Слайд 2
Цель урока:
Отрабатывать умение определять стилистическую роль синтаксических
и лексических средств в художественном тексте;
Проверить умение учащихся выявлять
языковые средства выразительности, использованные в художественном тексте;
Продолжить работу по формированию навыков грамотного письма.
Слайд 3
Авторские неологизмы
Громадье
Молоткастый
Серпастый
Веселютик
В.Маяковский
А.Блок
Л.Петрушевская
М.Яснов
Слайд 4
Тропы
ЭПИТЕТ
МЕТАФОРА
ГИПЕРБОЛА
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
СРАВНЕНИЕ
Слайд 10
Тропы
Сравнение-изображение одного предмета путём сопоставления его с другим.
Способы
выражения сравнения:
1) с помощью сравнительного оборота с союзами как,
будто, словно, точно, как будто.
А она за мною мчится и кусает, как волчица.
2)с помощью существительного в творительном падеже: Отчего же всё кругом завертелось, закружилось и помчалось колесом.(завертелось как колесо).
Вывод: в художественном произведении сравнение помогает нарисовать явление, увидеть его
по-новому и передать чувство и мысль.
Слайд 11
Эпитет- художественное
определение
предмета или
явления
Седые волосы- определение
Серебряные седины –эпитет
Добрый молодец, красна девица, чисто поле, верный конь
Берёза- белоствольная, ветвистая, густая, нарядная, плакучая, стройная, весёлая. Задумчивая, милая, печальная, сияющая.
Вывод: эпитеты в худ. произведении помогают ярко нарисовать явление с его неповторимыми признаками, делают предмет зримым, слышимым, осязаемым и передают мысль и настроение.
Слайд 12
Метафора-употребление слова
в переносном значении на основе сходства между явлениями
И стоит
он, околдован
Не мертвец и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь опутан. Весь окован
Лёгкой цепью пуховой.
Сон употреблено в переносном значении: речь идёт о зимнем состоянии леса, похожем на сон.
Цепь-это снег лежит на деревьях, как будто цепь, но она лёгкая.
Слайд 13
ВЫВОД: В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ МЕТАФОРЫ ПОМОГАЮТ ЯРКО ИЗОБРАЗИТЬ КАРТИНУ,
ВЫЯСНИТЬ СХОДСТВО В НЕПОХОЖИХ НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД ЯВЛЕНИЯХ И
ПЕРЕДАТЬ МЫСЛЬ АВТОРА И ЭМОЦИЮ.
Слайд 14
Олицетворение-это изображение неодушевленных предметов и животных в виде
живых существ, способных действовать, чувствовать, мыслить.
1)Ветер по морю гуляет
и кораблик подгоняет
2)Солнце село, день прошёл, скрипка поёт…
3) Робко месяц смотрит в очи,
Изумлён, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
Вывод: олицетворения помогают ярко изобразить явление, придать изображаемому определенную эмоциональную окраску, выразить мысль и единстве мира и человека.
Слайд 15
Метонимия- употребление слова в переносном значении на основе
связи, существующей между явлениями.
1)Съел целую тарелку супа- съел налитый
в тарелку суп.
2)Читал Пушкина-произведение, написанное писателем.
3)Недаром помнит вся Россия (люди, которые живут )
Про день Бородина! (великая битва 1812года)
4)Волка ноги кормят(часть тела человека или животного, которой производится действие вместо самого действия)
Вывод: благодаря метонимии писатель может представить явление ярко, наглядно, конкретно, придать изображаемому определённую стилистическую и эмоциональную окраску.
Слайд 16
Антитеза-противопоставление слов, предложений героев, картин, эпизодов.
1) Что ищет
он к стране далёкой
Что кинул он в
краю родном.
2)Рассказ Чехова «Толстый и тонкий».
3)Где стол был яств, там гроб стоит.
Вывод: антитеза является средством изображения контрастов, противоречий жизни. Помогает выразить мысль и создать эмоциональную окраску текста.
Слайд 17
Синекдоха- употребление слова в переносном значении на основе
количественной связи между явлениями(множественное единственное, часть-целое, определённое-неопределённое количество.)
1)Рука бойцов
колоть устала- ед.ч. вместо мн.ч. армия
2)Одну минуточку- 60 сек.- немного времени, вместо неопределённого называется точное.
3)Москва подписала договор с Парижем –вместо договора между государствами называем столицы
4)Сколько лет, сколько зим -называется неопределённое количество вместо определённого
Вывод: синекдоха в произведениях помогает нарисовать картину и с большой точностью выразить мысль и чувство автора.
Слайд 18
Гипербола- художественное преувеличение
В сто сорок солнц закат пылал
Вывод:
гипербола в произведениях употребляется для изображения явлений и выражения
авторского отношения к изображаемому.
Слайд 19
Инверсия- необычный порядок слов в предложении, помогает выделить
самое важное слово.
1) Тамара пошла в театр - обычный
порядок слов
Тамара в театр пошла - инверсия
2)Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их весёлый раскинулся стан…
3)Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной…
Вывод: инверсия в худ. произведениях помогает выделить наиболее значимое слово и таким образом передать мысль, а также создать стилистическую и эмоциональную окраску текста.
Слайд 20
Повтор- повторение слова и одинаковое построение предложений
Клянусь я
первым днём творенья
Клянусь его последним днём,
Клянусь позором преступленья
И вечной
правды торжеством.
лексический повтор: клянусь, днём
синтаксический повтор:
Вывод: повторы в худ. произведении помогают изобразить явление и придать тексту эмоциональную окраску.
Слайд 21
Риторический вопрос и риторическое восклицание -изобразительные средства языка,
которые служат для выражения сильного чувства.
1)Из повести Гоголя «Майская
ночь»:
«Знаете ли вы украинскую ночь?
О, вы не знаете украинской ночи!»
2) Цветы, любовь, деревья, праздность,
Поля! Я предан вам душой.
Вывод: риторические вопросы и восклицания помогают создать эмоциональную окраску речи.
Слайд 22
Текстоведческий анализ
Тема текста – «Вечер на Атлантическом океане»
Основная
мысль – Тропические океаны на Атлантическом океане прелестны: в
этих широтах не бывает бурь и ураганов и океан восхищает своим торжественным безмолвием
Тип речи – описание
Стиль - художественный
Слайд 23
Для создания художественного образа автор использует тропы:
Эпитеты -
прелестного (вечера), бирюзовому, бесконечно высокому, прозрачно-нежному (небосклону), перистыми (облачками),
жгучий и ослепительный (шар солнца), радостным (блеском), холмистую (поверхность океана), беспредельную (даль), могучие светло-синие (волны), серебристыми (верхушками), ласковым, почти нежным (ропотом), вековечный старик –океан;
Слайд 24
Метафоры
Золотистый шар солнца, заливая блеском, голубые рамки горизонта,
на исполинской груди;
Олицетворения –
Нагоняя одна другую (о
волнах), находится в добром расположении духа (океан), бережно несет, не угрожая (об океане);
Сравнения
Облачками, словно белоснежным кружевом, точно нашептывает ( о ропоте волн), словно заботливый, нежный пестун (об океане)