Слайд 2
Задание 25
( по тексту А.Авдеева)
Слайд 3
(1)Во время Второй мировой войны фашисты схватили одного
из активных деятелей французского Сопротивления. (2) Вначале ему предложили
вступить в сговор с тайной полицией. (3) Но схваченный подпольщик с негодованием отверг эту сделку. (4) Тогда от уговоров палачи перешли к пыткам. (5) Невозможно даже вообразить, через что пришлось пройти этому мужественному человеку. (6) Но ни адская боль, ни разрывающий душу страх перед неизбежностью, ни щедрые посулы - ничто не могло сломить его воли.
Слайд 4
7) Пытки стали ещё более жестокими, ещё более
изощрёнными, палачам уже хотелось не столько вырвать нужную информацию,
сколько победить узника. (8) Мужество подпольщика они воспринимали как бессмысленное упрямство человека, бросившего вызов их не знающему пределов могуществу. (9) Они были твердо уверены в том, что сломать можно любого, просто одни терпят день, другие неделю, но рано или поздно перед судьбой даже герои встают на колени.
Слайд 5
(10) Как же бесил их этот безумный фанатик!
(11) Уже казалось, что ничем невозможно поколебать его твёрдой,
как гранит, решимости.
(12) Но однажды его пригласили в кабинет, предложили переодеться в хороший костюм, велели принять душ, побриться, привести себя в порядок.
Слайд 6
(13) Потом посадили в машину и повезли по
цветущему Парижу. (14) Завели в кофейню, угостили его горячим
шоколадом. (15) Рядом сидели беспечно смеющиеся люди, о чём-то загадочно шепталась молодая парочка, бабушка кормила внука пирожными, на улице ласково шелестели листвой деревья.
Слайд 7
(16) Жизнь шла своим чередом. (17) От стриженых
газонов пахло свежей травой, и этот удивительный запах уносил
измученного пытками человека в даль минувшего, в ту сказочную долину детства, где, словно хрустальные замки в клубах синеватого тумана, слабо дрожат очертания полузабытых детских снов. (18) Его никто ни о чём не спрашивал.
Слайд 8
(19) А он задавал себе один и тот
же вопрос: зачем я умираю? (20) Ну вот я
умру, умру в страшных мучениях ради этих людей, которые даже не знают о моём существовании, ради этого перепачканного кремом ребёнка, ради этой темноволосой девушки, которая не сводит глаз со своего парня… (21) Какое им дело до меня, до моих переломанных костей, до моих страданий, до моей жизни?.. (22) Так неужели я обязан мучиться рад тех, кому моя жертва не нужна?
Слайд 9
(23) В камеру его нарочно вели по самым
красивым улицам, жизнь стучала в стёкла машины, звала его
остаться… (24) И тогда он произнёс: «Ладно». (25) Сказал тихо. (26) Но его услышали. (27) Сказал только одно слово. (28) Но его поняли.
Слайд 10
29) Через месяц его выпустили… (30) Раньше было
нельзя, чтобы не вызвать подозрений у соратников по подполью.
(31) Он пришёл в то самое кафе… (32) Но там не было ни бабушки с её внуком, ни той влюблённой парочки… (33) И почему-то на улице не шелестели деревья и не пахло травой.
Слайд 11
34) Было тихо, было неестественно тихо, и это
была даже не тишина притомившейся жизни, а неподвижное безмолвие
могилы. (35) Он сыпал в кофе сахар, одну ложку, вторую, третью… (36) Но кофе всё равно был горьким, как будто его сварили из полыни.
Слайд 12
Шаг 1
. Прочитав текст (не один раз!), попробуем сформулировать общую
тему текста.
В текстах военной тематики, как правило, актуализируются проблемы
героических поступков (героизма), нравственных ценностей, предательства, силы духа и национального характера. Именно поэтому непосредственно после прочтения текста следует ответить на вопрос: «О чём текст?» Ответ: «Этот текст о войне /о предательстве».
Слайд 13
Шаг 2
. Ответим на вопрос, который позволяет «сузить»
обсуждаемую тему, выйти на конкретный текстовый материал: «Какие актуальные
вопросы, связанные с жизнью человека, поставлены в тексте?»
Обращаем ваше внимание на то, что в ответе должны быть сформулированы проблемные вопросы, например:
1) Почему и при каких обстоятельствах человек становится предателем и что он при этом чувствует? (Почему человек совершает предательство и каковы нравственные последствия этого поступка?)
2) Какого человека можно назвать настоящим героем? (Почему человек совершает героические поступки
Слайд 14
Шаг 3. Формулирование проблемы текста как вступления к сочинению
.
Подумайте, можно ли данную тему обозначить как проблему текста?
