Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Дидактические игры и упражнения по развитию речи. презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа)

Содержание

Наглядно-действенное и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. При помощи речи взрослые руководят действиями ребёнка, ставят перед ним практические и познавательные задачи, учат способам их решения. Речевые высказывания самого ребёнка, даже в тот период, когда они ещё
Дидактические игры и упражнения на развитие речи Наглядно-действенное и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. При помощи речи взрослые Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) «Что я чувствую»  Программное содержание. Развивать умение выделять признаки предметов, явлений с «Мишкины картинки»  Программное содержание. Упражнять детей в уме­нии подбирать образные слова для «Нарисуем портрет» Цель. Закреплять у детей представления об описании и его структурных элементах «Магазин игрушек»   Цель. Учить составлять описательные рассказы по схеме; группировать предметы Игра-фантазирование по русской народной сказке «Лиса и козёл»  Цель. Учить придумать другую Игра – фантазирование по украинской сказке «Колосок»  Цель. Учить рассказывать сказку «наизнанку», «Выбери начало»   Цель. Закреплять у детей представление о структуре повествова­тельного текста, «Разные сказки и истории»  Дидактическая задача. Учить детей придумывать различные ситуации, используя «Составляем разные рассказы»  Цель. Показать детям возможности развития сюжета.Материал. Картинка с «Маленькие сочинители»  Цель: развивать умение придумывать связные, последовательные рассказы, сказки используя в «Сочиняем сказку»  Дидактическая задача. Учить детей придумывать различные ситуации с помощью «Придумаем сказку»  Цель. Формировать умение придумывать и составлять «диафильмы» (сказки) по серии «Волшебный телевизор»  Цель - развивать логическое мышление, закреплять умение соединять отдельные части Игра – фантазирование  «Салат» из сказок «Лисичка – сестричка и
Слайды презентации

Слайд 2 Наглядно-действенное и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с

Наглядно-действенное и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. При помощи речи

речью. При помощи речи взрослые руководят действиями ребёнка, ставят перед

ним практические и познавательные задачи, учат способам их решения. Речевые высказывания самого ребёнка, даже в тот период, когда они ещё только сопровождают практическое действие, не предваряя его, способствуют осознанию ребёнком хода и результата этого действия, помогают поискам путей решения задач. Ещё более возрастает роль речи в тот период, когда она приобретает планирующую функцию. Здесь ребенок, казалось бы, думает вслух.
Для того чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человечеством понятия, т. е. знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закреплённые в словах, а чтобы дошкольнику было легче это усвоить и используются схемы, модели и мнемотаблицы.


Слайд 3 Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или

построению (выбору или конструированию) моделей.
Моделирование основано на принципе замещения

реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
Моделирование, как активная самостоятельная деятельность, используется воспитателем наряду с демонстрацией модели. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.
В дошкольном возрасте для воспитания детей используются разные виды моделей.
1. Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции.
2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Модель-макет рекомендует использовать С.Н. Николаева для усвоения детьми понятия «мимикрия»
3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки. Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах .
Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.


Слайд 4 «Что я чувствую»

 
Программное содержание. Развивать умение выделять признаки

«Что я чувствую»  Программное содержание. Развивать умение выделять признаки предметов, явлений

предметов, явлений с разных позиций источников восприятия.
Оборудование. «Сенсорные карты»,

на каждой из которых изображён один из органов восприятия (или чувств): рука, нос, глаз, ухо, язык (на каждого ребёнка).
Ход игры.  Дети садятся кружком, в центр круга ставят какой-то предмет, это может быть цветок, игрушка, овощ, фрукт и т.д. Игроки должны описать его «от имени» своего органа чувств не путая источник восприятия.
Например: ребёнок с картой «глаз» должен говорить с позиции «я вижу», а ребёнок с картой «ухо» - «я слышу»; если у игрока «нос», то его позиция - «я ощущаю запах», а если «язык» - «я ощущаю вкус». Ребёнок с картой «рука» может рассказать и о весе предмета, и о том, каков этот предмет на ощупь, и что с ним можно делать руками. Следует предварительно договориться и карты «рука» дать 3 детям: тогда один расскажет о тяжести, другой о тактильных ощущениях, а третий о том, что с предметом можно делать руками. Тот, кто ошибется 2 раза, выходит из игры.
 
