Слайд 2
Фонетическое членение речи
С фонетической точки зрения речь —
непрерывный звуковой поток, или цепь звучаний, следующих друг за
другом во времени.
Звуковой поток расчленяется на единицы (звенья) речевой цепи:
текст - самая крупная единица, ограничена паузами и имеет собственный звуковой рисунок;
фраза — вторая по величине фонетическая единица; в речевом потоке фразы разделяются паузами и интонационно оформлены (т. е. обладают интонационно-смысловой законченностью); фраза может состоять из одного или нескольких предложений;
речевой такт, или фонетическая синтагма (от греч. syntaqma ‘построенное, соединенное’) — интонационно-смысловое единство входящих в него знаменательных слов, образующих одну ритмомелодическую группу; часть фразы, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности.
Целостность синтагмы создается невозможностью пауз внутри нее, а также определенной акцентной структурой, придающей каждому слову такта ту или иную степень ударности.
В семантическом плане это отрезок осмысленно расчлененной речи
Слайд 3
Фонетическое членение речи
фонетическое слово — часть речевого такта
(или фразы, если она не делится на синтагмы), объединенная
одним словесным ударением; незнаменательные слова (предлоги, союзы, частицы, артикли), чаще всего не имея cобственного ударения, примыкают спереди или сзади к знаменательному слов, образуя с ним одно фонетическое слово;
слог — часть фонетического слова; минимальная произносительная единица речи, состоящая из одного или нескольких звуков, объединенных в фонетическое целое;
звук речи — наименьшая единица речевого потока; часть слога, произнесенная за одну артикуляцию.
Слова, теряющие ударение, называются клитиками и подразделяются
на проклитики (от греч. proklino ‘наклоняю вперед’) — примыкают спереди к следующему за ним ударному слову:
под-гору, за-ним, у-нас
энклитики (от греч. enklino ‘склоняюсь’) — примыкают сзади к предшествующему ударному слову:
что-нам, осталось-бы
я-úз-лесу/вышел
Слайд 4
Типы слогов
По своему звуковому строению слоги делятся:
на открытые
(кончаются слогообразующими гласными);
закрытые (кончаются неслогообразующими согласными);
полуоткрытые (кончаются сонорными согласными);
неприкрытые
(начинаются гласной);
прикрытые (начинаются согласной).
Слайд 5
Фонетическое ударение
По объекту выделения ударение бывает слоговое, словесное,
синтагматическое (тактовое), фразовое, логическое (смысловое).
Слоговое –– выделение определенного звука
в составе слога с помощью изменения силы звучания или тона слогообразующего звука.
Словесное –– выделение одного слога в слове при помощи фонетических средств, служащее для фонетического объединения этого слова.
Тактовое (синтагматическое) –– выделение одного из слов в речевом такте (синтагме) путем усиления словесного ударения, объединяющего разные слова в одну синтагму. Синтагматическое ударение обычно падает на ударный гласный последнего слова в речевом такте:
Есть в осени первоначальной / короткая, / но дивная пора//.
Слайд 6
Фонетическое ударение
Фразовое –– выделение одного из слов во
фразе путем усиления словесного ударения, объединяющего разные слова в
одну фразу. Фразовое ударение обычно падает на ударный гласный последнего слова в конечном речевом такте :
Есть в осени первоначальной / короткая, / но дивная пора//.
Логическое (смысловое) –– ударение, состоящее в выделении определенной части предложения (обычно слова), на которой сосредоточивается основное внимание говорящих. Логическое ударение наблюдается в тех случаях, когда содержание речи требует особого выделения каких-то частей высказывания. При помощи логического ударения обычно выделяется в предложении то или иное слово, важное с логической, смысловой стороны, на котором должно концентрироваться все внимание.
Ты был сегодня в университете?
Слайд 7
Словесное ударение
— выделение одного из слогов с помощью
различных фонетических средств. Ударным называется акустически выделенный звук.
Типы словесного
ударения в зависимости от средства акустического выделения
Слайд 8
Структурные типы ударения
В зависимости от расположения ударения в
слоговой структуре слова:
свободное — нефиксированное ударение, которое может падать
на любой слог слова (в русском);
связанное — фиксированное ударение, привязанное к определенному слогу в слове (во французском — на последнем слоге, в польском — на предпоследнем, в латышском — на первом).
По отношению к морфологической структуре слова:
подвижное — способно перемещаться в разных словоформах одного и того же слова, оно не привязано к одной морфеме (в русском: дом-дома, окна – в окне);
неподвижное — постоянное ударение, привязанное к одной и той же морфеме разных словоформ слова (в английском).
Слово обычно имеет одно ударение, но иногда (в сложных словах) возникает второе (побочное) ударение.
вòздухонепроницáемый, èсли-мóжно
Слайд 9
Интонация
Интонация (от лат. intono ‘громко произношу’) — единство
взаимосвязанных ритмико-мелодических компонентов речи:
мелодики (движения основного тона);
интенсивности;
длительности;
темпа речи;
тембра произнесения
(указывающего на общую эмоциональную окрашенность речи);
пауз.
Минимальные интонационно-смысловые единицы речи — синтагмы, а также фразы, если они не членятся на синтагмы.
Слайд 10
Интонация
Интонационная организация фразы включает в себя:
ее членение на
такты;
распределение акцентных характеристик слов;
мелодический рисунок всей фразы и отдельных
тактов;
темп произнесения;
сила звучания;
общий тембр высказывания (мрачный, веселый, испуганный);
наличие пауз, которые ограничивают фразу.
Фразовая интонация соотносительна и с другими языковыми средствами.
Почти во всех языках:
повествовательное значение выражается мелодическим понижением конца фразы;
вопросительное значение заметным мелодическим повышением одного из слогов;
перед паузой внутри фразы обычно (кроме определенных случаев) наблюдается повышение голоса.
Слайд 11
Интонация и графические средства
На письме интонация в известной
мере выражается с помощью знаков препинания и другими графическими
средствами:
а) абзацное членение (красная строка);
б) знаки препинания, ! ? ; : «».-
в) нумерация 1, 2,3,4;
г) шрифтовые средства;
д) сочетание кириллического и latinskogo шрифтов;
е) цветовые выделения;
ж) подчёркивание и т. д.
Однако полного соответствия между интонацией и пунктуацией нет: круг значений и смысловых отношений, выражаемых интонацией, значительно шире. Устная речь по своей природе благодаря интонации значительно более конкретна, чем письменная речь.
Д. Хармс «Анекдоты из жизни писателей»:
«В ПАССАЖ!.. В пасСАЖ! в ПаССССаЖЖЖЖ… в па… ССаАААаАААаа!!! ЖЖжЖ!!!»