Слайд 2
Цель проекта: Разобраться со значением слов пляска и
танец, выяснить их роль в жизни и художественных произведениях.
Обоснование
выбора темы: Я выбрал эту тему, потому что заинтересовался значением слов ПЛЯСАТЬ и ТАНЦЕВАТЬ : когда я ходил на бальные танцы, на танцы в школе искусств г.Ермолино, я слышал там обычно однокоренные слова к слову Танцевать, а когда читал «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя, обратил внимание , что у писателя чаще употребляется слово ПЛЯСАТЬ. Мне стало интересно: когда я ТАНЦУЮ, а когда ПЛЯШУ?
Слайд 3
Задачи проекта.
*Составить план работы.
*Изучить литературу по
выбранной теме.
*Отобрать нужное для реферата.
*Подготовить сообщение и
презентацию для школьной конференции.
Слайд 4
Слова танец и пляска — синонимы. То есть
они близки по своим значениям. Близки, но не одинаковы.
В некоторых случаях можно поставить одно вместо другого, а в других случаях смешивать их не следует.
Танец — это особый вид искусства. Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую танцуются («Камаринская», «Сени»), иногда по количеству танцоров («Парная», «Четвёрка»), иногда название определяет картину танца («Плетень», «Воротца»). Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского народного танца вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.
Слайд 5
Слова ТАНЕЦ и ПЛЯСКА в словарях.
С.И.Ожегов. Словарь русского
языка. М.; Русский язык, 1981
Т.Ф.Ефремова. Словарь русского языка.М.;2000.
К.С.Горбачевич, Е.П.Хабло.
Словарь синонимов русского литературного языка. М.: Наука, 1979.
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.»Толковый словарь русского языка» М.; Русский язык,2000.
Слайд 6
Русская пляска — вид русского народного танца. К
Русским пляскам относятся хоровод, импровизированные пляски (перепляс, барыня и
др.) и танцы, имеющие определённую последовательность фигур (кадриль, ланце и др.). В каждом районе эти пляски видоизменяются по характеру и манере исполнения. Русские пляски есть медленные и быстрые, с постепенным ускорением темпа. Хороводы бывают женские и смешанные. Исполняются чаще по кругу, обычно сопровождаются песней.
Слайд 9
Среди украинских народных плясок всеобщей любовью пользуется гопак
.Это удалои жизнерадостный танец в подвижном темпе. Гопак неоднократно
встречается в русской классической литературе. Его можно услышать в опере «Мазепа» П.И.Чайковского ( по поэме А.С.Пушкина «Полтава»).в опере «Сорочинская ярмарка»М.П.Мусоргского( по одноименной повести Н.В.Гоголя.)
Слайд 10
Танец – душа народа.
К народным украинским мелодиям и
пляскам обращались не только композиторы, но и писатели.В танце,
как и в песне, сказалась для Гоголя душа народа.И не случайно, что герои повести в минуту душевного подъема в своих радостных порывах целиком отдаются самозабвенной пляске, например, в «Сорочинской ярмарке» или в «Заколдованном месте».
Слайд 11
Почти все повести сборника «Вечера
на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя наполнены радостной, светлой атмосферой
праздника, передаваемой через народные поверья, песни и пляски.
Слайд 12
ВЫВОД.
Безграничны возможности искусства! Всем
сердцем любя родную землю, любуясь ею и гордясь своим
народом, писатели, художники, композиторы из поколения в поколение передавали свои чувства в слове, цвете, музыке, движениях. И как бы не назывались жанры их произведений: стихотворения или рассказы, картины или рисунки, танцы или пляски, – в них авторы раскрывают сущность национального характера, выражают идеи мира и добра.
Слайд 13
Используемая литература:
А.Дитрих, Г.Юрмин, Р. Коршурникова. Почемучка. М.:Педагогика-Пресс,1993.
Энциклопедия для
детей. Русская литература. М.: Аванта+,1999.
Н.В.Гоголь. Повести. М.; Художественная литература,1979.