(Несомненно, тема данного текста - предательство на войне – может быть обозначена и как ведущая проблема текста). Далее следует обозначить вопросы, на которые нужно найти ответы и обобщить свои рассуждения:
1) Каковы истоки выдвинутой проблемы? (Только ли на войне человек способен на предательство Родины?)
2) Кому и в каких ситуациях приходилось сталкиваться с данной проблемой?
3) Насколько выдвинутая проблема актуальна в современном обществе?
4) Существует ли сегодня решение рассматриваемой проблемы? Почему?
Обращаем ваше внимание на то, что ответ на последний вопрос можно использовать при написании заключительной части сочинения-рассуждения.
Слайд 15
Шаг 4. Работа с текстом - собственно комментарий проблемы
Важно
найти те элементы текста, которые непосредственно посвящены поднятой проблеме
и раскрывают её через сюжетную линию, поступки героев, мнение автора. Ответьте на вопросы:
1) На каком материале (жизненном/литературном) автор раскрывает проблему? Какие факты приводит в пример?
2) Выделите основные фрагменты текста, которые, на ваш взгляд, являются подтверждением или опровержением вашей позиции.
3) Является ли ситуация, изображённая автором, типичной? На какие факты, детали писатель особенно обращает внимание? Почему именно на них? Какое это производит впечатление на читателя?
Слайд 16
4) Можете ли вы определить, с каким
настроением автор создавал текст (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть,
радость)? В чём это проявляется: открытое, прямое выражение настроения, мнения, позиции; «скрытое» выражение отношения к проблеме через конкретные слова и словосочетания, детали?
5)Можно ли говорить о том, что авторская позиция по поводу рассматриваемой проблемы явно/неявно обозначена в тексте? В чём она выражается?
Таким образом, последний вопрос - переходный к формулированию авторской (критерий К3) и собственной позиции (критерий К4) по анализируемой проблеме.
Слайд 17
Вступление
Проблема предательства существовала в человеческом обществе всегда.
Сегодня мы живём в стране, где нет войны, а
предательство как явление общества всё же существует: предать может и лучший друг, и любимый человек, и коллега по работе. Но, пожалуй, самым низким является предательство своей Родины. На мой взгляд, всегда найдутся люди, готовые на этот низкий поступок ради собственной выгоды, удовольствия или больших денег.
Слайд 19
Основные проблемы:
1.Проблема предательства как духовного поражения человека.
Каковы нравственные
последствия предательства?
2. Проблема героизма.
В чем духовные истоки героизма?
Позиция автора:
1.
Жизнь предателя лишена смысла и радости; человек, желая спасти свою жизнь, предает товарищей, и тогда ему кажется, что этот роковой шаг изменил мир.
2. Герой идет на смерть не ради почестей и посмертной славы, а ради того, чтобы жили другие люди.
Слайд 20
Формулировка проблемы
Страшное слово – предательство… Именно оно, это
слово, волнует автора. И пишет он о том, как
человек превращается в предателя.
Слайд 21
Клише к комментарию
Проблема раскрывается автором на примере…
В качестве
примера автор рассматривает…
Автор заставляет читателя задуматься (над чем)
Автор текста
обращает внимание на…
В размышлениях автора звучит мысль о том, что…
Автор доказывает, что…
Автор убежден в том, что…
Автор разделяет мнение (кого)…
Автор искренне восхищен, огорчен (чем)…
Автор приводит нас к выводу о том, что…
Слайд 22
Комментарий к проблеме
Проблему предательства А.Авдеев раскрывает через
щемящую душу историю о человеке, имени которого мы не
знаем. Что заставило безымянного героя стать предателем? Автор говорит, что ни пытки, ни адская боль, ни страх, ни посулы будущей обеспеченной жизни не смогли сломить одного из активных деятелей французского Сопротивления. Сломило его … возвращение в обычную жизнь, в мир парижских улочек, кафе, в мир влюбленных, в мир взрослых и детей. Сломило его во стократ усиленное желание жить, ходить вместе с другими по улицам Парижа, заходить, как все, в кафе и чувствовать запах утреннего кофе и теплого хлеба… Ему безумно захотелось забыть о войне и радоваться простым человеческим радостям.
Слайд 23
Комментарий
Именно проблеме предательства Родины посвящён текст А.
Авдеева.
Автор рассказывает нам историю времён Второй мировой войны. Представленная
читателям ситуация типична для военного времени, когда люди, измученные, измождённые бесконечными сражениями и тяжелыми условиями жизни, легко поддаются на всякого рода уловки с вражеской стороны. Человека изнурили пытками и допросами, однако ничто не могло заставить его совершить предательский поступок. Но фашисты показали подпольщику мирную жизнь, в которой он тоже мог бы жить и радоваться, как и все остальные. Они сломили его не физически, но духовно. Думаю, это самое сложное для человека: многие могут выдержать пытки, издевательства, но устоять перед соблазном способен не каждый!