Рис. 1. Сенсорная карта

 
 


Слайд 5 «Мишкины картинки»

 
Программное содержание. Упражнять детей в уме­нии подбирать

«Мишкины картинки»  Программное содержание. Упражнять детей в уме­нии подбирать образные слова

образные слова для ха­рактеристики объекта и его действий, объяснять

связь предметной картинки элементами модели.
Материал: предметно-схематические модели для описания объектов; картинки отражающие особенности внешнего вида, образ жизни и поведение животных; игровой персонаж Мишка.
Описание игры. Воспитатель говорит:
- Мишка получил письмо, вот оно. (Показывает эле­менты модели.) Письмо в картинках. Мишка не может его прочитать. Поможем Мишке? О ком это письмо? (По первой картинке дети узнают, что письмо о кошке.) Теперь надо прочесть, что написано о кошке, что нарисовано, на этой картинке. (Показывает вторую карточку модели.) Найдите эти факты на картинках, разложенных на столе.
Играющие отбирают те картинки, ко­торые, по их представлению, соответ­ствуют элементам модели. Выигрывает тот, кто подобрал больше картинок и придумал более точные и образные слова для письма.
Затем воспитатель объединяет все выбранные детьми картинки в ряд под карточкой (элементом модели) и вместе с детьми читает письмо, адресованное Мишке, начиная с первой картинки (с изображения кошки). Аналогично подбираются и выкладываются картинки к следующим карточкам-моделям.
Подводя итог, обращается внимание на то, как много фактов может обозначить одна карточка.


Слайд 6 «Нарисуем портрет»

 
Цель. Закреплять у детей представления об описании

«Нарисуем портрет» Цель. Закреплять у детей представления об описании и его структурных

и его структурных элементах используя схематическую модель; учить определять

недостатки описания.
Ход игры. — Сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он просит нарисовать портрет своего друга. Дети, спросите, какой он? (Дети спрашивают.)
Незнайка. Моего друга зовут Сиропчик. Он очень хороший.
- Все ли понятно из описания Незнайки? Можно ли предста­вить друга Незнайки, чтобы нарисовать его? Что вы еще хотели бы узнать? (Надо описать, какого роста Сиропчик, какого цве­та его волосы, глаза, во что он одет.)
Давайте нарисуем схему нашего описания. Это может быть солнце, а признаки и качества — это его лучи: сколько призна­ков вы назовете, столько и будет лучей. Можно назвать и дей­ствия, которые выполняет наш персонаж. Не все их можно нари­совать карандашом или мелом, но мы можем дать словесное ри­сование, то есть не только описать, какой друг у Незнайки, но и рассказать, какой у него характер, чем он отличается от дру­гих мальчиков и что умеет делать. Если вы описали его внешний вид (рост, цвет глаз, предметы одежды) — это деловое описание, если же вы описываете его характер, сравниваете его глаза с яр­кими звездочками или с васильками, то это будет художествен­ное описание. В любом описании должны быть начало, середина и конец. Чтобы ваше описание стало образным, вы должны на­учиться подбирать разные сравнения и определения к словам. Подберите сравнение к зимней елочке, представьте ее и скажи­те, на что она похожа? (На Снегурочку в белой шапочке и белой шубке.) На что похожи желтые листья? (На золотых рыбок, которые плавают в воде. Они как золотые рыбки.) Не забывайте эти слова, когда будете сочинять сказки и рассказы про зиму или осень.
 


