Слайд 2
В современной лингвистике область фонетики, в которой изучаются
правила произношения и устанавливаются нормы произношения, называется орфоэпией.
Произношение охватывает
фонетическую систему языка, т. е. состав фонем, их качество и реализацию в определённых условиях, а также звуковое оформление отдельных слов (например, пл [а] тишь, а не пл [о] тишь; [ш] то, а не [ч] то), групп слов (игра, но из [ы]гры) и грамматических форм (бойся - бой[съ], его - е[во́] ).
Слайд 3
Орфоэпические нормы в области гласных
В современном русском литературном
языке господствует иканье, т. е. совпадение в первом предударном
слоге мягких согласных всех гласных фомен, кроме /у/, в звуке [и], точнее [иэ].
В 19 в. в литературном языке доминировало эканье (сейчас встречается) – совпадение в той же позиции в звуке [эи] гласных фонем неверхнего подъема.
Слайд 4
Гласные под ударением
Гласным а передается /а/ (на
письме обозначается буквами а, я)
Например, [ва]та, [сла]дкий, [м
̉а]та.
Гласным э передается /э/ (буквы е, э)
Например, этот - [э́]тот, поэт - по[э́]т,
семь - [с ̉э́]мь, шесть - [шэ́]сть.
Гласным о передается /о/ (буквы о, ё)
Например, бок - [бо́к], корка - [ко́]рка,
тёк - [т ̉о́к]
Слайд 5
Гласные под ударением
Иногда в живой речи ударный [э]
неправильно заменяют звуком [о].
Надо произносить афе́ра, бытие́, гололе́дица,
опе́ка, сие́.
Ударный [о] часто ошибочно подменяют звуком [е]. Говорят: мане́вры и т. д., а нужно говорить : манёвры, околёсица, безнадёжный.
После согласных ж, ш, ц следует произносить [ы]:
ж[ы́]дкий, ш[ы́]к, ц[ы́]фра
Слайд 6
Слабая позиция гласных
Но в некоторых словах перед мягкими
согласными рекомендуется произносить звук [ыэ] (средний между [ы] и
[э]): ж[ыэ]ле́ть, лош[ыэ]де́й, двадц[ыэ]ти́, сож[ыэ]ление, ж[ыэ]смин, рж[ыэ]ной, ж[ыэ]кет
В безударных слогах гласные произносятся с редукцией (сокращением), т. е. менее четко. Таким образом, не под ударением произносится меньшее количество гласных, чем под ударением.
После твердых согласных
На месте а и о в первом предударном слоге после тв. согласных произносится звук [Λ], который отличается краткостью, меньшей продолжительностью артикуляции. Например, к[Λ]ра́, б[Λ]ра́н, з[Λ]бо́р; в начале слова: [Λ]нтра́кт, [Λ]де́жда.
Гласный [а] в первом предударном слоге после тв. шипящих ж, ш, ц произносится как [Λ]. Старое московское произношение [ы] вышло из употребления.
Слайд 7
Слабая позиция гласных
В остальных безударных слогах о и
а редуцируются. На их месте слышится звук, средний между
[ы] и [а]. Его условно принято обозначать [ъ] (ер). Например, к[ъ]рава́й, ла́п[ъ].
Слайд 8
Слабая позиция гласных
После мягких шипящих ч и щ
После
мягких шипящих ч и щ в первом предударном слоге
произносится звук [иэ] (средний между [и] и [э]): [ч ̉иэ]сы́, [ш ̉иэ]бёнка.
В остальных безударных слогах на месте [а] произносится редуцированный звук [ь] (ерь), напоминающий краткий [и]. Например, [ч ̉ь]совой.
Слайд 9
Слабая позиция гласных
После мягких согласных
На месте э и
а после мягких согласных в первом предударном слоге произносится
звук [иэ]: [с ̉иэ]ло́, [в ̉иэ]сна́.
