Слайд 2
Цель исследования:
1. Изучить историю развития хакасской одежды по
архивным документам и другим источникам.
2. Рассказать о национальном костюме
с практической деятельностью, эстетическими потребительскими и религиозными верованиями.
3. Изучить символическую функцию
телесного кода костюма в традиционной культуре.
Слайд 3
Задачи исследования:
1. Осуществить историко-культурологический анализ и влияние факторов
на формирование хакасского традиционного костюма.
2. Провести структурный анализ хакасского
народного костюма XIX- начала XX вв. и выявить его основные функции в традиционной культуре.
3. Определить семантику, конструктивный строй, цвет и композицию элементов хакасского костюма на основе традиционного мировоззрения.
4. Выявить роль народного костюма в формировании художественного пространства традиционной культуры хакасов.
Слайд 4
Объект исследования:
традиционная хакасская одежда
Предмет исследования: связь традиционного
костюма хакасов с художественным пространством в традиционной культуре.
Слайд 5
Народный костюм хакасов представляет собой исторически сложившийся комплекс,
впитавший за долгое время своего развития различные моды предшественников.
Одежду
хакасов (кип – азах – одежда, что означает жилище для души) можно рассматривать с трех сторон:
ᴏʜа была неразрывно связана с практической деятельностью,
с их эстетическими потребностями
и религиозными верованиями.
Практической деятельности (занимались скотоводством, вели кочевой образ жизни, езда верхом на коне – повседневная жизнь, по϶ᴛᴏму одежда свободная, широкая, удобная).
Эстетическими потребностями (окружающая ϲᴩеда – природа, ее гармония и красота повлияли на эстетическую культуру хакасов, отсюда стремление украшать свою одежду при помощи бисера, вышивки, бахромы, меха, пуговиц, кораллов, раковин, тесьмы и декоративных строчек.
Религиозных верований.
Слайд 6
Национальная одежда хакасов
Одежда хакасов была самобытной. Шили ее
сами из шкур домашних животных и из материала фабричного
производства. Зимней верхней одеждой была меховая шуба, приспособленная к суровым климатическим условиям Сибири и верховой езде.
Демисезонную — из самотканой матери.
Летнюю верхнюю одежду шили из сукна.
Праздничная одежда обязательно украшалась ярким растительным орнаментом.
Слайд 7
Покрой детской одежды не отличался от одежды взрослых.
Слайд 8
Нательное бельё
Основным видом нательного белья служили у мужчин
рубаха (ир когенег), а у женщин — платье (ипчi
когенег). Обычно они шились из хлопчатобумажных тканей (праздничные — из шелка). Мужская рубаха своим покроем напоминала женское платье, но была намного короче и без клиньев посередине спинки. Она кроилась с разрезом на груди и отложным воротничком, застегивающимся на одну пуговицу. Спереди и сзади ворота делались складки, благодаря чему рубаха была очень широкой в подоле. Объемные рукава заканчивались узкими обшлагами. Наплечники (полики), обшлага и подол женского платья делались из другой ткани.
Мужская рубашка — когенек. Рис. Д.П. Черепанова, 1947 г.
Женское платье когенек
Женщины в повседневных платьях
1912 г. фото Н.В. Федоров
Слайд 10
Мужские сикпены
Верхней одеждой хакасов был сикпен —
распашной спереди длинный кафтан.
Сикпен представляет собой верхнюю летнюю женскую
одежду. Шился из грубого сукна на ситцевой подкладке.
И мужские, и женские сикпены вышивали по воротнику, обшлагам и спинке. Сбоку на них иногда делали нарядно вышитые карманы. В первые десятилетия XX века сикпеп стал исключительно женской одеждой. Мужчины же стали носить азямы и таары, которые надевали поверх кёгенека и штанов как легкую наплечную одежду.
Слайд 11
Баи любили носить халаты. Мужской халат (чимче), как
и любая другая мужская верхняя одежда, обязательно подпоясывался кушаком
хур, концы которого завязывались и свисали спереди. С левой стороны кушака прикреплялся нож в деревянных, орнаментированных оловом ножнах, а за спиной привешивалось на цепочке серебряное огниво.
Слайд 12
Женский наряд
Сегедек. Качинцы. Усть-Абаканский район, улус Трояков.
Рис. Д.П. Черепанова, 1947 г.
Слайд 14
В пору, когда хакасы ездили на лошадях, сигедек
шили широким, чтобы, когда всадник садился на коня, его
полы укрывали спину, а также закрывали бока лошади, на манер попоны.
Слайд 16
Зимняя одежда хакасов
Зимней одеждой хакасов, как мужской, так
и женской, была шуба — тон. Облегающая сверху и
широкая снизу за счет вставленных клиньев шуба украшалась вышивкой. Простые шубы шили из овчины или козлиного меха. Богатые — из мерлушки, беличьего или лисьего меха. Будничные тон имели 3~5 клиньев и были короче; богатые, праздничные насчитывали 7 клиньев.
