Слайд 2
Антонимы – это слова одной и той же
части речи с противоположным лексическим значением: вопрос – ответ,
глупый – умный, громко – тихо, вспомнить – забыть.
Они обычно противопоставляются по какому-либо признаку: день и ночь – по времени, легкий и тяжелый – по весу, вверху и внизу – по положению в пространстве, горький и сладкий – по вкусу и т.д.
Отношения антонимии могут быть между словами (север – юг), между словами и фразеологизмами (победить – потерпеть поражение), между фразеологизмами (одержать победу – потерпеть поражение).
Слайд 3
Различаются также разнокоренные и однокоренные антонимы: бедный – богатый,
прилететь – улететь.
Многозначное слово в разных своих значениях может
иметь разные антонимы. Так, антонимом слова легкий в значении «незначительный по весу» является прилагательное тяжелый, а в значении «простой для усвоения» – трудный.
Слайд 4
Основная стилистическая функция антонимов – быть лексическим средством
противопоставления, контрастного изображения природных и социальных явлений, черт характера
и т.п. Противопоставление как стилистический прием широко используется в разговорно-бытовых фразеологизмах, пословицах и поговорках. Смысловая емкость, образность народных речений часто создается антонимами. Например: ни жив ни мертв, ни взад ни вперед, ни жарко ни холодно; ученье – свет, а неученье – тьма; с чем пришел, с тем и ушел
Слайд 5
Крылатые выражения классиков мировой и русской литературы также
часто построены на антонимии: Кто не знает чужих языков, не
имеет понятия и о своем (И.-В. Гете); Нет ничего глупее желания всегда быть умнее всех (Ф. Ларошфуко); Для хороших актеров нет плохих ролей (Ф.Шиллер); У сильного всегда бессильный виноват (И.Крылов); Дома новы, но предрассудки стары
(А.Грибоедов); И ненавидим мы, и любим мы случайно (М.Лермонтов).
Антонимы нередко используются писателями в названиях произведений: «Война и мир» Л.Толстого, «Толстый и тонкий» А.Чехова, «Дни и ночи», «Живые и мертвые» К.Симонова, «Что такое хорошо и что такое плохо» В.Маяковского и т.д
Слайд 6
Стилистические функции антонимов разнообразны. В одном случае они
конструктивно организуют текст, в другом – контрастно оттеняют характеры
героев произведений, в третьем – выступают в уточняющей функции. Например, антонимы снаружи – внутри, направо – налево, сперва – потом служат для выражения пространственных или временных отношений в тексте.
Слайд 7
Вот как описывает Н.В.Гоголь гостиницу, в которой остановился
Чичиков: «Наружный фасад гостиницы отвечал ее внутренности; она была
очень длинна, в два этажа; нижний не был выштукатурен и оставался в темно-красных кирпичиках, еще более потемневших от лихих погодных перемен и грязноватых уже самих по себе; верхний был выкрашен вечною желтою краской...» («Мертвые души»).
Слайд 8
Антонимы с временным значением показывают последовательность событий. Например,
И.Тургенев в повести «Муму» пишет о Герасиме: «Он вошел
в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока». Антонимы с временным значением могут также употребляться и для раскрытия внутреннего мира героев. Вспомним хотя бы такую характеристику барыни из той же повести: «...она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи».
Слайд 9
В поэме А.Твардовского «Василий Теркин» антонимы со значением
местоположения подчеркивают масштабность батальных сцен:
Фронт налево, фронт направо,
И в февральской вьюжной
мгле
Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы –
Ради жизни на земле.
Слайд 10
Раскрывая характеры своих героев, автор использует антонимы, выражающие
качественную противоположность понятий (оценочные существительные, качественные прилагательные и т.д.: враг
– друг, бедный – богатый, тонкий – толстый, глупый – умный и т.п.).
Весьма показательно в этом отношении стихотворение А.Пушкина «Ты и я»:
Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт;
Ты румян, как маков цвет,
Я, как смерть, и тощ и бледен.
Слайд 11
В функции уточнения антонимы выступают в следующем отрывке
из поэмы Н.Гоголя «Мертвые души»: «Другой род мужчин составляли толстые или
же такие, как Чичиков, то есть не так чтобы толстые, однако же и не тонкие...».
Типы упражнений в употреблении антонимов определяются этапом обучения и подготовленностью группы. В начальный период обучения, когда идет накопление словарного запаса, учащиеся тренируются главным образом в подборе антонимов и составлении с ними предложений. Закрепляются преимущественно антонимы нейтральной лексики (здесь – там, отвечать – спрашивать, плохо – хорошо, сначала – потом). Учащимся предлагаются упражнения с отдельными словами, словосочетаниями, предложениями и связными текстами.