В остальных предударных и заударных слогах произносится редуцированный звук [ь]: [п ̉ь]тачо́к, вы́[л ̉ь]зти.
Слайд 10
Слабая позиция гласных
В безударных окончаниях на месте [а]
произносится [ъ]: моря - [мо́р ̉ъ], видя - [в
̉и́д ̉ъ], племя - [пл ̉эм ̉ъ]
Слайд 11
Слабая позиция гласных
Гласные и, ы, у в безударных
слогах произносятся более ослаблено по сравнению с ударными, но
качественно они не меняются:
б[у]мага, к[р ̉и]чит, б[ы]вает.
Слайд 12
Слабая позиция гласных
На месте [и] в начале слова
(после твердого согласного в середине фонетического слова) и в
сложных словах произносится [ы]:
выйти из [ы]гры,
пед[ы]нститут,
гор[ы]сполком
Слайд 13
!!!
В некоторых сложных и сложносокращенных словах возможно произношение
без качественной редукции др[ ̉е]внерусский, м[ ̉е]жинститутстский, с[о]редактор
Слайд 14
Орфоэпические нормы в области согласных
Старшая норма : перед
мягким согласным согласный должен быть тоже мягким С ̉С̉.
Затем возникла тенденция к отвердению первого согласного С ̉С̉> СС ̉(младшая норма). Например, [в ̉б ̉]ить и [вб ̉]ить, [ф ̉с ̉]е и [фс ̉]е.
Слайд 15
Но! 1.Перед [р ̉] губные и зубные только
твердые : за[пр ̉]е́т, на ко[вр ̉]е; со[зр ̉]еть,
[ср ̉]еди.
2. Перед мягкими заднеязычными губные твердые: ли́[пк ̉]и, спра́[фк ̉]и, [мх ̉]и́.
3. Звук [л] не смягчается перед мягкими согласными, кроме /j/, поэтому сейчас произносится до[лб ̉]и́ть, мо[лч ̉]и́, же[лт ̉]еть.
Слайд 16
4. Зубные перед звуками на месте /j/ внутри
и на конце корня мягкие: до[с̉jэ́], ко́[н ̉jа́]к.
5. Зубные
перед мягкими заднеязычными не смягчались: пя́[тк ̉]и, Па́[сх ̉]е.
6. Переднеязычный [р] отвердел перед всеми согласными, кроме звуков на месте /j/: со[рв ̉] и, а[рм ̉]ия.
Слайд 17
Произношение аффрикат и шипящих звуков
Аффриката [ц] – звук
всегда твердый (ц[ы]рк).
Аффриката [ч ̉] – звук всегда мягкий
(мяч, чудеса)
Согласные [ш], [ж] в современном языке всегда твердые: [жу]рча́ть, [шэ́]рсть, хо[жд̉]ение.
НО жюри, Жюль.
Слайд 18
Произношение [ш ̉ш ̉]
Долгий мягкий шипящий [ш
̉ш ̉] произносится в словах [ш ̉ш ̉у́]ка, [ш
̉ш ̉э́]ль, [ш ̉ш ̉и].
Допустимо [ш ̉ч ̉у́]ка, [ш ̉ч ̉э́]ль, [ш ̉ч ̉]и.
Слайд 19
Произношение сочетаний сч, зч
Сочетания сч, зч на
морфемном шве произносятся как долгий мягкий согласный ш =
[ш ̉ш ̉]:
доносчик - доно [ш ̉ш ̉] ик,
расчёт - рас[ш ̉ш ̉]ёт,
срезчик - сре[ш ̉ш ̉]ик,
заказчик - зака[ш ̉ш ̉]ик.
Слайд 20
Произношение сочетаний чн
На месте чн произносится:
[ч ̉н]
вечность, точный, печник (влияние орфографии);
[шн] двоечник, конечно, прачечная, скворечник,
скучно, нарочно (старомосковская норма).
