Слайд 2
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное количество слов
в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения
участник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчѐт включаются все слова, в том числе и служебные), то
выставляется «незачѐт» за невыполнение требования № 1 и «незачѐт» за работу в целом.
Слайд 3
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно.
Не допускается списывание сочинения (фрагментов
сочинения)
из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный
в бумажном и (или) электронном виде и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в
свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то выставляется «незачѐт» за невыполнение требования №2 и «незачѐт» за работу в целом.
Слайд 4
Критерий 1. Соответствие теме
Критерий 2. Аргументация. Привлечение
литературного
материала
______________________________________
Критерий 3. Композиция и логика рассуждения Критерий 4. Качество
письменной речи
Критерий 5. Грамотность
Слайд 5
Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений,
а затем напишите сочинение-рассуждение на эту тему.
рамках заявленной темы
сформулируйте свою позицию и аргументируйте еѐ на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору. Количество привлечѐнных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.
Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые нормы и нормы грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарѐм). Сочинение пишите чѐтко и разборчиво.
При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.
Слайд 6
Определите, какая тема кажется вам наиболее конкретной и
понятной.
Подумайте, какая тема позволяет вам опереться на свой читательский
опыт.
Вспомните интересные интерпретации текста, знакомые вам критические статьи и т.п..
Слайд 8
Истори
ческое
Биогра
фическое
Аналити
ческое
Цитатное
Лично
стное
Слайд 10
Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Л.
Н. Толстого — это бесконечный поиск самого себя. Пройдя
через соблазны большого света, через ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске своего предназначения. Не случайно для ответа на вопрос «Какую жизненную цель можно считать достойной?» мы обращаемся к роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».
Слайд 11
Согласно толковому словарю, верность — это неизменность и
стойкость чувств по отношению к чему-либо или кому-либо, способность
твѐрдо, непоколебимо выполнять свой долг, сдерживать обещания. Это противоположность коварству, предательству, измене, обману. Верность не ждѐт ничего взамен, о ней не договариваются заранее, она всегда с человеком в любых его начинаниях, будь то отношения с людьми или со своим внутренним миром, мыслями, суждениями, верой.
Слайд 12
«Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть». Мне
кажется, эти слова Антона Павловича Чехова очень точно
характеризуют равнодушных людей.
Действительно, как иначе назвать состояние нравственной глухоты, безразличия, с которым всѐ чаще приходится сталкиваться в обществе?
Слайд 13
Я не случайно выбрал (а) эту тему. Проблема,
которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя,
но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…
Слайд 15
Итак, как подсказывает нам история и художественная литература,
высокая жизненная
цель побуждает человека к совершенствованию мира и самого
себя, не даѐт остановиться на пути вечного стремления к идеалу.
Слайд 17
Завершая свое сочинение, я хочу обратиться к вам
с просьбой: посмотрите вокруг себя, подумайте
том, нет ли рядом
людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Подумайте: кем вы хотите быть — равнодушным эгоистом или отзывчивым человеком, который несѐт добро окружающим?
Слайд 18
Бернад Шоу однажды сказал, что равнодушие – это
величайший грех против ближнего. Трудно не согласиться с этой
мыслью. Как показывает опыт художественной литературы, именно равнодушие постепенно внутренне опустошает человека, обрекая его на одиночество.
Слайд 21
Как писать основную часть
Основная часть — это проверка того,
насколько верно понята тема. Основная часть сочинения должна быть
посвящена раскрытию конкретной темы, поэтому здесь особенно сложно давать какие-то универсальные рецепты.
Прежде всего необходимо обратить внимание на чёткое членение текста на абзацы. Каждый абзац — это относительно законченное целое. Абзац должен быть посвящён изложению одной идеи. Он не должен начинаться с одной идеи и заканчиваться другой. Предложения должны быть логически связаны так, чтобы каждое последующее было ответом на вопрос, возникающий у читателя после прочтения предыдущего предложения. Если читателю приходится возвращаться и перечитывать абзац два или три раза, это означает, что абзац не согласован, предложения не следуют логически друг за другом. Новый абзац — это новая мысль, так или иначе связанная с предыдущей, поэтому необходимо продумать грамотные логические переходы от одной мысли к другой. Вы можете использовать следующие слова и словосочетания для выражения связи между абзацами:
● вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итаки др. (последовательность развития мысли);
● однако, между тем, в то время как, тем не менее (отношения противоречия, противопоставления);
● следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого, кроме того, к тому же (причинно-следственные отношения);
● обратимся к..., вспомним также, остановимся на..., перейдём к...,необходимо остановиться на..., необходимо рассмотреть...(переход от одной мысли к другой);
● итак, таким образом, значит, в заключение хочу отметить, всё сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать... (итог, вывод).
Слайд 22
Комментированный пересказ содержания
литературного произведения (отбор эпизодов, героев, деталей).
} Актуализация проблематики
литературного произведения (проблемы, созвучные теме).
Аспектная характеристика литературного героя.
Обращение к
системе образов произведения.
