Слайд 2
Автор в художественном произведении
Автор выступает в 2 значениях:
писатель,
реальный человек, обладающий биографией;
образ автора, авторская позиция.
М.Цветаева:
« Роману читателя с книгой предшествует роман писателя с книгой…Не читайте сразу: эта книга не писалась, а жилась и жилась два с половиной года. Прочесть ее в вечер то же самое что мне – прожить ее в вечер…»
Слайд 3
Система опосредованных способов передачи авторской оценки:
* Имя героя
Описание
облика и жилища
Внимание к вещам , фактам
Пейзажная зарисовка
Заголовок
Действующие лица
Ремарки
или лирические отступления
Герои-резонеры
«Говорящие» детали
Введение рассказчика
Образ повествователя от третьего лица…
Слайд 4
Сюжет художественного произведения
Сюжет- порядок и способ
сообщения событий
автором
Сюжет- важнейшее средство воплощения содержания.
Задачи:
Выявление характера героя;
Скрепление изображенных
событий;
Удержание внимания читателя…
Сюжеты складываются из действий:
проявление эмоций, мыслей, намерений человека в поступках, движениях, словах. Мимике, жестах.
2 типа действия:
внешнее (изменение судьбы героя, отношений между персонажами),
внутреннее ( динамика жизни души).
Слайд 5
Фабула - события в
их хронологической последовательности.
При анализе
произведения нужно сравнивать сюжет и фабулу, чтобы понять замысел
автора.
События сюжета проходят
основные стадии действия:
пролог
предыстория
экспозиция
завязка
кульминация
развязка
лирические отступления
эпилог
послесловие
Слайд 6
Экспозиция: знакомит с фоном действия, с обстоятельствами героев
до начала основных действий.
По размеру невелика, но может занимать
и значительную часть.
Завязка: Событие, знаменующее начало развития действия, возникновение конфликта или его обострение.
Обычно дается в начале произведения, но может быть и в другом месте .
Кульминация:
Момент наивысшего напряжения действия, после которого сюжет стремится к развязке.
Кульминаций может быть несколько.
Кульминацию не следует путать с перипетиями
( ( внезапными поворотами событий).
Слайд 7
Композиция художественного произведения
Литература выделяет три уровня художественной формы:
Речевой
строй произведения (ритм, темп, особенности синтаксиса, средства выразительности);
Предметная изобразительность
(персонажи и события, портрет, пейзаж, интерьер);
Композиция.
При анализе композиции
обращается внимание на:
- стадии развития действия,
- соотнесенность частей и глав,
- взаимодействие сюжетных и внесюжетных эпизодов ( лирических отступлений, вставных рассказов, снов, песен, писем…),
- систему персонажей (группировка, двойники, антагонисты…),
- пейзажные и портретные зарисовки, интерьер…
Слайд 8
Композиционные приемы:
обрамление повествования,
нарушение хронологии,
умолчание,
повторы,
лейтмотивы,
сопоставление и противопоставление,
смена точек зрения
на повествование…
Слайд 9
Конфликт
(столкновение, жизненные противоречия)
Сюжетообразующий
Внесюжетный («Три смерти»)
Замкнутый («Бедная Лиза»)
Неразрешимый
(«Горе от ума»)
Внутренний («Евгений Онегин»)
Социальный («Отцы и дети»)
Нравственный («Преступление
и наказание»)
Семейно-бытовой («Ревизор»)
Нравственно-психологический («Гроза»)
Философский («Герой нашего времени»)
Слайд 10
Характер героя
О характере уместно говорить, если образ человека
очерчен
полно и индивидуально через портрет, поступки, мысли, речь,
т.е. далеко не каждый персонаж обладает характером.
Постижение характера предполагает анализ и интерпретацию образа.
Через характер дается авторская оценка и нравственно-эстетическая
Концепция человеческого существования.
Типы характеров:
одноплановые
многоплановые
цельные
противоречивые
устойчивые
динамичные
обратная динамика
Слайд 11
Глубина постижения образа человека в произведении зависит от
способности читателя увидеть героя в контексте разных проблем
В чем
логика выбора имени героя?
Как вводится герой в текст?
Каково его место в системе персонажей?
О чем говорит портрет и речевая характеристика?
Что можно понять их описания интерьера, вещи героя?
Какова предыстория? Что известно о воспитании, образовании, окружении?
Какова оценка героя другими персонажами?
Каково авторское отношение к герою?
Какова самооценка героя?
Каковы поступки героя и их мотивы?
Как прогнозируется судьба героя за пределами финала?
Слайд 12
План анализа образа человека в произведении:
Место героя в
системе персонажей
Способ введения в произведение
Принадлежность к социальной группе, воспитание
Имя,
портрет, речь, интерьер, пейзаж
Предыстория, герой за рамками произведения
Ситуация, раскрывающая характер. Поступок и его мотивы
Самооценка героя и ее динамика
Описание впечатлений от окружающего мира
Психологизм образа. Сны, видения героя
Оценка героя другими персонажами
Авторское отношение к герою, герой в контексте творчества
Герой в читательской оценке. Споры вокруг образа.
Слайд 13
Художественная деталь. Символ. Подробность текста.
Деталь – самая малая
единица предметного мира произведения ( к ней не относятся
стилистические фигуры, тропы, размер и ритм, особенности синтаксиса). Тяготеет к единичности, более весома с точки зрения смысла. Деталь вводится в текст не ради украшения, а для убедительности, выпуклости образа. Но это невозможно без особой работы читательского воображения.
Подробности предстают во множестве, фиксируют реальность.
Типы деталей:
быта, интерьера
пейзажные
портретные
психологические
повторяющиеся и единичные
динамические и статические
сюжетные
описательные
Слайд 14
В символ деталь вырастает тогда, когда, сохраняя и
прямое значение, она порождает ряд ассоциаций, т.е несет иносказательный
смысл.
Художественный образ обобщает действительность, является способом ее оценки.
Творя образ, художник воссоздает цвет и освещение, звуковой фон и зрительные впечатления, запахи и ощущения, воспроизводит образные ассоциации.
Образ обретает жизнь только в сознании читателя, который достраивает его детали и подробности.
Слайд 15
Стиль отражает эпоху, национальные традиции, литературные направления:
Писатели-классицисты -
идеальные формы, соблюдение правил «трех единств» и т.д.
Писатели-романтики –
исключительный герой, человек мучительных страстей и решительных поступков, конфликт мечты и действительности, прием контраста
Писатели-реалисты – жизненная правда, связность повествования, простота формы, отсутствие умолчаний, щепетильное отношение к читателю
Слайд 16
Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы
Стилистические
тропы:
Сравнение - «Лес точно терем расписной…»
Метафора (скрытое сравнение) –
«Ель рукавом мне тропинку завесила..»
Олицетворение – «золотые лица купальниц…»
Эпитет – «дорога дальняя»,
« желтеющая нива», «мирный край»
Ирония (насмешка)
Метонимия (переименование)
Перифраза (пересказ, замена слова описательным оборотом)
Синекдоха (соотнесение целого через часть его)…
Слайд 17
Стилистические фигуры
Параллелизм
Антитеза (резкое противопоставление)
Контраст ( скрытое противопоставление)
Оксюморон (
сжатая парадоксальная антитеза) – «грешная молитва»
Инверсия (перестановка)
Бессоюзие
Многосоюзие
Повтор
Анафора
Эпифора
Рефрен
Обращения, восклицания, риторические
вопросы
Эллипсис (пропуск слова)
Гипербола (преувеличение)
Гротеск (причудливость)
Литота (преуменьшение)…