Слайд 2
Гете и его главное творение
Слайд 3
Биография
Немецкий поэт, естествоиспытатель, мыслитель. Родился Гете 28 августа
1749 во Франкфурт-на-Майне (Германия), в семье образованного бюргера -
имперского советника. В раннем возрасте увлекался классической поэзией, театром, стихи начал писать с восьми лет.
В 1765 поступил в Университет в Лейпциге, но в 1768 из-за тяжелой болезни был вынужден оставить учебу.
В 1769 Гете издал первый сборник стихов.
В 1770 перешел в страсбургский университет (1770-1771), где и закончил юридическое образование, одновременно занимаясь медициной и естественными науками. Тогда же проникся духом национальной поэзии, стал собирателем народных песен для И.Г. Гердера, изучал древнегерманское искусство, задумал "Фауста", стал активным участником и идеологом движения "Буря и натиск". К этому периоду относится роман Гете с дочерью пастора из Зезенгейма Фридерикой Брион, послужившей прототипом для Марии из "Геца" и "Клавиго" и для Гретхен из "Фауста".
В мае 1772, следуя желанию отца, мечтавшего о блестящей юридической карьере сына, Гете приезжает в Вецлар и записывается адвокатом-практиком при имперском суде. В здание судебной палаты Гете наведывался довольно редко, проводя почти все свободное время в доме амтмана (управляющего обширной экономией Тевтонского ордена), куда его влекло пылкое чувство к Шарлотте Буфф - старшей дочери хозяина и невесте секретаря ганноверского посольства Иоганна Кристиана Кесгнера, с которым Гете поддерживал доброприятельские отношения.
11 сентября 1772 года Гете, ни с кем не простившись, покинул Вецлар, приняв решение вырваться из двусмысленной ситуации, а Шарлотта стала прообразом Лотты - героини романа в письмах "Страдания юного Вертера". Роман, принесший автору всемирную славу, был опубликован в 1774.
Слайд 5
Завязка трагедии
Трагедия открывается тремя вступительными текстами.
Первый —
это лирическое посвящение друзьям молодости — тем, с кем
автор был связан в начале работы над «Фаустом» и кто уже умер или находится вдали. «Я всех, кто жил в тот полдень лучезарный, опять припоминаю благодарно».
Затем следует «Театральное вступление». В беседе Директора театра, Поэта и Комического актёра обсуждаются проблемы художественного творчества. Должно ли искусство служить праздной толпе или быть верным своему высокому и вечному назначению? Как соединить истинную поэзию и успех? Здесь, так же как и в Посвящении, звучит мотив быстротечности времени и безвозвратно утраченной юности, питающей творческое вдохновение.
В заключение Директор даёт совет решительнее приступать к делу и добавляет, что в распоряжении Поэта и Актера все достижения его театра. «В дощатом этом балагане вы можете, как в мирозданье, пройти все ярусы подряд, сойти с небес сквозь землю в ад». Обозначенная в одной строке проблематика «небес, земли и ада» развивается в «Прологе на небе» — где действуют уже Господь, архангелы и Мефистофель, Архангелы, поющие славу деяниям Бога, умолкают при появлении Мефистофеля, который с первой же реплики — «К тебе попал я, Боже, на прием…» — словно завораживает своим скептическим обаянием.
В разговоре впервые звучит имя Фауста, которого Бог приводит в пример как своего верного и наиусердного раба. Мефистофель соглашается, что «этот эскулап» «и рвётся в бой, и любит брать преграды, и видит цель, манящую вдали, и требует у неба звёзд в награду и лучших наслаждений у земли», — отмечая противоречивую двойственную натуру учёного. Бог разрешает Мефистофелю подвергнуть Фауста любым искушениям, низвести его в любую бездну, веря, что чутье выведет Фауста из тупика. Мефистофель, как истинный дух отрицания, принимает спор, обещая заставить Фауста пресмыкаться и «жрать […] прах от башмака». Грандиозная по масштабу борьба добра и зла, великого и ничтожного, возвышенного и низменного начинается.