Слайд 7 «Магазин игрушек»

 
Цель. Учить составлять описательные рассказы по

«Магазин игрушек»  Цель. Учить составлять описательные рассказы по схеме; группировать предметы

схеме; группировать предметы по одному признаку, развивать речь, творческое

воображение.
Материал. Игрушки: мяч, машинка, пирамидка, цыплёнок, петушок, колобок, шарик, домик, лягушка; схема описания игрушки (Ткаченко).
Ход занятия. - Ребята, хотите пойти в магазин? Этот магазин необычный. Он игрушечный. В нём можно купить любую игрушку. В нашем магазине надо рассказать продавцу об игрушке, которую вы хотите купить, и продавец сразу вам её отдаст. Посмотрите, как много игрушек в нашем магазине. Все игрушки разного цвета. Давайте рассмотрим игрушки по цвету: Красный мяч – красная машина. Жёлтый цыплёнок – жёлтый колобок. Зелёная игрушка – зелёная пирамидка. Синий шарик – синий домик. (Делаем вывод, что все игрушки разного цвета, и каждая игрушка имеет свой цвет).
- А ещё чем отличаются игрушки? (Одни игрушки большие, другие маленькие). Группируем игрушки по величине. А ещё все игрушки можно разделить по форме. Круглый мячик, шарик, колобок, цыплёнок. Треугольные: пирамидка. Прямоугольные: кубик, машина. Сложная форма: домик. А ещё, все игрушки сделаны из какого – либо материала. Игрушка из дерева – деревянная, игрушка из железа – железная, игрушка из резины – резиновая, игрушка из пластмассы – пластмассовая. А ещё игрушками можно по – разному играть. (дети рассказывает, как можно играть с игрушками).
- Вот мы с вами и составили схему (показываем). Чтобы описать игрушку, надо рассказать: какого она цвета, какой формы, какого размера, из какого материала сделана, как ею можно играть. Мы рассмотрели все игрушки в нашей витрине. Попробуйте догадаться, какую игрушку я сейчас себе куплю: она зелёного цвета, маленькая, круглая, сделана из резины, она прыгает и квакает. Вы догадались? (Это лягушка). Теперь вы знаете, как купить игрушку в нашем магазине. Надо рассказать о ней. Продавцы в этом магазине тоже будут необычные – это будите вы сами. Кто из вас первым пойдёт покупать игрушку?
Дети рассказывают об игрушках (пользуются схемой) «продавец» отгадывает, что это за игрушка, и покупатель становится «продавцом» следующей игрушки. Магазин закрывается, когда все игрушки будут «проданы».
 


Слайд 8 Игра-фантазирование по русской народной сказке «Лиса и козёл»

Игра-фантазирование по русской народной сказке «Лиса и козёл»  Цель. Учить придумать


 
Цель. Учить придумать другую концовку к сказке; развивать умение

брать на себя роль придуманных персона­жей, выразительно исполнять диалоги действующих лиц; учить подбирать образные выражения к придуманным ге­роям (зайцу, мышке).
Оборудование. Рисунки к сказке «Лиса и козел», модель, маски.
Ход игры. Ребята, кто придумывает сказки? (Сказочники).
- Давайте поиграем в сказочников, придумаем другую концовку русской народной сказки «Лиса и козел». Вспом­ните, как закончилась сказка? (Весело, грустно). Что произошло в конце сказки? (Дети высказываются). Давайте придумаем веселую концовку, но так, чтобы козел встре­тился с другими героями: зайцем, мышкой, с другим мальчиком — Петей. Как в сказках называют зайчика? (Зайчик-побегайчик, попрыгайчик).
Дети составляют модель описания.
- Какой зайчик? (Серенький, длинные ушки, короткие ножки, пушистый хвостик).
Воспитатель (показывает картинку-схему, на которой после­довательно изображены признаки внешнего вида зайки — длинные ушки, короткие ножки, пушистый хвостик). Как зайчик двигается? (Прыгает, идет, бегает быстро). Как в сказке называют мышку? (Норушка). Какими словами можно сказать про мышку, какая она? (Маленькая, серенькая, с длинным хвостиком, пищит «пи-пи»). Как мышка двигается? (Крадется, бежит).
Воспитатель (показывает картинку-схему, на которой после­довательно изображены признаки описания мышки: маленький серый круг в треугольнике — мышка в норке, хвостик — длинная волнистая черта).
- Вспомните, в сказках важные события всегда происходят трижды, только в третий раз герою везет. Так будет и в нашей сказке. Давайте придумаем, кто первым встретится с козлом.
 Рис.2. Модель составления новой сказки «Лиса и козёл»






