Слайд 2
Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов,
существующий в деревне Жостово.
Слайд 4
История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века,
когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой
волости – Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.
Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. В 1830 году производство подносов в Жостово и окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические кованые подносы, украшенные цветочной росписью. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.
Слайд 5
Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет. В
самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов
и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т.п.
Слайд 7
Замалёвка.
Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты
цветов и листьев в соответствии со своим замыслом. При
этом необходимо следить за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмичным расположением красочных пятен, за соотношением масштаба росписи и фона подноса. Замалевок сушится в сушильных шкафах в течение двенадцати часов при определенной температуре.
Слайд 9
Тенёжка.
Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «тенёжка»—созвучно
слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места
растений.
Слайд 10
Прокладка цветом.
Один из самых ответственных этапов послойного жостовского
письма. Форма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется
и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции. операции направленные на подчёркивание объема.
Слайд 11
Бликовка.
Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется
освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создает настроение и
колорит.
Слайд 12
Чертёжка.
Это заключительная часть работы над букетом. При помощи
специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные
штрихи — рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семена» в центре чашечек цветов.
Слайд 13
Привязка.
Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет
как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких
стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.
Слайд 14
Уборка краёв подноса.
Украшение борта подноса, состоящее из геометрических
или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может
соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.
Слайд 16
Наводка зеркального блеска.
С помощью тончайшего мелового порошка поднос
затирается ладонями до блеска, а затем натирается парафином, чтобы
еще больше блестел.
Слайд 17
Жостовским букетам присуща яркость красок. Наряду с традиционным
черным фоном создаются красные, синие, зеленые, край подноса украшают
легким, ажурным растительным орнаментом.