Слайд 2
Фонетика
Что такое фонетика? Что изучает эта наука?
Что такое
звук? Основная функция звуков?
Какие виды звуков вы знаете?
Какие суперсегментные
единицы вы знаете?
Фонетика - раздел науки о языке, изучающий звуковые средства речи: звуки, правила их сочетаемости, ударение, интонацию и т.д.
Звуки – наименьшие неразложимые единицы звучащей речи. Создаются колебаниями воздуха и работой речевого аппарата. Служат для построения слов и их различения.
Гласные (без препятствия органов речи⇒состоят только из тона) и согласные (воздушная струя встречает препятствие в ротовой полости⇒участие шума). Особо – сонорные согласные (тон+шум).
Суперсегментные единицы: слог, ударение, интонация.
Слайд 3
Что такое ударение?
Каковы основные свойства русского ударения?
Что такое
интонация?
Что такое графика?
Ударение – выделение в слове того или
иного слога при помощи большей силы, длительности, напряженности голоса.
Русское ударение – разноместное, подвижное.
Интонация – изменение тона, тембра и длительности звучащей речи для придания ей определенного смысла и выразительности.
Графика – система средств письменности (буквы, знаки препинания, сокращение слов, использование пробелов, подчеркиваний, шрифтовых выделений.)
Слайд 4
Звуки как стилистическое средство
Акростих – стихотворение, первые буквы
которого образуют слово.
М оре поет серенаду о вечной печали...
А
нгелы внемлют той песне и льют свои слезы.
Р адость - Марина глядит колдовскими очами,
И расцветают повсюду волшебные звуки и розы.
Н ежные строки подобно нектару и яду...
А брис лица освещен в канделябрах свечами.
2. Имитация произношения.
Чтьо слючилсоь, бьедное дитя? (иностранец)
Взять валенотьки, илусетьки... (ребёнок)
Слайд 5
3. Звукоподражение – звуковое описание предмета.
Ж-жик!.. Ж-жик!.. –
поет за хатой серп.
4. Аллитерация – подбор слов, совокупность
звуков которых имитирует звуковой облик описываемого предмета.
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
5. Полидром – слова и предложения, читающиеся справа налево и наоборот.
А роза упала на лапу Азора.
6. Рифма – звуковой повтор на конце двух или более строк.
Слайд 6
Ударение как стилистическое средство
1. Энклитики и проклитики.
Много ль
надо человеку?
Отдышаться б на веку,
Глядя нá реку, на рéку,
На спокойную рекý.
2. Нарушение нормы - ирония, характеристика персонажа.
Главное нáчать, - поддержал я.
(НО: Всё вклЮчено; Печать нАчата.)
Слайд 7
Рифма, ритм, ударение и интонация в поэзии
РИФМА:
Точная: Живу
– наяву; Свет – предмет.
Неточная: Полночью – солнечный.
Каждое стихотворение
членится на строчки, разделенные паузами, – стихи.
Использование стихов с чередующейся рифмой создает ритм стиха.
Слайд 8
Стихотворная стопа, метр, размер
Стопа – регулярно повторяющееся в
стихе сочетание ударных и безударных слогов (цикл – 2слога
или 3 слога).
Упорядоченное чередование ударных и безударных слогов – метр.
Метр + количество стоп задают размер стиха:
«Евгений Онегин» – четырехстопный ямб.
Слайд 9
Метры русского стихосложения
Двусложная стопа
1. Хорей (⊥∪)
Буря мглою небо
кроет...
⊥∪/ ⊥∪ /⊥∪/ ⊥∪
2. Ямб (∪⊥)
Я вам пишу, чего
же боле
∪ ⊥/ ∪⊥/ ∪⊥/∪ ⊥/ ∪
Трехсложная стопа
1. Анапест (∪∪⊥)
Ананасы в шампанском...
∪∪⊥/ ∪∪⊥
2. Дактиль (⊥∪∪)
В самом разгаре страда деревенская
⊥∪ ∪/⊥∪ ∪/⊥ ∪∪/⊥ ∪∪
3. Амфибрахий (∪⊥∪)
∪⊥∪/∪ ⊥∪/ ∪⊥∪ /∪ ⊥∪/ ∪⊥
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд...
Слайд 10
Интонация как стилистическое средство.
Богатство интонационных конструкций: вопросительные, повествовательные
неоконченные, восклицательные предложения и их чередование.
Стилистические фигуры.
Риторический вопрос: «Кто
виноват в этом происшествии? Давайте спросим у студии.»
Повтор слова: «Уже давно, очень давно об этом говорилось, но до сих пор меры не приняты.»