Упражнения с отдельными словами нужны для осмысления новой лексики, уяснения грамматических особенностей слов-антонимов и способов их образования. Выполняя упражнения с отдельными словами, учащиеся усваивают, что антонимические пары образуют только слова, относящиеся к одной части речи. В одних случаях они имеют разные корни(хорошо – плохо), в других противоположное значение передается с помощью приставки(приехать – уехать).
Слайд 12
Не менее важны и упражнения на уровне словосочетаний.
Слово, взятое вне контекста, несет неопределенную информацию и часто
многозначно. Свою конкретную реализацию значение слова находит во вполне определенном контексте, где нейтрализуются одни стороны семантики слова и, наоборот, актуализируются другие. В зависимости от конкретного, контекстуального значения слова оно будет иметь разные антонимы (ср.: старый рассказ – новый рассказ и старый сад – молодой сад). На продвинутом этапе обучения, когда уже накоплен достаточный запас слов, учащиеся знакомятся с экспрессивной функцией антонимов. Прежде всего выполняются упражнения аналитического характера, чтобы показать учащимся, как с помощью антонимов достигаются яркость и четкость высказывания.
Слайд 13
Антонимы используются как яркое выразительное средство в художественной
речи. Писатель видит жизнь в контрастах, и это свидетельствует
не о противоречивости, а о цельности восприятия им действительности.
Основная стилистическая функция антонимов – быть лексическим средством выражения антитезы.
Слайд 14
Антитеза как стилистический прием широко распространена в народном
поэтическом творчестве, например в пословицах: Ученье – свет, а
неученье – тьма; Мягко стелет, да жестко спать
Классические примеры использования антитезы дает русская художественная литература:
Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ; Я вижу печальные очи, я слышу веселую речь
Слайд 15
Антитеза бывает простой (одночленной) – У сильного всегда
бессильный виноват и сложной (многочленной) – И ненавидим мы,
и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови. в сложную антитезу должно быть вовлечено несколько антонимичных пар.
Слайд 16
Обращение к антонимам отражает важные особенности мировоззрения и
слога писателя. М.Ю. Лермонтов, стремясь к выразительности, афористической отточенности
речи, нередко вводил в текст антонимов в процессе авторедактирования, предпочитая контрастные слова нейтральным. Например: – Что до меня касается, то я убежден только в одном… – сказал доктор [Вернер], – (…) что рано или поздно, в одно прекрасное утро я умру. – Я богаче вас. – сказал я [Печорин]: – у меня, кроме этого, есть еще убеждение, – именно то, что я в один прегадкий вечер имел несчастие родиться. В черновом автографе Лермонтова это противопоставление еще не имело такой остроты: там выпадал один из элементов антитезы – Печорин повторял эпитет Вернера в один прекрасный вечер.
Слайд 17
Антонимы способствуют раскрытию противоречивой сущности предметов, явлений [Ты
и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты
и бессильная, матушка-Русь (Н.); То серьезный, то потешный, нипочем, что в дождь, что в снег, – он идет, святой и грешный, русский чудо-человек (Твард.)].
Часто обращаются к антитезе публицисты (Нет на войне промежуточных тонов, бледных красок, все доведено до конца – великое и презренное, черное и белое. – Эрен.). Употребление антонимов придает публицистической речи яркую экспрессию. Так, А.Н. Толстой писал в годы Великой Отечественной войны: Наша земля немало поглотила наезжавших на нее насильников. На западе возникали империи и гибли. Из великих становились малыми, из богатых нищими. Наша родина ширилась и крепла, и никакая вражья сила не могла пошатнуть ее.
Слайд 18
Противопоставление усиливает эмоциональность речи. Не случайно антонимия лежит
в основе многих афоризмов [Чем ночь темней, тем ярче
звезды (Майк.); Дома новы, но предрассудки стары (Гр.); Мне грустно потому, что весело тебе (Л.); То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть (Н.); Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок (Ес.); Двери настежь у вас, а душа взаперти (Выс.); Но почти у края гроба // Верю я: придет пора – // Силу подлости и злобы // Одолеет дух добра (Паст.)].
Слайд 19
Противоположен антитезе прием, состоящий в отрицании контрастных признаков
у предмета: В бричке сидел господин, не красавец, но
и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод (Г.). Такое нанизывание антонимов отрицанием подчеркивает заурядность описываемого, отсутствие у него ярких качеств, четко выраженных признаков. Подобное использование антонимов дает возможность указать не такие понятия, которые в языке не имеют точного определения, например: Если друг оказался вдруг и не друг и не враг, а так… (Выс.).