Сопоставление фрагментов и героев разных произведений.
Слайд 23
Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года,
подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
1. «Верность и измена».
В рамках направления
можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
Слайд 24
Работа с лексическим значением
Ве́рность — морально-этическое понятие, согласно словарю
Ожегова: стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении
своих обязанностей, долга.
Нарушение верности — измена. Согласно христианской этике измена является особенно серьёзным грехом
Слайд 25
Эти понятия достаточно широкие
Верность/измена в широком смысле
Верность/измена в
любовной сфере
Верность/измена Родине, государственному долгу
Верность/измена по отношению к самому
себе, своим моральным принципам, своему призванию, целям, слову, религиозным убежедниям
Слайд 26
В древнегреческом языке есть два слова, обозначающих понятие
верности: «алифиа» (надежность, твердость, постоянство, непреложность, истинность, справедливость, искренность)
и «пистос» (верный, истинный, надежный, верующий, питающий уверенность)[4].
В период феодализма главной добродетелью вассала считалась верность по отношению к своему сеньору. В феодальной Японии верность самураев своему сюзеренубыла главнейшей заповедью кодекса бусидо: «Где бы я ни находился, в горах или под землей, в любое время и везде мой долг обязывает меня охранять интересы моего владыки. Это — долг каждого подданного. Это — позвоночник нашей религии, неменяющейся и вечной»[5]. Японское народное предание «Месть Ако» рассказывает о том, как 47 самураев отомстили за смерть своего господина ценой собственной жизни.
Главной добродетелью слуги также считалась верность своему господину.
От подданных требовалась верность своему государю. При вступлении государя на престол зачастую подданные приносили присягу на верность ему.
Верность другу ценится в дружбе.
Супружеская верность означает недопущение супружеской измены, а в более широком смысле — заботу о супруге, подчинение своего поведения его (её) интересам.
Верность могут проявлять не только люди, но также животные. Известно много историй о верности собак своим хозяевам (смотри, например, статью Памятник Преданности).
Верность может проявляться не только по отношению к человеку, но и по отношению к чьим-либо политическим, религиозным или этическим убеждениям. Такая верность описывается известными словами, приписываемыми Мартину Лютеру: «На том стою и не могу иначе!» С такой верностью связана верность политической партии или иной подобной организации. Ленин называл главным качеством чекиставерность[6].
Говорят также о верности военнослужащих воинскому долгу, о верности Родине. Это означает подчинение поведения человека интересам его государства.
Также говорят о верности государства своим союзникам, что означает выполнение межгосударственных договоров.
Слайд 27
Для сочинения на тему "Верность и измена" можно
выбрать два произведения - это "Гроза" Островского и "Евгений
Онегин" Пушкина.
Выбор основан на том, что в этих двух произведениях ярко видно почему может случиться измена и какой может быть верность своим клятвам.
В драме Гроза и в повести Евгений Онегин главные героини вышли замуж не по любви, а по другим соображениям. В браке они были несчастливы, любили других мужчин, а не своих мужей и поэтому пришло время, когда возникло искушение супружеских отношений изменой.
Но поступки двух героинь в корне отличались друг от друга, если Катерина пошла на поводу своих чувств и жизненных обстоятельств изменив Тихону с Борисом, то Татьяна Ларина отказала Онегину в взаимности.
Оказалось, что разница в том состоится измена или нет находится в моральных принципах личности. Если у человека сильный характер и он бережет свои моральные ценности, то никакое искушение не собьет его с пути. Если же у человека слабый характер, то любые жизненные трудности меняет его ценности и человек идет на поводу внешних обстоятельств как травинка на ветру. Чаще всего слабость характера рождает потом большие проблемы для этого человека. В случае с Катериной из драмы Островского "Гроза" - это самоубийство от жизненного тупика.
Слайд 28
"Анна Каренина". Автор Лев Николаевич Толстой. Если не
читали: Анна замужем за Карениным и у них семилетний
сын. Но она испытывает невероятную тягу к Вронскому, который своими ухаживаниями все больше привлекает Анну. Со временем их любовную связь замечают абсолютно все, Каренин пытается поговорить с женой, но безуспешно. Вскоре Анна узнает что ждет ребенка от своего любовника. Каренин в свою очередь ни при каких условиях не отказывается от жены.Но Анна сбегает от мужа после родов, от которых она чуть не погибла. Много чего происходит.И вот Анна ненавидит своего мужа, но и Вронский ей стал не мил. Вся ситуация Анну безумно мучает. Конец произведения надеюсь известен. Анна прыгает под поезд от нежелания жить в таких тягостях.
Слайд 29
2. «Равнодушие и отзывчивость»
Темы данного направления нацеливают учащихся
на осмысление разных типов отношения человека к людям и
к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.
Слайд 30
3. «Цели и средства»
Понятия данного направления взаимосвязаны и
позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания,
умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
Слайд 31
4. «Смелость и трусость»
В основе данного направления лежит
сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам
и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
Слайд 32
5. «Человек и общество»
Для тем данного направления актуален
взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом
формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.