Слайд 2
Если мы воспользуемся «Толковым словарём» В. И. Даля,
то выясним, что слово рецензировать поясняется путём подбора следующего
ряда синонимов: критиковать, оценять, разбирать, ценить достоинство.
Интересный синонимический ряд выстраивается к слову рецензия: отзыв, оценка, суждение, критика, суд, разбор, рассуждение, мнение
Слайд 3
Следующий шаг – постановка цели.
Какова цель рецензии?
Зачем пишет её рецензент?
Что заставило его выбрать для
обзора именно это произведение?
Без ответа на эти вопросы нет самой рецензии, она распадётся на тысячи осколков. Очевидно, есть что-то в тексте анализируемого произведения, что заставило читателя волноваться, о чём-то задуматься по-новому, оценить или переоценить что-либо и, как следствие, – поделиться своими размышлениями со своими читателями.
То есть первый толчок к написанию рецензии – эмоциональный отклик, затем следующий за ним анализ: «О чём? Как? Что я об этом думаю?»
Итак: прочитали – удивились – задумались – пишем рецензию…
Слайд 4
Любая рецензия включает следующие основные компоненты:
отзыв-впечатление,
критический
разбор или комплексный анализ текста,
оценку произведения и личные
размышления автора рецензии.
Анализируя текст, вспомним, что само слово текст, происходящее от латинского textum – «ткань, связь слов», подразумевает сочетание анализа тематики и проблематики произведения с разбором того, как именно создана эта ткань, как связаны между собой слова в тексте, «как сделан» текст. Рецензент, конечно, помнит, что ему необходимо оценить своеобразие писателя и обдумать, в чём заключается его индивидуальный, неповторимый стиль, чем этот автор отличается от других.
Таким образом, предстоит оценить содержание и форму рассматриваемого произведения, ответить на вопрос, какие художественные приёмы использует автор и какой цели он при этом достигает.
Слайд 5
И ещё: во время Олимпийских игр в Древней
Греции судьи давали две клятвы: во-первых, судить по совести
и, во-вторых, никому не объяснять, почему они судили так, а не иначе. Греки понимали, что бывают такие случаи, когда правильное решение чувствуешь, а объяснить не можешь. В отличие от олимпийских судей рецензенты должны обосновать свои выводы, доказать текстом истинность своей позиции.
Слайд 6
Итак, задача рецензента – оценить достоинство книги. Причём
достоинство здесь следует понимать как положительные качества произведения. Представим
себе адресата нашей рецензии как человека, стоящего перед бесконечными книжными полками, заполненными художественными произведениями, написанными и опубликованными за последние десять лет. Что ему посоветовать? Этого не читай, того тоже не читай… Какой в этом смысл? Очевидно, рецензировать стоит только те книги, которые действительно заслуживают того, чтобы с ними познакомился как можно более широкий круг людей.
Слайд 7
Кому адресована ваша рецензия? Попытаемся внимательно вглядеться в
облик предполагаемого адресата.
Существуют два вида рецензий: рецензия для
тех, кто читал текст, и для тех, кто этот текст не читал.
Даже если ваша рецензия будет прочитана только учителем, стоит писать так, будто читатель с рецензируемым произведением незнаком. К возможному читателю, как и к рецензируемому тексту, нужно отнестись уважительно, а не панибратски. Доброжелательный рецензент вступит в уважительный диалог с автором.
Как начать писать рецензию? Как совместить отзыв, суждение, личное отношение и литературоведческий анализ текста?
Слайд 8
Как не надо начинать рецензию?
Нельзя начинать
критическую статью – «я развернул книжку» или – «я
заинтересовался», «я перелистал», «я заглянул».
Слайд 9
Как начать? Часто рецензия начинается с библиографического описания
произведения и пересказа (в одном–двух предложениях) его содержания. Подробный
пересказ снижает ценность рецензии: во-первых, неинтересно будет читать само произведение, во-вторых, одним из критериев слабой рецензии справедливо считается подмена анализа и интерпретации текста его пересказом.
Слайд 10
Некоторые рецензенты предпочитают нетривиальный ход – они начинают
с того, чем другие обычно заканчивают. Вот пример начала
одной из опубликованных рецензий: «Начать хотелось бы с того, чем нормальные люди заканчивают, – с резюме, с главного акцента: возможно, перед нами сочинение из ряда самых интересных, а то и самых значительных за последние годы».
Слайд 11
Всякая книга начинается с названия, которое в процессе
чтения как-то интерпретируешь, разгадываешь. Слово, вынесенное в заглавие, невольно
становится ключом к последующему тексту. Какие личные, культурные и литературные ассоциации возникают в памяти, когда вы читаете название?
Слайд 12
Многое для понимания может дать анализ композиции. Текст
в большинстве случаев выстраивается определённым образом, несущим на себе
смысловую нагрузку.
На какие части можно разделить текст?
Как они расположены?
Слайд 13
В каждом талантливом произведении писатель создает свой неповторимый
мир. В нём пространство и время существуют по своим
законам. Задумаемся, что ценно в этом мире? Иногда на это есть прямые указания в тексте, переданные через ключевые слова. С их помощью писатель подаёт сигнал нам, тем, кто читает.