Вероятно, в более ранние времена шуба служила одеждой для всех времен года. Многие бедняки ходили в шубах и летом; в жару руки вынимали из рукавов, и шуба спадала с плеч, полностью обнажая торс; при этом она прочно держалась на кушаке. Такая мода была известна всем народам Южной Сибири.
Шуба нагольная из овчины. Хакасы-бельтыры. Аскизский район, улус Малый Монок
Слайд 17
Нагольная шуба из овчины (тон)
Нагольная шуба из овчины.
Хакасы-качинцы. Усть-Абаканский район, улус Трояков. Рис. Д.П. Черепанова, 1947
г.
Шуба нагольная (тон) из овчины. Хакасы-бельтыры. Аскизский район, улус Малый Монок
Слайд 18
Мужская шуба (тон) из овчины была длинной, с
широким подолом. Передний подол был короче, чем задний. Кроилась
шуба в талию, с узкими клиньями на спине, расширявшимися к подолу. Рукава вшивались с глубокой проймой, к ее концам пришивали меховую опушку, прикрывавшую кисти рук. Воротник делали круглым, отложным, из меха, обычно из овчины, а зажиточные — из мерлушки или выдры.
Белая шуба — ах тон. Хакасы-бельтыры, Аскизский район, улус Малый Монок
Слайд 19
Короткая шуба (содан тон)
Подол и левую полу шубы
оторачивали полоской меха. Шуба запахивалась направо и подпоясывалась. Хакасы
носили также короткую шубу (содан тон), а многие привыкли к шубе, сшитой по русскому крестьянскому покрою.
Белая шуба — ах тон. Таштыпский район, улус Верхние Сиры. Южные хакасы - сагайцы, бельтыры.
Слайд 20
Женская шуба купейка
Женская одежда имела некоторые особенности. Шубу
шили из выделанной овчины, мерлушки или из другого меха,
отделывали ее мехом соболя, белки и тканью. Спину праздничной шубы украшали кистями, узорами, расшивали шелковыми нитками.
Немало работы воображения разных поколений ушло на поиски эффектных форм выходной женской одежды. Народный вкус удовлетворился, в частности, парадным видом шубы купейки, покрытой черным плисом. Ее полы внизу обшивались меховой опушкой хума, составленной из передних лапок белок и соболей, нашитых в два ряда. На одну опушку уходили до 300 лапок зверьков. По внешнему краю хума оторочивалась черной мерлушкой. Такая оторочка — чылбых — присуща только для женской одежды. Над меховой опушкой нашивалась широкая кайма из шелка или парчи. Обшлага рукавов делали из меха выдры. Спинка купейки украшалась вышивкой.
Черная бархатная шуба (хара плис тон). Хакасы-бельтыры. Аскизский район, улус Малый Монок. Рис. Д. П. Черепанова, 1947 г.
Слайд 21
Обувь
Национальную обувь (маймах) шили из кожи и мехов,
всегда без подкладки и каблуков и на одну ногу,
надевая ее каждый день на разные ноги. Женскую обувь иногда расшивали узором.
Мужские сапоги не имели каблуков и носки у них были подняты вверх. Сделано это для того, чтобы в степи не сильно мять траву. Эта деталь свидетельствует о трепетном отношении к природе, окружающему миру.
Слайд 22
На праздничные платья могло уходить до семи метров
ткани - древние хакасы веровали в солнце, и подол,
раскрывающийся широко, как полуденное солнце, тоже считался оберегом.
Слайд 23
Головной убор свахи
Тюльгу - пюрик - особый головной
убор свахи из меха чернобурой лисы. Согласно хакасскому фольклору,
он сохранился с кыргызских времен. Высокие поля шапки — тюльгу пюрик — делались в виде кокошника с разрезом позади, а на их лицевой части нашивались полосы лисьего или выдрового меха. Шапка тюльгу пюрик надевалась поверх платка. Круглая тулья тÿлгÿ пöрiк покрывалась шелком и парчой, украшалась кистью.
Слайд 24
Обычным головным убором у женщин были круглая шапка
с околышем и платок. В моде был платок с
цветным узором. Носили его, завязывая узлом на затылке. Зимой вместе с шапкой надевали шаль или другой платок, подобно русским крестьянкам. Сохранялась девичья шапка (тағаях), считавшаяся праздничной. Делалась она из хвостов выдры и подбивалась мерлушкой. Она имела высокий, выступавший вперед околыш, в котором был сделан вырез для лица. Парчовая тулья украшалась перламутровыми пуговицами и шелковой кистью.
Слайд 25
Способы завязывания платка
В способе завязывания платка
отражалось семейное положение:
высокая складка на лбу – замужняя
женщина;
узкая складка – девушка;
без складки – вдовы и умершие;
чем богаче и ярче платок, тем почтительнее и богаче считалась женщина;
появляться с непокрытой головой перед родственниками мужа – неприлично.
Слайд 26
Своеобразной была женская прическа. Замужние женщины носили две
косы (тулун), а девушки — косички (сÿрмес).
