Слайд 2
Серебряный век – период в истории русской культуры
с 1890-х по начало 1920-х г.
Первым употребил выражение
«серебряный век» поэт и литературный критик Н. А. Оцуп.
Литература «серебряного века» - это символизм и течения, возникшие в диалоге и борьбе с символизмом: акмеизм и футуризм.
Слайд 3
СИМВОЛИЗМ
АКМЕИЗМ
ФУТУРИЗМ
МОДЕРНИЗМ
Русская поэзия “серебряного века” явила блестящее созвездие ярких
индивидуальностей. Поэты этой эпохи редко замыкались в пределах литературной
школы или течения. Поэтому литературный процесс в большей мере определялся творческими индивидуальностями поэтов, чем историей направлений и течений.
Русская поэзия “серебряного века” явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Поэты этой эпохи редко замыкались в пределах литературной школы или течения. Поэтому литературный процесс в большей мере определялся творческими индивидуальностями поэтов, чем историей направлений и течений.
Слайд 4
СИМВОЛИЗМ
Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений
в России.
«Старшие символисты»: В. Брюсов, К.
Бальмонт, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.
В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения: А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.
«Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.
Слайд 5
ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛИЗМА
Символисты придали поэтическому слову
подвижность и многозначность.
Научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла.
Расширили ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика.
Попытались создать новую философию культуры.
Поставили по-новому вопрос об общественной роли художника.
Сделали искусство более личностным.
Брюсов В. Я.
Бальмонт
К. Д.
Гиппиус З. Н.
Блок А. А.
Белый А.
Слайд 7
АКМЕИЗМ
Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет,
зрелость, вершина, остриё) — одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х
годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма.
Акмеизм как литературное направление объединил исключительно одаренных поэтов — Гумилева, Ахматову, Мандельштама, становление творческих индивидуальностей которых проходило в атмосфере «Цеха поэтов». История акмеизма может быть рассмотрена как своеобразный диалог между этими тремя выдающимися его представителями.
Слайд 8
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АКМЕИЗМА
-
освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
-
отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
- стремление придать слову определенное, точное значение;
- предметность и четкость образов, отточенность деталей;
- обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
- поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
- перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».
Слайд 9
АКМЕИСТЫ
Гумилёв Н.
Ахматова А.
Мандельштам О.
Городецкий С.
Слайд 10
ФУТУРИЗМ
Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений
1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России.
Это течение
претендовало на построение нового искусства — «искусства будущего»
Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением.
Слайд 11
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ФУТУРИЗМА
бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений
толпы;
отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;
бунт против
привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;
культ техники, индустриальных городов;
- пафос эпатажа.
Слайд 12
ФУТУРИСТЫ
Маяковский В.
Северянин И.
Введенский А.
Хлебников В.
Слайд 13
Русская поэзия “серебряного века” явила блестящее созвездие ярких
индивидуальностей. Поэты этой эпохи редко замыкались в пределах литературной
школы или течения. Поэтому литературный процесс в большей мере определялся творческими индивидуальностями поэтов, чем историей направлений и течений.