Слайд 24
Автор ( что делает)
отмечает; описывает; подчеркивает; останавливается на…;
приводит пример того, как…; отмечает важность; считает; цитирует; подтверждает
свои мысли цитатами; опирается на мнение; анализирует; рассматривает; сопоставляет; противопоставляет; доказывает; убеждает; приходит к выводу .
Слайд 25
Проблема+комментарий
Какие чувства испытывает человек, совершивший предательство, легко ли ему жить
дальше после этого поступка? Вот главные вопросы, над которыми
заставляет задуматься текст А. Авдеева.
Чтобы привлечь внимание читателей к этим проблемам, автор повествует историю о человеке, предавшем Родину.
В начале текста мы видим сильного духом героя, которого не сломили «…ни адская боль, ни разрывающий душу страх перед неизбежностью, ни щедрые посулы…». Однако палачи применили более изощренный метод воздействия на пленного, и, не выдержав того последнего испытания, француз совершил предательство. На что же после этого поступка стала похожа его жизнь? Для человека больше «… на улице не шелестели деревья и не пахло травой…», его кофе «…был горький, как будто его сварили из полыни…».
Слайд 26
Клише для выражения позиции автора
Автор считает, что…
Автор подводит
читателя к тому, что…
Рассуждая над проблемой, автор приходит к
следующему выводу…
Позиция автора такова…
Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом…
Автор призывает нас (к чему)…
Автор убеждает нас в том, что…
Автор осуждает (кого/что, за что)…
Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.
Основная цель автора заключается в том, что…
Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что…
Слайд 27
Авторская позиция
Авдеев из тех писателей, которые не
навязывают читателю свою позицию. Просто он дает возможность читателю
самому сделать вывод и определить авторскую позицию. А она, на мой взгляд, такова: за предательство надо платить – муками совести, изменением личности, иным восприятием жизни.
Автор акцентирует наше внимание на чувствах героя, сравнивая его ощущения до предательства и после него. Став предателем, он продолжает жить, но эта жизнь горька, как полынь. Именно таким стал на вкус его любимый кофе.
Слайд 28
Позиция автора
Проявив непростительное малодушие, подпольщик решил сдаться, подставив
под удар не только своих товарищей, но и Родину.
Он попросту продал её, как Иуда своего учителя за 30 серебреников, и в конечном итоге поплатился за это. Красивая жизнь превратилась в наказание одиночеством, а сладкий кофе стал горче полыни.
И в этих заключительных словах текста выражена авторская позиция по поднятой проблеме. А. Авдеев не разделяет, не принимает выбор героя, поскольку предательство - самое гнусное, что может совершить человек. Хотя подсознательно герой и чувствует, как он ошибся, но теперь уже поздно…
Слайд 30
Аргументация
С авторской позицией нельзя не согласиться. Еще с
библейских времен нам известна легенда об Иуде – любимом
ученике Иисуса Христа, предавшим своего Учителя. Поцеловав его, он показал римским стражникам, кого им надо схватить. Так прекрасное проявление человеческой любви – поцелуй – превратилось в способ предательства. «Иуда», «иудин поцелуй» - вот что осталось в современном языке от того страшного события.
Слайд 31
Примеры для аргументов
1. Л.Андреев. « Иуда Искариот».
2.М.Шолохов.»Судьба человека»(эпизод
в церкви и сцена с Мюллером).
3.А.С. Пушкин.»Капитанская дочка».
4.В.Быков.» Сотников».
5.А.Фадеев.»Молодая
гвардия», «Разгром».
Слайд 32
(аргумент 2)
Но часто история не оставляет нам о
предателях даже имен. Мы знаем имена многих героев Великой
Отечественной войны. А имена предателей? Их не хранит людская память. Постепенно они забываются, а герои живут вечно – в названиях городов, улиц, площадей, в наших сердцах… Мы будем помнить имя генерала Карбышева, погибшего в концлагере, но не прешедшего на сторону врага. Мы будем помнить Николая Гастелло, направившего свой пыдающий самолет в колонну вражеских танков. Мы будем помнить 18-летних подольских курсантов, погибших под Москвой, сибиряков, остановивших наступление гитлеровцев и отбросивших их от столицы, будем помнить защитников Сталинграда и жителей блокадного Ленинграда. Мы будем помнить их. А имена предателей история никогда не сохранит…
Страшное это слово – предательство…
Слайд 33
Сочинение
1.Что толкает людей на предательство? Как можно
предотвратить столь страшный поступок? Ответ на эти очень важные
вопросы пытается найти автор данной статьи А.Авдеев.