 
Дети рассказывают по схеме (см. рис.2): лиса упала в колодец и заманила туда козла (серый круг — лиса, серый перевернутый треугольник — козел); козел оказался в колодце, подбежали животные (белые пере­вернутые треугольники — зайцы, черные круги — бобры, бе­лый квадрат — хрюшка); к колодцу подбежала мышка (серый треугольник с волнистой линией); Петя (прямоугольник с линией) спас козла.
Понравилось вам придумывать новые сказки? (Да!).


Слайд 9 Игра – фантазирование по украинской сказке «Колосок»

 
Цель. Учить

Игра – фантазирование по украинской сказке «Колосок»  Цель. Учить рассказывать сказку

рассказывать сказку «наизнанку», где петушок ленивый, а мышата трудолюбивые;

упражнять в выразительном исполнении принятой на себя роли.
Оборудование. Схемы – подсказки к сказке «Колосок»
Ход игры. Ребята, вспомните украинскую народную сказку «Колосок». О чём она? (Высказывания детей). Какой в сказке петушок? А мышата? (Трудолюбивый. Ленивые). Давайте поиграем в сказочников и придумаем сказку «Колосок» наоборот, где петушок ленивый, а мышата – трудолюбивые. Чем будут заниматься трудолюбивые мышата в нашей сказке? (Дети выкладывают ранее использованные на занятии схемы-подсказки действий героев, затем рассказывают сказку «наизнанку» и драматизируют её).
 
 
Составление схемы описания петушка и лисы
 
Цель. Учить составлять описание героев сказок (петушка, лисы), составлять схему описания
Оборудование. Лист бумаги, карандаши.
Ход. Детям загадывают загадку:
В деревне есть часы такие: не мёртвые, а живые.
Ходят без завода, они птичьего рода.
- О ком эта загадка? (О петухе). Как вы догадались? (Дети высказываются). Какую ещё загадку про петуха вы знаете? (Хвост с узорами, сапоги со шпорами). Вспомните, как говорится о петушке в сказке? (Голосистое горлышко). Давайте составим схему – подсказку, она поможет рассказать о петушке. Скажите красивыми словами о петушке, а потом зарисуем это. (Масляна головушка, шёлкова бородушка, хвост с узорами, сапоги со шпорами, голосистое горлышко)
Составляется схема: на первой картинке изображён петушок, на второй – гребешок и бородушка, на третьей – клюв, на четвёртой – хвост, на пятой – сапоги со шпорами. (Дети рассказывают по схеме).
- Отгадайте ещё загадку: От чёрного носика, до кончика хвостика рыжая, пушистая красавица… (Лиса).
- Какие загадки о лисе вы ещё знаете? (Дети называют). На что похожи глаза у лисы? (На маленькие, чёрные бусинки). Скажите красивыми словами о лисе, мы с вместе составим схему – подсказку. (Дети описывают лису).
Составляется схема: на первой картинке изображена лиса (красавица – плутовка), на второй – схема рыжей мордочки (рыжая головка). На третьей – два чёрных круга (бусинки глаза), на четвёртой – схема рыжего и пушистого хвоста (пушистый хвостик), на пятой – схема мордочки с носом (чёрный носик). Дети описывают лису по схеме.
 