Слайд 7
Идея трагедии
Мефистофель считает, что он может дать Фаусту
земные радости, которые увлекут его и заставят забыть о
высоких порывах к знанию. Бог разрешает Мефистофелю подвергнуть Фауста любым искушениям, низвести его в любую бездну, считая, что чутье выведет Фауста из тупика. Мефистофель принимает спор, он уверен, что выиграет его, что заставит Фауста «ползать в помете» и «жрать… прах от башмака». Если Фауст признает себя удовлетворенным жизнью, его душа будет отдана Мефистофелю. Бог предоставляет Мефистофелю право бороться за душу ученого. Грандиозная по масштабу борьба добра и зла, возвышенного и низменного начинается.
Слайд 9
Неудовлетворение жизнью
В яркий праздничный день пестрая толпа гуляющих
горожан направляется за город. Фауст и его помощник Вагнер
— сухой педант, «скучный, ограниченный школяр» — присоединяются к праздничной толпе. Все окрестные жители почитают Фауста: он сам и его отец без устали лечили людей, спасая их от болезней. Его не пугала ни «язва моровая», ни чума. Простые горожане и крестьяне приветствуют док-гора, кланяются ему и уступают дорогу. Но это искреннее признание не доставляет радости Фаусту. Он далек от того, чтобы переоценивать собственные заслуги. На слова Вагнера о том, что доктор должен гордиться такой любовью народа, Фауст отвечает, что часто лечил людей, так и не узнав потом, помогло ли человеку лечение и выжил ли он. Фауст признается Вагнеру:
Слайд 10
Цитаты
«…две души живут во мне, И обе не
в ладах друг с другом. Одна, как страсть любви,
пылка И жадно льнет к земле всецело, Другая вся за облака Так и рванулась бы из тела».
На прогулке к Фаусту и Вагнеру прибивается странный черный пес, которого Фауст принял было за оборотня:
«Кругами, сокращая их охваты, Все ближе подбирается он к нам. И, если я не ошибаюсь, пламя За ним змеится по земле полян».
Вагнер успокаивает Фауста: «Вы видите, не призрак — пес простой. Ворчит, хвостом виляет, лег на брюхо. Все, как у псов, и не похож на духа». Фауст забирает пса с собой.
Слайд 12
Человек дела
Фауст в своем рабочем кабинете, и снова
им владеют мучительные и тяжкие сомнения. У ног его
черный пудель — пес, который пристал к нему на прогулке. Стремясь побороть растущее беспокойство, «вялость в мыслях и разброд», Фауст принимается за перевод на немецкий язык Нового завета.
«В начале было Слово»,— читает он в Евангелии. Но толкование греческого «Логос» как «Слова» не устраивает его, и он пытается подставить другие понятия: сначала «Мысль», затем «Силу» и, наконец, «Дело». «В начале было Дело!» — стих гласит»,— восклицает Фауст, ибо для него действовать — превыше всего.
Слайд 14
Важная беседа
Но тут от занятий его отвлекает черный
пес, Фауст пытается выгнать его из комнаты, но пес
вдруг «напыжился, как пузырь», вырос «ввысь и вширь» и в конце концов обернулся Мефистофелем, который в первый раз предстает перед доктором в обличье странствующего студента. Фауст удивлен: «Вот, значит, чем был пудель начинен! Скрывала школяра в себе собака? » На вопрос хозяина об имени неожиданный гость отвечает, что он «часть силы той, что без числа творит добро, всему желая зла… я дух, всегда привыкший отрицать».
Гость снисходительно посмеивается над человеческими слабостями, над людским уделом и признается Фаусту, что мир сносит пока его нападки «без урона». Не сладив в целом со Вселенной, Мефистофель вредит по мелочам:
«Я донимал его землетрясеньем, Пожарами лесов и наводненьем,— И хоть бы что! Я цели не достиг. И море в целости, и материк».