2.Автор повествует нам об одном из деятелей французского Сопротивления. Ни пытки, ни адская боль, ни щедрые посулы не смогли сломить волю пленного. Сломило его…возвращение в обычную жизнь, в жизнь цветущего Парижа, а также огромное желание жить.
3.Решая проблему, автор приходит к следующему выводу: за предательство нужно платить – муками совести или иным способом.
4.С авторской позицией нельзя не согласиться. В самом деле, став предателем, герой статьи продолжает жить, но эта жизнь теперь горька, как полынь. Именно таким стал на вкус его любимый кофе.
5.Еще с библейских времен нам известна легенда об Иуде – любимом ученике Иисуса Христа, предавшем своего Учителя. Поцеловав его, он указал римским стражникам, кого им надо схватить. Вот так поцелуй превратился в способ предательства.
6.Одним из наиболее ярких образов предателя в русской литературе является Алексей Швабрин из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». По правде говоря, участь его незавидна.: он обречен вечно оставаться чужим среди своих, своим среди чужих.
7.Человек может и осознавать свое предательство, идти на измену невольно, лишь в одном предательство неизменно – в той трагедии, которую оно привносит в жизнь человека. Поэтому каждый сначала должен обдумать последствия своих действий и только тогда принимать решения.
Слайд 35
Сочинение( вариант2.)
1.Каждый сам выбирает для себя, как следует
прожить отведённый ему век. Какой бы сложной жизнь ни
была, какие бы трудности ни встречались на пути, человек многое способен преодолеть. Однако в итоге один забудет свои принципы ради спасения, а другой сохранит честь, один сдастся, а другой продолжит борьбу. Автор данного текста ставит проблему моральных последствий совершённого предательства. Каковы же они?
2.А.Авдеев раскрыл данную проблему на примере истории активного деятеля французского Сопротивления, который стойко переносил пытки и допросы, отказывался выдать нужную информацию. Казалось, его волю нельзя было сломить, но стоило фашистам поменять подход к узнику, показать, что «жизнь шла своим чередом» и никто даже не догадывался о его мучениях, он тут же задался мучительным вопросом «Зачем я умираю?». В этот момент он поставил свою жизнь выше жизни других, и мужество оставило его. Позже, вернувшись в Париж, он увидел, что город изменился до неузнаваемости, а вместо шелеста листвы и человеческих голосов он ощутил лишь «неподвижное безмолвие могилы». Таковы были последствия нравственного выбора этого человека.
3.Автор считает, что, совершив предательство, человек духовно умирает. Моральный выбор, который он делает, оставляет след на нём, превращая все звуки вокруг него в могильную тишину, лишая мир красок, а пищу – вкуса.
4.Я согласна с позицией автора, ведь последствиями измены могут быть не только материальные разрушения и гибель других людей, но и духовная смерть того, кто пошёл на неё.
5.Существуют поистине мужественные люди, которые ставят жизни других людей выше своей собственной, не позволяют страху подчинить себя, вынудить предать свои принципы. Таким человеком является Андрей Соколов из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека». Оказавшись в плену, он стойко переносит все тягости существования в концлагере. Измученный и обессиленный, он вступает в словесную дуэль с комендантом, поражая того своей выдержкой и силой воли. Он принимает угрозу казни как данность, не собираясь пятнать честь советского солдата. С сокамерниками он делится последним, а позже, когда ему удаётся сбежать, Андрей Соколов даже совершает подвиг, взяв в плен немецкого офицера и доставив его к «своим». Герой Шолохова не изменяет идеалам, поэтому, даже теряя всё, он сохраняет свою совесть.
6.К сожалению, некоторые люди предают близких, берут ответственность вершить чужие судьбы. В стремлении спасти себя они забывают о моральной стороне выбора, обрекая душу на гибель. Именно так поступил Рыбак, персонаж повести В.Быкова «Сотников», перебегая к врагу в попытке спасти свою жизнь, при этом поправ честь бойца Красной Армии и вонзив нож в спину товарища, который пёкся о сохранности духа своего сослуживца. Рыбак, приложив руку к гибели бывшего друга, которого он до этого тащил на себе через заснеженный лес, и невиновной женщины, предоставившей им обоим укрытие, обрекает себя на духовную смерть, чего избежал отважный Сотников, до конца оставшийся верным своим принципам.
.7.Главным моральным последствием измены является разрушение души. Человек, предавая близкого, приговаривает себя к мукам и нравственной кончине. Так происходит с Рыбаком из повести В.Быкова «Сотников». А вот Андрей Соколов из судьбы «Судьбы человека» М.А. Шолохова сохраняет свою честь, раз за разом совершая волевые поступки, защищая окружающих и Родину. Таким образом, ответственность за поступки лежит на каждом из нас, только мы формируем свою судьбу, принимая одно жизненно важное решение за другим.