Слайд 10 «Выбери начало»

 
Цель. Закреплять у детей представление о

«Выбери начало»  Цель. Закреплять у детей представление о структуре повествова­тельного текста,

структуре повествова­тельного текста, о его первой части — начале

используя предметную модель.
Ход упражнения. Детям читают рассказ М. Пришвина «Еж», опуская начало.
-Какой части не хватает в рассказе? Почему вы решили, что не было именно начала? Вспомните, как начинаются мно­гие рассказы? (Как-то раз, однажды, дело было летом и т. п.) Сказки? (Жили-были, в некотором царстве и т. п.)
Детям предлагается модель рассказа: поезд, состоящий из трех вагончиков -начала, середины, конца (все вагончики разного цвета). Дети составляют из них последовательность изложения.
Затем детям читается короткий рассказ, где все части перепутаны мес­тами: «Пришла мать и сказала: «Сядьте вместе». В субботу вечером Катя и Варя должны были мыться в ванне. Вышла у них ссора, кому прежде влезть».
- Получился ли рассказ? Что надо сделать, чтобы он получился? (Поставить каждую часть на место: второе предложение — это начало, третье — середина, а первое — это конец рассказа.) Дети составляют из вагончиков последовательность рассказа.


Слайд 11 «Разные сказки и истории»

 
Дидактическая задача. Учить детей придумывать

«Разные сказки и истории»  Дидактическая задача. Учить детей придумывать различные ситуации,

различные ситуации, используя наглядную модель (рамки – планы).
Материал. 3

рамочки из бархатной бумаги, которые рас­полагают на фланелеграфе; 2 стрелки из бархатной бумаги, которые помещают между рамочками; фигурки-силуэты, размещающиеся в рамочках: домик, 2 стоящих человечка, 2 бегущих человечка, 3 дерева. (Для повторного проведения игры могут быть использованы любые другие фигурки или заместители предметов: палочки раз­ной длины, разноцветные кружки и т. п.).
Руководство. Дети рассаживаются перед фланелеграфом, а взрослый предлагает им придумывать разные сказки. А помогут им придумывать сказки картинки на фланелеграфе. Воспи­татель размещает на фланелеграфе 3 рамочки,
устанавливает между ними 2 стрелки, а в рамочках — отдельные фигурки. В первой рамочке — домик, во второй —2 стоящих человечка, в третьей — 3 дерева и 2 бегущих человечка. «Вот и получилась сказка,— говорит взрослый,— но надо
суметь прочитать ее. А если каждый расскажет ее по-своему, мы услышим много разных ин­тересных сказок».
Рис. 3. Возможные варианты схем к игре «Разные сказки»








 
 
 
 Воспитатель дает детям время подумать, а затем просит тех, кто придумал, рассказать сказки. Если дети не могут составить рассказ, взрослый дает им примерный образец: «В одном домике жил-был мальчик. Однажды он вышел погулять и встретил дру­гого мальчика. Они решили вместе пойти в лес. В лесу они бегали, играли в прятки, а потом вернулись и разошлись по домам». При этом лучше дать детализированный рассказ: описать, как выглядел домик, как звали мальчиков, кого они встретили в лесу и т. п.
Выслушав рассказы детей, воспитатель отмечает наиболее удачные, оригинальные. После того как свои сказки расскажут 3—4 ребенка, педагог меняет местами фигурки в рамочках. На­пример, в первой рамочке оказываются 3 дерева и 2 бегущих человечка, во второй — домик, а в третьей —2 стоящих чело­вечка. Воспитатель говорит детям, что теперь на фланелеграфе записана совсем другая сказка и ее надо прочитать по-другому. Все придумывают новую сказку, 2—3 человека рассказывают свои сказки вслух.
Данную игру можно проводить несколько раз, меняя фигурки в рамочках. Полезно постепенно переходить от конкретных фигу­рок к абстрактным (от схематических изображений человечков, домиков, деревьев к цветным кружкам и полоскам разной длины). Игра может повторяться на разном материале неоднократно.