Период: «Вы устали бояться? Вам надоело с оглядкой ходить по улицам? Вы хотите защитить свою жизнь? Присоединяйтесь к нашему обсуждению в эфире!»
Антитеза: Чему радуются бедные и от чего плачут богатые? Об этом наш рассказ.
Сегментация: Разумные существа... Как давно они появились на нашей планете?
Парцелляция. «Об этом мы тоже поговорим. Обязательно. Но уже в следующей передаче...»
Слайд 11
Графика как стилистическое средство
1. Выделение части слова
Бес-платно/ БЕСплатно/бесПЛАТНО
Слово-матрёшка:
Ну, замороЗИЛ, ХоббИты
2. Графические игры
(кириллица+латиница): мультgames, sportтовары;
нарочитая ошибка:
АукцЫон, Кампутеры, Ки-Новости.
3. Отсутствие пунктуации.
4. Отсутствие пробелов:
Ваше фамилия-имя-отчество?
5. Перевернутые буквы.
6. Старорусская графика: Коммерсантъ. Россiя.
Слайд 12
Стилистический потенциал словообразования
Слайд 13
Способы словообразования в диахронии
лексико-семантический — образование нового слова
в результате расщепления многозначной лексемы на омонимы: голосовать (‘быть
сторонником кого-то или чего-либо’) и голосовать (‘поднятием руки просить транспорт остановиться');
морфолого-синтаксический (конверсия) — возникновение новых лексических единиц в результате перехода слов из одной части речи в другую: отдыхающий, командированный (переход причастия в существительное), прямиком, верхом (переход падежной формы существительного в наречие).
морфологический — образование производного слова в результате присоединения к производящей основе (или слову) словообразовательных аффиксов: крыл(о) → крыл-ышк(о), крыл-ан, крыл-ач, крыл-ат(ый), бес-крыл-Ø-ый и др.
Слайд 14
Способы словообразования в синхронии
Аффиксные
Безаффиксные
Смешанные
Слайд 16
Аффиксальные
Суффиксальный — образование
нового слова при помощи суффикса, в
том числе нулевого
Нулевая суффиксация
Префиксальный — образование
нового слова при помощи
префикса
Постфиксальный — образование
нового слова при помощи постфикса
день —> дн-ева-ть;
голубой —> голуб-ик-а;
бегать —> бег-ун, бег-л-ый
выходить —> выход-Ø,
синий —> синь-Ø
дед —> пра-дед,
красный —> ультра-красный,
жарить —> вы-жарить
мыть —> мыть-ся,
что —> что-то, что-нибудь.
Слайд 17
Префиксально-суффиксальный — образование производных слов путем одновременного присоединения
к производящей основе префиксов и суффиксов (в том числе
нулевых)
Суффиксально-постфиксальный — образование глаголов путем одновременного присоединения к производящей основе суффикса и постфикса –ся
Префиксально-постфиксальный — образование глаголов путем одновременного присоединения к производящим глаголам префикса и постфикса -ся
без работы —> без-работ-иц-а,
на столе —> на-столь-н-ый;
вода —> обез-вод-е-ть,
греметь —> погрем-ушк-а,
новый —> об-нов-и-ть, п
обедить —> не-побед-им-ый,
молчать —> по-малк-ива-ть,
другой —> по-друг-ому
лень —> лен-и-ть-ся,
колос —> колос-и-ть-ся,
скупой —>
скуп-и-ть-ся
думать —> в-думать-ся,
лететь —> раз-лететь-ся,
говорить —> о-говорить-ся,
дышать —> от-дышать-ся
Слайд 18
Безаффиксные
Сложение — это сложение производящей основы и
производящего слова.
Сращение — это образование сложных прилагательных путем
объединения словосочетаний в цельнооформленные слова (по модели «прилагательное/причастие +определяющее слово»)
Аббревиация — сложение усеченных основ или усеченных и полных основ.
