слайд 25
Народность. Герои произведений должны быть выходцами из народа.
Как правило, героями соцреалистических произведений становились рабочие и крестьяне.
Партийность.
Отказаться от правды, эмпирически найденной автором, и заменить её партийной правдой; показать героические поступки, поиск новой жизни, революционную борьбу за светлое будущее.
Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать доктрине исторического материализма (материя первична, сознание вторично).
Принципы соцреализма
Слайд 26
«Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место
в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным.
Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни».
Д. Лихачев.
Д.С.Лихачев
Слайд 28
И. Н. Крамской (1837 – 1887)
Основные работы: «Полесовщик»,
«Неизвестная»,«Пасечник», «Русалка», «Христос в пустыне»,портреты Л. Толстого, Н. Некрасова,М.Салтыкова-Щедрина,
И. Шишкина.
«Искусство должно говорить правду о жизни… искусство должно быть национальным…Художник – критик общественных явлений…Только чувство общественности даёт силу художнику и удесятеряет его силы… Без идеи нет искусства, но в то же время, и ещё более того, без живописи, живой и разительной, нет картин, а есть только благие намерения и только!»
14 бунтарей во главе с И. Н. Крамским покинули Академию художеств и организовали в 1863г «Артель свободных художников», которая просуществовала до 1870г.Позже «Товарищество передвижных выставок».
Слайд 29
И. И. Шишкин (1832 – 1898)
Основные произведения: «В
лесу», «Рубка леса», «Полдень. В окрестностях Москвы», «Утро в
сосновом бору», «Вид на острове Валааме», «Рожь».
Слайд 30
В. Е. Маковский (1846-1920)
«В гостях у сына», «На
бульваре»
Н. В. Неврёв (1830-1904)
«Торг. Сцена из крепостного быта»
В. В.
Пукирёв (1832-1890)
«Неравный брак»
Слайд 31
К. А. Савицкий (1844-1905)
Основные работы: « Ремонтные работы
на железной дороге», «Встреча иконы», « На войну».
В. И.
Якоби (1834-1902)
«Привал арестантов»
Г. Г. Мясоедов (1834-1911)
«Знахарь», «Земство обедает»
Слайд 32
А. К. Саврасов (1830-1897)
Основные работы: «Грачи прилетели», «Просёлок»,
«Зимняя дорога», «Дворик. Зима», «Лосиный остров в Сокольниках», «
Сельский вид».
Н. Н. Ге (1831-1894)
Реформатор исторического жанра, друг и последователь Л. Толстого
Слайд 33
И. Е. Репин (1844 - 1930)
Основные работы: «
Не ждали, «Бурлаки», «Арест пропагандиста», «Царевна Софья», «Протодиакон», «Осенний
букет», «Иван Грозный и сын его Иван», «Крёстный ход в Курской губернии» и другие
Репин вскрывал противоречия действительности. В исторических полотнах раскрывал трагические конфликты, создал яркие вольнолюбивые образы. В портретах современников раскрывал личность в психологическом и социальном плане.