Слайд 27
Мелей — рукавицы
Зимой хакасы носили рукавицы (мелей), которые
в зависимости от того, куда их надевали — на
работу, в лес, в город, в гости, а также в соответствии с достатком семьи шились из овчины мехом внутрь, из сыромятины, из сукна, на подстеганной вате, на меху; покрывались сукном или бархатом, а рабочие рукавицы — холстиной или, реже, вязались из шерсти. Праздничные мелей богато вышивались шелком. Существовали и особые летние рукавицы, которые делались из кожи, плиса и сукна на ситцевой подкладке.
Слайд 28
С особенностями одежды было связано немало народных воззрений.
Так, на шве рукава под мышками и над обшлагами
оставляли полоски, называемые хут сыынчан — место притяжения души (человека). Надо отметить также особое отношение хакасов к пуговицам (марха) и воротнику (мойдырых), считавшимися хранителями души человека. При продаже одежды полагалось отпороть пуговицы, иначе вместе с ними уйдет счастье.
Качинка Анна Окунева. 19 лет . 1915 г. фото Н.В. Федорова
Слайд 29
Пого
Пого обозначает лицо девушки, где глаза, уши, нос,
губы вышиты бисером. Люди, наблюдая красоту природы, придумывали цветы.
На
пого изображали богиню Умай – хранительницу детских душ. Умай представляли в виде красивой небесной богини. Сваха, надевая пого, этим самым просила сниспослания детей молодоженам. Его делали из куска дубленой кожи полуовальной формы и украшали симметрично пришитыми перламутровыми пуговицами, кораллами, бисером и другими материалами. По краям обшивали бахромой из бисера.
Хакасские женщины теперь надевают его не только на свадьбу, но и на любой праздник.
Слайд 30
На пого наносили не абстрактный выдуманный рисунок, а
узор, десятилетиями или даже веками принадлежащий семейному роду.
Точно так
же если не фамилию, то хотя бы род занятий можно было узнать по узору на костюмах.
Слайд 31
Кип (одежда) - жилище души
Кип защищали от
злых духов своеобразными оберегами. Так, на шве рукава, под
мышками и над обшлагами, оставляли полоски, называемые «хут сыынчан» — место притяжения души человека. Надо отметить также особое отношение хакасов к пуговицам («марха») и воротнику («мойдырых»), считавшимися хранителями души чел.
При продаже одежды эти детали одежды нужно было отпороть, чтобы не ушло счастье и сохранилась душа. Женщина не должна появляться на людях с расстегнутым воротником (с распахнутой душой).
Слайд 32
Обереги
Строчки – это линии и границы, ограждающие людей
от злых духов. Строчки присутствуют по краям всех деталей
одежды: воротник, рукава, низ изделия.
Цветные полоски (тесьма, лента) на сигедеке – очищают душу.
Мерлушки на подоле шубы – притяжение богатства, скота.
Вышивка цветами – привлечение души предков к помощи.
Кисти на спинке шубы – корни предков.
Головные уборы и украшения – оберег головы, связь с космосом.
Пого – оберег для души и сердца.
Застежка – запах для мужчин и женщин направо.
Удлинённый низ спинки на платье – оберег от Сатаны.
Большие воротники застежка на петлю – пуговицу (Марха) – притяжение счастья
Слайд 33
Символика цвета
в орнаменте
Существенным в орнаменте является
цвет.
Народные мастерицы через цвет передают конкретные настроения и переживания.
В хакасской вышивке традиционно применяют 3 главных цвета.
Красный. С красным цветом связываются представления о веселье, счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.
Голубой - цвет воды, неба.
Зеленый - цвет растений.
для вышивки надплечников и обшлагов обычно берется ткань черного цвета. Черный - цвет земли.
Хакасы не любили желтый цвет, так как он ассоциировался с видом духа – хозяйки малярии и желтухи. Пожилым людям не рекомендовались яркие ткани.
Слайд 34
Женскими украшениями были серьги, браслеты, перстни и кольца.
Девушки подвешивали к косичкам накосные украшения из бисера, монет
и кистей, носили бусы.
Женские украшения
Украшения для волос
Хакасские перстни
Различные виды хакасских серёг
Слайд 35
Серьги (ызырга)
Украшение замужних женщин - серьги (ызырга) с
тремя коралловыми бусинами (суру), с серебряным полтинником и шелковой
кисточкой на конце. По поверьям, женские уши не должны быть пустыми, ибо к кораллам притягивается душа. Кораллы покупались хакасами у татар, которые привозили их из Средней Азии. За одну большую бусину давали вола или лошадь.
Слайд 36
Выводы:
Элементы костюма в традиционной культуре выполняет символическую функцию,
связанную с религиозными верованиями.
Национальная одежда, являясь изделиями не
только бытового назначения, но и декоративно-прикладного искусства, раскрывает перед нами богатство культуры народа, помогает усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учит понимать и любить прекрасное.
Традиционная хакасская одежда богата разнообразием форм, отделкой и вышивкой.
Это один из красивейших костюмов мира.