Слайд 2
Не спроста и не спуста
Слово молвится
И до
веку не сломится
Слайд 3
Часто в нашей речи можно встретить такие выражения:
«Попасть
впросак»
«Бить баклуши»
«Лясы точить»
«На воре шапка горит»
«Типун на язык»
«Во всю
ивановскую»
«Курам на смех»
«Казанская сирота»
«Очуметь»
«Настоящий кавардак «
И другие.
Сегодня я хочу остановиться на вышеперечисленных выражениях и поведать об истории их происхождения.
Слайд 4
ПОПАСТЬ В ПРОСАК
Оказаться в неприятном ,неловком положении из
– за своей оплошности или неосведомленности.
А просак – это
прядильная, канатная снасть и веревочный стан. Если чем – либо угодить в процесс изготовления веревки, то все закрутит « и кудри русы, и бороду бобровую, так что кое – что потеряешь, а на побитом месте только рубец останется на память. Так что ходи, не зевай!»
Слайд 5
Бить баклуши
- значит проводить время праздно.
Это выражение зафиксировано
в одном из русских словарей в 1895 г.
Первоначально: раскалывать,
разбивать осиновый чурбан на чурки(который и назывались «баклуши») для изготовления из них очень мелких щепных изделий(ложек, поварешек)., т.е делать очень несложное дело.
Слайд 6
Например: Сравните
Поздоровавшись, папа сказал, что нам будет нам
в деревне баклуши бить, что мы перестали быть маленькими
и что нам пора серьезно учиться
И другой
Стал мужик из осиновых чурбанов баклуши бить … Много набил, целую кучу.
Пришел водяной и удивился:
Ты что это вытворяешь?
Баклуши бью, как вы и приказали.
А на что мне баклуши?
Почесал мужик спину:
-Ложки из них делать.
Слайд 7
ЛЯСЫ ТОЧИТЬ
Заниматься пустой болтовней, пустословить.
Н-р: С судомойками можно
по вечерам было точить лясы.
Слайд 8
Из истории выражения
«точить лясы»
Вытачивать фигурные столбики перил (балясы
– из итальянского –столбик, точеные перила)
Слайд 9
Очуметь
Очевидцы московской чумы 1771 г. отметили следующие признаки
неожиданной страшной гостьи:
Выговор больных невразумителен и замешателен, язык точно
приморожен или прикушен, или как у пьяного. Наступает мгновенная слабость, так что больной не может двигаться ,но с трудом ворочает языком. Воспоминания об этой картине глубоко запечатлелось в народной памяти и выразилось в новом слове, сохранившемся до сих пор.
Слайд 10
Сирота казанская
- человек, прикидывающийся несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы
разжалобить кого – либо.
Н-р: Ты казанскую сироту из себя
не строй.
Слайд 11
Казанская сирота
Первоначально: так говорили о татарских князьях
(мирзах), старавшихся после покорения Казанского царства(во времена Ивана Грозного)
получить от русских царей всевозможные поблажки, жалуясь на горькую участь..
Казанский сирота , а он же нищий- тип особенный и самостоятельный. Он назойлив и докучлив: от него не отвяжешься. От других его всегда можно отличить по особому мундиру и ухваткам. Он плут наглый и образцовый притворщик.
Слайд 12
Курам на смех
- крайне бессмысленно, глупо.
Н-Р: Хорошо делается,
да не у нас, прямо курам на смех.
Ни одно
из домашних животных не представляет наибольших поводов к презрительным насмешка. Именно женская половина вызывает самое большое количество насмешек.
Почему же курица, которая приносит пользу людям, а не петух?
Помните выражение «Курица не птица», «куриный ум», которые также не в пользу домашней птицы.
А вы когда нибудь пытались сравнивать курицу с другими представителями пернатых?
Посмотрите , всем природа дала крылья для полета, у нее они только украшение и при этом легко выщипываются, курицы не делают гнезд, они боятся воды и забавляются только песочными ваннами, то как флегматики ходят по двору, то вдруг сломя голову несутся, пятясь схватить что – невидимое.
Вот это самое поведение уронили всю куриную породу во мнении людей.
Вялый в работе, неповоротливый человек, на которого нечего и рассчитывать, обзывается «мокрой курицей». потому что неприглядней ее, попавшей по дождь, трудно представить себе что – нибудь другое.
Слайд 13
На воре шапка горит
Это выражение имеет довольно простое
объяснение, да к тому же известное. Кто его успел
забыть, тем напомню.
Украл что- то вор тихо и незаметно и, конечно, срыл все концы в воду. Искали и обыскивали – ничего не нашли. Думалось на какого – нибудь из своих близких. К кому же не обратиться за советом и помощью, как не к знахарю?
Знахарь повел пострадавших на базар, куда обыкновенно все собираются. Там толпятся кучей и толкуют о неслыханном в тех местах плохом деле: все о том же воровстве.
В толпу эту знахарь и крикнул:
Поглядите –ка, православные , на воре то шапка горит!
Не успели прослушать и опомниться от зловещего окрика, как вор уже и схватился за голову.
Это выражение говорится о том, человеке, который сам себя выдал в совершении проступка.
Слайд 14
Типун на язык
Мне кажется, что выражение «типун
на язык » употребляет каждый второй, когда желает выразить
негативное отношение к речи говорящего.
Но задумывался ли кто – нибудь о происхождении выражения?
Слайд 15
Типун на язык
Оказывается, это выражение пришло к нам
с появлением птиц.
«Типун» - это болезнь, принадлежащая исключительно им.
Выражается
в особом поражении гортани, полости носа, иногда покровов языка.
Так что ,тем, кто любит произносить выражение «типун тебе на язык», стоит задуматься над частым его употреблением.
Слайд 16
Кричать во всю ивановскую
Говорить громко, во все услышание.
Выражение
появилось со времен царя Ивана Грозного.
Ивановская площадь являлась
лобным местом, где оглашались царские указы. Чтобы их содержание было услышано всеми, глашатаям приходилось кричать очень громко, т.е во всю Ивановскую площадь.
Слайд 17
Настоящий кавардак
-имеет значение полного беспорядка. Слово выражение хорошо
знакомое и часто употребляемое.
А появилось во времена освоения Урала
и Сибири.
А слово «кавардак» имело изначально вполне съедобное значение.
Кавардак – это ломти красной рыбы, просоленные и провяленные на горячем солнышке имеют схожесть с современным балыком. Они нарезываются ремнями исключительно для домашнего потребления и в продажу не поступают.
Запихнет его казак в походе в рукав и, не слезая с коня, сыт и доволен.
Но это слово имеет и другое значение, объясняя происхождение данного выражения.
ВО многих местах варят настоящий кавардак вроде болтушки. В нее, как в солянку, годится всякая всячина, и чем больше , тем лучше
Мы же кавардаком называем в основном беспорядок, реже раздоры и ссоры, в которых трудно разобраться