Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему к уроку литературы на тему Пьеса Островского Гроза в критике

После выхода в свет пьесы А. Н. Островского “Гроза” появилось множество откликов в периодической печати, но наибольшее внимание привлекли статьи Н. А. Добролюбова “Луч света в темном царстве” и Д. И. Писарева “Мотивы русской драмы ”.
Н. Добролюбов «Луч света в темном царстве» (1860) Д. Писарев «Мотивы русской После выхода в свет пьесы А. Н. Островского “Гроза” появилось множество откликов “Гроза” - произведение, написанное Островским накануне великого события — отмены крепостного права. Взгляд Добролюбова на пьесу (цитатный план):«Островский обладает глубоким пониманием русской «Характер Катерины... составляет шаг вперед во всей нашей литературе».«Русский сильный характер в Говоря о том, как “понят и выражен сильный русский характер в “Грозе”, В своих рассуждения Добролюбов не заметил главного - различия между религиозностью Катерины С иных позиций оценивал “Грозу” Д. И. Писарев в статье “Мотивы русской Взгляды Д. И. Писарева на пьесу. В чем выражается его полемика с Наиболее глубоко прочувствовал “Грозу” Аполлон Григорьев.  Он Каковы взгляды на пьесу «Гроза» у Ап. Григорьева?Народность — главное в творчестве Источники:Портрет Ап. Григорьева: http://www.rulex.ru/01040281.htmПортрет Н.А.Добролюбова: http://www.rulex.ru/01050509.htmПортрет Д.И.Писарева: http://www.rulex.ru/01160351.htmЦитатные планы по статьям критиков
Слайды презентации

Слайд 2 После выхода в свет пьесы А. Н. Островского

После выхода в свет пьесы А. Н. Островского “Гроза” появилось множество

“Гроза” появилось множество откликов в периодической печати, но наибольшее

внимание привлекли статьи Н. А. Добролюбова “Луч света в темном царстве” и Д. И. Писарева “Мотивы русской драмы ”.

Слайд 3 “Гроза” - произведение, написанное Островским накануне великого события

“Гроза” - произведение, написанное Островским накануне великого события — отмены крепостного

— отмены крепостного права.

Вопрос, поднятый в драме, был

весьма актуален (обличение “темного царства” перед его крахом).

Именно поэтому вокруг “Грозы” развернулась острая дискуссия, причем основным предметом спора был вопрос: как трактовать характер Катерины Кабановой, что собой являет эта героиня?



Слайд 4 Взгляд Добролюбова на пьесу
(цитатный план):
«Островский

Взгляд Добролюбова на пьесу (цитатный план):«Островский обладает глубоким пониманием русской

обладает глубоким пониманием русской жизни».
«Он захватил такие общие стремления

и потребности, которыми проникнуто все русское общество».
«Произвол, с одной стороны, и недостаток сознания прав своей личности — с другой, — вот основания, на которых держится все безобразие взаимных отношений».
«Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров».

Слайд 5 «Характер Катерины... составляет шаг вперед во всей нашей

«Характер Катерины... составляет шаг вперед во всей нашей литературе».«Русский сильный характер

литературе».
«Русский сильный характер в „Грозе“ поражает нас своей противоположностью

всяким самодурным началам».
«Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе... самый сильный протест бывает тот, который поднимается... из груди самых слабых и терпеливых».
«Грустно, горько такое освобождение... В том-то и сила ее характера, оттого-то „Гроза“ и производит на нас впечатление освежающее».
«Конец этот кажется нам отрадным... в нем дан страшный вызов самодурной силе».