лес-о-степь,
вод-о-стойкий,
черн-о-белый,
вод-о-гряз-е-лечебница
быстрорастворимый,
долгоиграющий,
дорогостоящий,
многообещающий,
густонаселенный,
слаборазвитый
прораб (производитель работ),
рация (радиостанция),
РФ (Российская Федерация)
Слайд 19
Усечение (сокращение) — образование новых слов с помощью
сокращения производящего слова или основы
Субстантивация — процесс образования
имен существительных в результате морфологического преобразования прилагательных и причастий
заведующий —> зав,
госэкзамен —> гос,
метрополитен —> метро,
университет —> универ,
фанатик —> фанат
больной (прил.) человек —> больной (сущ.);
учительская, профессорская, диспетчерская (названия помещений);
мороженое, сладкое, мучное, спиртное (названия блюд)
Слайд 20
Сложно-аффиксальные
Сложно-суффиксальный способ — образование сложных слов, которые
являются результатом сложения основ, в сочетании с суффиксацией (материально
выраженной или нулевой)
Сложно-суффиксально-префиксальный способ представлен ограниченным числом существи-
тельных, прилагательных и наречий, образованных путем сложения основ в сочетании с префиксацией и суффиксацией
земл-е-проход-ец,
мор-е-плава-тель,
ин-о-планет-янин,
хлеб-о-рез-Ø,
разн-о-языч-н-ый,
одн-о-рук-Ø-ий,
При-черн-о-морь-j-e,
не-могу-знай-к-а,
пред-нов-о-год-н-ий,
по-все-мест-н-ый,
в-пол-оборот-а,
в-тр-и-дорог-а
Слайд 21
Активность способов словообразования в разных стилях ЛЯ
Слайд 23
Стилистическое использование
Использование стилистического потенциала русских приставок и суффиксов:
прием-ств-енн-ый (книжн.); гусёныш (разг.), бабь-j-ё (прост.), кругосвет-к-а (разг.), громи-л-а
(разг.).
Использование экспрессивного потенциала русских приставок и суффиксов: Кат-юш-а, Кат-юх-а; сталин-щин-а; судьб-ин-а.
Слайд 24
3. Создание неологизма по той или иной словообразовательной
модели: любёныш, любёночек, окошечное, громадить.
4. Аббревиация:
а) ирония:
НИИ ЧАВО, Богдан Осипович Городулин;
б) особая расшифровка: «TDK: тебе доступно качество!»
5. Раскрытие внутренней формы:
Участковый – от слова «участие»;
Сторож – публика, завалинка – экзаменационная сессия, антресоль – верхняя нота, т.д.
Слайд 25
6. Нанизывание одинаковых аффиксов: ...понаехали, поналетели тут...
7. Перечисление
однокоренных слов с разными аффиксами для противопоставления их смысла:
порежем – нарежем – отрежем.
8. Раскрюченный в разные стороны – раскрюченный, вылеченный.
Слайд 26
Упражнение 1. Выделите формы субъективной оценки и определите
их стилистические функции в контексте.
1. Приехал этот мальчишечка... Парнишечку
того звали Ванькой. Такой шшербатенький, так, невысокого росточка (Шукш.).
2. Появилась песенная старушка. - Сашенька такой бледненький, такой слабенький, такой нежненький (Сол.).
3. Прочитав в глазах Смурого... мелкий, собачий страшок... она ответила (Триф.).
4. Значит, клубишко имеется?- Имеется, Паша (Шукш.).
5. Там дома коровушка да заботушка (Лих.).
6. А вот другая популярная розовая сказочка (Я. Боровой).
7. Зачастили к Иванову разные посетители; не отпустите ли досочек, а красочки? (Голов.)
8. Ружьишком забавляется, а мы жди (Абр.).
9. В кинцо проветрился (Лихон.)
10. Ну и бородищу ты отрастил, жуть!
11. Вот такой миллионище можно выиграть в «Лотто-миллион»!
12. Я взялась вести две иностранные фирмашки, всю документацию им готовлю (из разг. речи).
Слайд 27
Упражнение 2. С помощью различных аффиксов образуйте формы
экспрессивных глаголов.
Образец. Бегать- добегаться (разг.), избегаться (разг.), забегаться (разг.),
выбегаться (прост.), убегаться (разг.), отбегать (разг.).
Болтать, верить, говорить, гулять, ездить, звать, искать, курить, лежать, работать, смеяться, стоять, хохотать, шутить.
Слайд 28
Упражнение 3. С помощью приставок воз- (вос-), пре-,
пред-, со- образуйте от приведенных глаголов синонимы, относящиеся к
высокому стилю.
Образец. Оглашать-возглашать: Все их громко величают и царевича венчают княжьей шапкой, и главой возглашают над собой (П.).
Гореть, жечь, известить, исполнить, любить, начертать, переживать, пылать, сиять, скрыть, соединить, терпеть, уведомить.
Слайд 29
Упражнение 4. Укажите экспрессивные функции словообразования.
1. Это что
же предлагает нам товарищ Ольховатский? Кустарщину, самовольщину (Сол.).
2.
Пришли двое с телефонного узла и стали смотреть, откуда и как тянуть в дом воздушку (Триф.).