Слайд 15
Договор с Дьяволом
Мефистофель предлагает старому отшельнику развеять тоску
и, облачившись в яркое платье, «изведать после долгого поста,
что означает жизни полнота». Фауст отнекивается, говоря, что в любом платье будет ощущать «тоску существованья», что он «жизнь отверг» и с тоской ждет смерти. На это Мефистофель с иронией замечает ему: «Смерть — посетитель не ахти какой». Он уговаривает Фауста перестать «заигрывать с тоской », предлагая ему свое общество и уверяя, что Фаусту не придется с ним скучать: «Я дам тебе, чего не видел свет». Если предложенное наслаждение захватит Фауста настолько, что он попросит остановить это мгновение, то он станет добычей Мефистофеля, и Мефистофель волен забрать его душу.
Фауст в конце концов соглашается подписать договор с дьяволом. По этому договору Мефистофель должен служить Фаусту и исполнять все его желания до тех пор, пока тот не воскликнет: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» Фауст дает Мефистофелю расписку, подписанную кровью. Скрепив кровью договор, они отправляются в странствия — прямо по воздуху, на широко расстеленном плаще Мефистофеля.
Слайд 17
Искушение любовью
И вот к Фаусту вернулась молодость —
тридцать лет сброшены с плеч. Мефистофель свел Фауста с
ведьмой, которая омолодила его, дав выпить волшебный напиток, и сделала более восприимчивым к чувственным наслаждениям. Фауст теперь молод, красив, кровь его бурлит, и он не знает больше колебаний в своей решимости познать все наслаждения жизни и постичь высшее счастье. Мефистофель радуется, что заставил забыть его о влечении к знаниям и науке
Слайд 18
Женский образ в трагедии
Однако какое же искушение придумал
хромоногий черт своему подопечному? Одно из них зовется Маргарита,
или Гретхен. Ей пятнадцатый год, она простая, чистая и невинная девушка. Гретхен выросла в маленьком городишке, где у колодца судачат кумушки, обсуждая всех. Семья ее небогата, хотя отец и оставил небольшое состояние — и «сад, и домик малый в слободе». Вдоме нет служанки, и девушке приходится все работы по дому делать самой. Брат ее служит в армии, а младшая сестренка, которую она вынянчила, недавно умерла. Между Фаустом и Гретхен с ее наивной простотой — большая дистанция. Но именно это пленяет в ней Фауста. Увидев на улице идущую из церкви Маргариту, Фауст вспыхнул к ней безумной страстью. В ответ на предложение проводить ее девушка отвечает гневным отказом. И тогда свои услуги предлагает сводник—дьявол. Маргарита отвечает Фаусту столь же пламенной любовью. Они встречаются в саду. Маргарита срывает ромашку и, обрывая один за другим лепестки, гадает: «Не любит. Любит. Нет… Любит!»
Слайд 20
Земная грешница
Простая девушка из народа, Гретхен обладает всеми
качествами любящей женской души. В отличие от Фауста, Гретхен
приемлет жизнь как она есть. Воспитанная в строгих религиозных правилах, она считает естественные склонности своей натуры греховными. Позже она глубоко переживает своё "падение". Изображая герои- ню так, Гете наделил её чертами, типичными для женщины в его время. Чтобы понять судьбу Гретхен, надо достаточно ясно представить себе эпоху, когда подобные трагедии действительно имели место.
Гретхен оказывается грешницей как в собственных глазах, так и в глазах окружающей среды, с её мещанскими и ханжескими предрассудками. Гретхен оказывается жертвой, обречённой на гибель.
Не могли принять как должное последствия её любви окружающие, считавшие позором рождение внебрачного ребёнка. Наконец, в критический момент около Гретхен не оказалось Фауста, который мог бы предотвратить убийство ребёнка, совершённое Гретхен.