Слайд 12 «Составляем разные рассказы»

 
Цель. Показать детям возможности развития

«Составляем разные рассказы»  Цель. Показать детям возможности развития сюжета.Материал. Картинка

сюжета.
Материал. Картинка с изображением осени.
Ход игры. Ребята, вспомните, как

мы обозначаем описание и по­вествование: описание — это круг, разделенный на три части; повествование — это поезд, у которого вагончики разного цвета. Начало каждого высказы­вания (верхняя часть круга, первый вагончик) — зеленого цвета, середина (центральная часть круга, второй вагончик) — красного, конец (нижняя часть круга, третий вагончик) — синего цвета. (Воспитатель делит детей на две команды (по три человека в каждой) и предлагает им послушать текст).
- «Вчера я был в лесу и видел зайца. Он так меня испугался...»
Первая команда детей составляет описание, какой был заяц. Остальные дети (слушатели) составляют, сидя за столами, модель описания – круг (если присутствуют все части описания). Вторая команда составляет историю о том, что случилось с зайцем дальше; дети сидящие за столами, выкладывают поезд из вагончиков.
Затем набираются новые две команды и им даётся новая тема – картинка об осени. Первая команда составляет описание осени, вторая – придумывает историю о том, что случилось в осеннем лесу. Остальные дети выкладывают модель высказываний – описания и повествования у себя на столах. В конце дети оценивают, какая команда лучше всех составила рассказ.


Слайд 13 «Маленькие сочинители»

 
Цель: развивать умение придумывать связные, последовательные рассказы,

«Маленькие сочинители»  Цель: развивать умение придумывать связные, последовательные рассказы, сказки используя

сказки используя в качестве плана – стилизованные, предметные картинки,

развивать логическое мышление, творчество.
Материал: стилизованные, предметные картинки для составления наглядной модели рассказа (лицо мальчика; солнце и ручейки, дом, вопросительный знак, самокат, санки, коньки, кораблик, сачок).
Ход упражнения. «Давайте составим рассказ, используя эти картинки». Обращают внимание детей на составление начала рассказа с помощью опорных предметных картинок, затем стимулируют их к самостоятельному творческому придумыванию окончания рассказа. При затруднениях детей им помогают с помощью различных вопросов. Что было дальше? Какое время года наступило? Как Вова догадался об этом? Что он возьмет с собой на улицу? Почему? Что он будет делать на прогулке?».
Аналогичные задания даются детям с другими наборами опорных картинок.
«Грустная история»: зайчата, ромашка, солнце, качели, скорая помощь, шприц, костыль.
«Гости»: девочка, цифра, мама, пирог, папа, торт, дедушка, фрукты, девочки, книги.
«Зайчик»: лес, дети, береза, травка, ушки, хвостик, морковка.
«Кто как зиму проводит»: летучая мышь, дупло, еж, нора, сыч, стриж, медведь, берлога, волк, лес.
«Сказка про льва»: лев, ворона, осел, лиса, человек.
«Как Колобок свою сестру догонял»: Колобок, Луна, Конь огонь, Машина – Скорые Шины, Тепловоз – Сто Колес, Самолет – Быстролет, Ракета.
«Рассказ Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал»: ветка, медведь, белка, шишка, заяц, сороки, лоси.
«Рассказ К.Д. Ушинского «Пчелки на разведках»: солнце, листочки, пчелка, яблонька, вишня, тюльпан, фиалка.