3. Наивно думал, что приобрел модернягу... Не транзистор, летопись (Бон.).
4. Он пушил и клял этих разнесчастных дурех на чем свет стоит (Абр.).
5. Пижон, стиляга, интеллигентный хлюпик обошел меня и идет впереди (Сол.).
6. Скоро нас, шоферяг, автошофером заменят (Корол.).
7. В день своего рождения, каждый год, он вел задушевные беседы с окружающими людьми, валял дурака, представлялся симпатягой, обаяшкой, умницей (Лих.).
Слайд 30
8. Пооткормили меня, поотлежался, да и вдругорядь на
фронт (В. Бел.).
9. - Да что «Ванька», что
«Ванька»! -воскликнул Иван. –Чего ванькать-то! (Шукш.)
10. Прообъяснялись мы с тобой достаточно (Сим.).
11. Срезанными ветками хлестануло по лицу, будто кнутом (Бон.).
12. Война подзатихла было с продразверсткой, да опять вспыхнула (Тендр.).
13. Зачем изводился, рисковал, настырничал? (Расп.)
14. Набеззаконничают да еще и петушатся (Тендр.).
15. За четыре дня он успел переухаживать за всеми самойловскими девчатами (Сол.).
16. С чего он в такую пору курортничает? (Тендр.)
17. Иван-то ей говорил: не ходи, поотдохни, - нет, побежала (В. Бел.).
18. - Да построже сверяй с контрольными замерами, - предупреждает ее Булкин. - А то они понаписывают (Мож.).
19. Ну и Смурый стал всячески вредить, зажимать, или, как говорят на театре, устраивать Ляле затир (Триф.).
20. Сейчас мы им раздолб устроим (Бон.).
21. Лукашин поздоровался, вытащил новую пачку «Звездочки» - мигом ополовинили (Абр.).
Слайд 31
Упражнение 5. Укажите окказионализмы, выделив слова, построенные по
моделям книжного словообразования, и такие, которые включают разговорные и
просторечные аффиксы.
1. Глаза у него были светлые, улыбчивые, с прищуринкой (Кон.).
2. Старик невыезжабельный, круглый год живет на даче (Из газ.).
3. Левизна и правизна во всех возможных оттенках (Ант.).
4. Позже я не раз испытывал опустошительность гнева, обездушивание яростью (Ворон.).
5. Едва раздался слабый треньк, дверь распахнулась (Наг.).
6. Небо вокруг раздвинулось, нежно просветлело и проливалось теперь на лес, на поляну, на белую кипень цветов трепетно-дымным, голубым светопадом (Нос).
7. Рассветно и холодно клубилась туманом Десна (Нос).
8. Онега, предзимне темнея, валко ходила меж островами (Нос).
9. Прокурор после молчания, длившегося секунды две, во время коих он грознел лицом и как-то напыживался, объявил... (Триф.)
Слайд 32
10. Мать не то чтобы обиделась, а посушела
во взгляде (Хар.).
11. Весь каменный громозд вокруг и
внизу был непрочным, зыбким, в скрытом внутреннем напряжении, стремящемся к пределу (Наг.).
12. «Мое! Мое! Мое!» И так все замоекали-хоть караул кричи (Перм.).
13. Идиотизм... тупость вселенская! Пнизм и только! (Бон.)
14. Про Амфитеатрова говорили, что из-за огромного количества материала, который он печатал в газете, газета заболела «перефельетонитом» (Андр.).
15. Есть у вас такое лекарство- антивлюблин? (Из газ.)
16. Пишкино око постоянно хранило какую-то загадочную веселинку и все время подмигивало (Ал.).
17. Это уже не просто деликатность, а нечто сверх, супер, экстра («ЛГ»).
18. За каждой строкой, фразой- огромная начитанность, «насмотренность» («ЛГ»).
Слайд 33
19. Кто ты в самом деле? - Натуралист,
- отвечает Андрон добродушно. - Как, как? - не
понимает Сережа. - Ну на жизнь смотрю натурально. Без всяких прикрас (А. Л.).
20. Были в цехе «писатели» - все время куда-то о чем-то писали (Салуц.).
21. Александр понимал, что, возможно, и не смысл его слов, а само их звучание вдруг и окажется, как это говорят, «звукотерапией». Да и все это - «делотерапия» для него самого (Фил.).
22. Неужели в наш век возможно рукоприкладство, палкоприкладство, зонтикоприкладство? (Шефн.)
23. Плясал он, плясал и выплясал самую красивую девку в деревне (Шукш.).