Слайд 6 Говоря о том, как “понят и выражен сильный

Говоря о том, как “понят и выражен сильный русский характер в

русский характер в “Грозе”, Н. А. Добролюбов в статье

“Луч света в темном царстве” справедливо подметил “сосредоточенную решительность” Катерины. Однако, определяя истоки ее характера, он ушел от духа драмы Островского.
Разве можно согласиться, что “воспитание и молодая жизнь ничего не дали ей”? Без монологов-воспоминаний о юности разве можно понять вольнолюбивый ее характер? Не почувствовав ничего светлого и жизнеутверждающего в рассуждениях Катерины, не удостоив ее религиозную культуру вниманием, Добролюбов рассуждал:

“Натура заменяет здесь и соображения рассудка, и требования чувства и воображения”. Там, где у Островского мы можем увидеть элементы народной культуры, у Добролюбова - несколько прямолинейно понятая натура. Юность Катерины, по Островскому, - это солнечный восход, радость жизни, светлые надежды и радостные молитвы. Юность Катерины, по Добролюбову, — это “бессмысленные бредни странниц”, “сухая и однообразная жизнь”.

Но…


Слайд 7 В своих рассуждения Добролюбов не заметил главного -

В своих рассуждения Добролюбов не заметил главного - различия между религиозностью

различия между религиозностью Катерины и религиозностью Кабановых (“все веет

холодом и какой-то неотразимой угрозой: и лики святых так строги, и церковные чтения так грозны, и рассказы странниц так чудовищны”). Именно в юности сформировался вольнолюбивый и страстный характер Катерины, бросившей вызов “темному царству”.

Далее Добролюбов, говоря о Катерине, представляет ее как характер цельный, гармоничный, который “поражает нас своею противоположностью всяким самодурным началам”. Критик говорит о сильной личности, противопоставившей гнету Диких и Кабановых свободу, пусть даже ценой жизни. Добролюбов увидел в Катерине “идеальный национальный характер”, так необходимый в переломный момент русской истории.


Слайд 8 С иных позиций оценивал “Грозу” Д. И. Писарев

С иных позиций оценивал “Грозу” Д. И. Писарев в статье “Мотивы

в статье “Мотивы русской драмы”, опубликованной в мартовском номере

“Русского слова” за 1864 год.
В отличие от Добролюбова, Писарев называет Катерину “полоумной мечтательницей” и “визионеркой”:
“Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством”.

Писарев считает нравственные переживания героини следствием неразумности Катерины:

“Катерина начинает терзаться угрызениями совести и доходит в этом направлении до сумасшествия”.

Трудно согласиться с такими категоричными заявлениями.

Однако статья воспринимается скорее как вызов добролюбовскому пониманию пьесы, особенно в той ее части, где речь идет о революционных возможностях народа, нежели как литературоведческий анализ пьесы. Ведь Писарев писал свою статью в эпоху спада общественного движения и разочарования революционной демократии в возможностях народа. Поскольку стихийные крестьянские бунты не привели к революции, Писарев оценивает “стихийный” протест Катерины как глубокую “бессмыслицу”.


Слайд 9 Взгляды Д. И. Писарева
на пьесу.
В чем

Взгляды Д. И. Писарева на пьесу. В чем выражается его полемика

выражается его полемика
с Добролюбовым?

Оценка Катерины как героини, еще

не ставшей развитой личностью.
Стихийность и противоречивость образа, действующего под влиянием чувства.
Оценка самоубийства как действия неожиданного.

Слайд 10 Наиболее глубоко прочувствовал “Грозу”

Наиболее глубоко прочувствовал “Грозу” Аполлон Григорьев. Он увидел в

Аполлон Григорьев.

Он увидел в ней “поэзию народной

жизни, смело, широко и вольно”, захваченную Островским.

Он отметил “эту небывалую доселе ночь свидания в овраге, всю дышащую близостью Волги, всю благоухающую запахом трав широких ее лугов, всю звучащую вольными песнями, забавными, тайными речами, всю полную обаяния страсти глубокой и трагически роковой. Это ведь создано так, как будто не художник, а целый народ создавал тут!”


Слайд 11 Каковы взгляды на пьесу
«Гроза» у Ап. Григорьева?

Народность

Каковы взгляды на пьесу «Гроза» у Ап. Григорьева?Народность — главное в

— главное в творчестве Островского.
Именно народность определяет своеобразие характера

Катерины.

  • Имя файла: prezentatsiya-k-uroku-literatury-na-temu-pesa-ostrovskogo-groza-v-kritike.pptx
  • Количество просмотров: 120
  • Количество скачиваний: 1