Слайд 14 «Сочиняем сказку»

 
Дидактическая задача. Учить детей придумывать различные

«Сочиняем сказку»  Дидактическая задача. Учить детей придумывать различные ситуации с

ситуации с помощью заместителей предметов (предметная модель)
Материал. Разноцветные кружки

(по 3 кружка разных цве­тов).
Руководство. Дети получают цветные кружки. При первом проведении упражнения каждому ребенку можно давать по 2 круж­ка, в дальнейшем — по 3. Кружки должны быть разных цветов. На­пример, у одного ребенка красный, коричневый и желтый, у друго­го — синий, зеленый и желтый, у третьего — белый, красный, зеле­ный и т. д.
Говорим детям, что сейчас они будут сочинять сказ­ки, причем каждый придумает сказку про своих героев. Предлага­ем всем внимательно посмотреть на свои кружки, придумать, кем они могут быть, и сочинить про них историю. При этом следует еще раз напомнить детям, что кружки у всех разные, поэтому и сказки долж­ны быть разные. Затем даём детям время (5—7 минут) на придумывание исто­рий, и начинаем опрос. Следует выслушать всех детей, по­хвалить их, но при этом важно сказать, соответствуют ли выбран­ные персонажи цветам кружков, насколько интересна и оригиналь­на каждая история, есть ли в ней описания персонажей, соблюдена ли структура сказки (зачин, кульминация, развязка), интересны ли происходящие в ней события.
 

Слайд 15 «Придумаем сказку»

 
Цель. Формировать умение придумывать и составлять «диафильмы»

«Придумаем сказку»  Цель. Формировать умение придумывать и составлять «диафильмы» (сказки) по

(сказки) по серии картинок и фигурок на фланелеграфе, развивать

детское творчество, связную речь.
Материал. «Пленка диафильма», «ка­дры» для «диафильма», пустые «кадры» для зарисовки придуманного сюжета, цветные карандаши. Детские книжки с занимательными историями.
Ход игры. Сегодня мы с вами бу­дем художниками-мультипликаторами. Давайте рассмотрим эту «пленку» для ди­афильма. Вы видите на ней кадры, рас­сматривая которые можно догадаться о сюжете сказки, о взаимоотношениях ее героев. А вот «пленка диафильма» с пус­тыми кадрами. Эти кадры заполните вы. Хотите? Но сначала давайте выберем одну из сказок или историй, ко­торая вам больше всего нра­вится. (Дети делают выбор.) Перед тем как приступить к работе, давайте вспомним по­следовательность действий в этой сказке: что было сначала, а что потом. (Дети совместно вспоминают и рассказыва­ют) Какой эпизод нравится тебе, а какой тебе? (Выяснив интересы, и симпатии детей, можно поручить каждому из них зарисовать понравив­шийся эпизод из сказки.)
Когда все «кадры» за­полнены, воспитатель обсуж­дает с детьми удачные и не­удачные зарисовки. Далее да­ет задание: подобрать «кад­ры» к диафильму в нужной последовательности. Дети подбирают кадры и раскла­дывают их на ковре. Воспита­тель проверяет правильность выполнения задания, хвалит детей и скрепляет кадры в единую ленту для ди­афильма. Затем этот «диафильм» используется как материал для рассказывания по серии сюжетных кар­тинок или для творческих пересказов в д/и «Волшебный телевизор».
 


Слайд 16 «Волшебный телевизор»

 Цель - развивать логическое мышление, закреплять умение

«Волшебный телевизор»  Цель - развивать логическое мышление, закреплять умение соединять отдельные

соединять отдельные части высказывания в единое целое.
Ход игры: Детям

предлагают посмотреть телевизор, объясняя:
-Ребята, этот телевизор не простой, он волшебный. Сейчас я его включу, и вы увидите и услышите знакомые сказки и рассказы. Но вот беда, в этом телевизоре пропадает звук. Показ продолжится только в том случае, если мы с вами вспомним, о чем идет речь и озвучим произведение». (Иллюстрации к сказкам, придуманным детьми и склеенные в ленты, демонстрируются по «телевизору»).


  • Имя файла: didakticheskie-igry-i-uprazhneniya-po-razvitiyu-rechi-prezentatsiya-k-uroku-po-razvitiyu-rechi-podgotovitelnaya-gruppa.pptx
  • Количество просмотров: 156
  • Количество скачиваний: 0