Ради любви к Фаусту она идёт на "грех", на преступление. Но это надорвало её душевные силы, и она лишилась рассудка.
Слайд 21
Авторское отношение
Своё отношение к героине Гёте выражает в
финале. Когда в темнице Мефистофель торопит Фауста бежать, он
говорит, что Гретхен всё равно осуждена. Но в это время раздаётся голос свыше: "Спасена!". Если Гретхен осуждена обществом, то с точки зрения небес, она оправдана. До последнего мига она даже в помрачении рассудка полна любви к Фаусту, хотя эта любовь и привела её к гибели.
Гибель Гретхен -- трагедия чистой и прекрасной женщины, из-за своей великой любви оказавшейся вовлечённой в круг страшных событий.
Гибель Гретхен -- трагедия не только для неё, но и для Фауста. Он любил её всеми силами души; женщины прекрасней чем она для него не было. Фауст был сам отчасти виноват в смерти Гретхен.
Слайд 22
Решение Гете
Гёте избрал трагический сюжет потому, что хотел
поставить своих читателей перед лицом самых тяжёлых фактов жизни.
Он видел свою задачу в том, чтобы возбудить внимание к нерешённым и трудным вопросам жизни.
Слайд 23
Возрождение
Вторая часть "Фауста" -- один из образцов литературных
идей. В символической форме Гёте изображает здесь кризис феодальной
монархии, бесчеловечность войн, поиски духовной красоты, труд на благо общества.
Во второй части Гёте больше увлекает задача осветить некоторые мировые проблемы.
Таков вопрос о главном законе развития жизни.
Глубоко убеждённый в материальности мира, Гёте вместе с тем считал, что движение жизни определяется духовными силами.
Слайд 24
Образ Елены Прекрасной
Глубоко перестрадав гибель Гретхен, Фауст возрождается
к новой жизни и продолжает поиски истины. Сначала мы
видим его на государственном поприще.
Разочарованный в государственной деятельности, Фауст ищет новые пути. Вызванный посредством магии образ Елены Прекрасной возбуждает в нём желание увидеть её воочию.
Елена прекрасная служит Гёте символом его художественного идеала. Но идеал возник не сразу, и поэт создаёт целый акт трагедии, чтобы показать, как в мифах и легендах Древней Греции рождалось понятие о прекрасном.
Слайд 25
Мысль о клонировании
Параллельно возникает тема. Книжный учёный Вагнер
создаёт в лаборатории искусственного человека Гомункула. Он сопутствует Фаусту
в его поисках пути к прекрасному, но разбивается и гибнет, тогда как Фауст достигает цели.
Фауст и Елена воплощают два начала: она -- символ идеальной античной красоты, он -- воплощение беспокойного "романтического" духа. От символического брака Фауста и Елены рождается прекрасный юноша Эвфорион, соединяющий черты родителей. Но такому существу не дано жить в нашем мире. Он слишком идеален для него и разбивается насмерть.
Фаусту важно убеждение, что он нашёл то, что искал.
Вот мысль, которой весь я предан,
Итог всего, что ум скопил:
Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,
Жизнь и свободу заслужил.
Слайд 26
Жизненные итоги
Трагично, что высшую мудрость Фауст обретает лишь
на исходе жизни. Он слышит стук лопат и думает,
будто ведётся работа, намеченная им. На самом деле лемуры, подвластные Мефистофелю, роют Фаусту могилу.
После смерти Фауста, Мефистофель хочет утащить его душу в ад, но вмешиваются божественные силы и уносят ее на небо, где ей предстоит встреча с душой Гретхен.
Если весь путь героя является трагическим, это не означает, что жизнь его была пустой и бесплодной. Он мучился, страдал, но жизнь его была полноценной, ибо требовала от него напряжения всех душевных сил.
Невозможно исчерпать всё богатство идей "Фауста" Гёте.
Общий смысл "Фауста" как прекрасной драматической поэмы едва ли может вызвать сомнения.