Возможно вариантное произношение [ч ̉н] и [шн]: яичный.
Произношение [ч ̉н] и [шн] способно различать разные слова : серде [ч ̉н]ый приступ серде[шн]ый друг
Слайд 21
Согласные т, д между зубными / к
VI. Согласные
т, д между зубными или зубным и к по
традиционным нормам не должны произноситься: поз_но
но без_на и бездна;
совес_ливый
но костлявый;
голлан_ка “печь” и голлан[т]ка “жительница Голландии”.
Слайд 22
Произношение жд, зд и жж
Произношение жд, зд и
жж является вариантным:
Дождь - [дОш ̉] и [дОшт
̉],
дождя - до[ж̉ ж̉]Я и до[жд]Я.
Дрожжи: дро[ж ̉ж ̉]и - дро[жж]и,
брюжжать: брю [ж ̉ж ̉]ать - брю [жж]ать,
дожжёт, доезжай, жужжание и др.
Слайд 23
Звук г
На месте г перед глухим
согласным произносится [к]: дёгтя, ногти.
Но в корнях легк-(легч-)/мягк- (мягч-)
произносится [х]: лё[х]кое, ле[х]че; лё[х ̉]кий.
Звук [г] фрикатифный в словах: бухгалтер, ага, ого, Господь, ей Богу, благо, благодать.
Слайд 24
Произношение грамматических форм
1. Произношение окончаний прилагательных мужского рода
ед. ч., И. п.
В современном русском языке формы прилагательных
ед. ч. И. п. мужского рода под влиянием орфографии произносятся с безударным окончанием [ый]: нов[ый], добр[ый], дальн[ий], вешн[ий].
По старомосковским нормам эти формы звучат с окончанием [ъй] :елов [ъй], рубинов [ъй], малинов [ъй].
Слайд 25
Отражение «старшей» нормы находится в языке русской поэзии:
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не
поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Слайд 26
И он к устам моим приник,
И вырвал грешной
мой язык,
И празднословной, и лукавой,
И жало мудрыя змеи
В уста
замершие мои
Вложил десницею кровавой.
Слайд 27
Произношение прилагательных муж. р., И. п. с основой
на заднеязычный согласный.
В современном русском языке формы прилагательные
мужского рода ед. ч. И. п. с основой на заднеязычные согласные к, г, х под влиянием орфографии произносятся с мягким заднеязычным согласным,
а в соответствии со «старшей» нормой – с твердым:
корот[к’и]й – корот[къ]й,
ти[х’и]й – ти[хъ]й,
поло[г’и]й - поло[гъ]й.
Слайд 28
….И стал Осел скотиной превеликой;
А сверх того
ему такой дан голос дикой,
Что мой ушастый Геркулес
Пораспугал было весь лес…
…Со стороны прибыв далекой
В дремучий лес, Орел с Орлицею вдвоем
Задумали навек остаться в нем
И, выбравши ветвистый дуб высокой,
Гнездо себе в его вершине стали вить…
Слайд 29
Произношение постфикса –ся, -сь
Под влиянием письма возвратные глаголы
с мягким конечным согласным: собралА[с’] , взялА[с’ ], дозвонИли[с’].
«Старшая» нормы предусматривает твердый конечный согласный: собралА[с] , взялА[с ], дозвонИли[с].
Не найду в лесу девицы,—
Думал хват Денис:—
Уж красавицы в светлицы
На ночь убрались…
А. С. Пушкин. «Казак»
Слайд 31
Произношение безударных окончаний глаголов ІІ спряжения 3 лица
мн. ч.
В соответсвии с современной нормой произношения в этой
форме звучит [ът],
однако в соотношении со «старшей» нормой- [ут]:
дЫш [ът] , лОв [ът] , мОч [ът];
дЫш [ут] , лОв [ут] , мОч [ут]
Слайд 32
Ретивы кони бранью пышут,
Усеян ратниками дол,
За строем строй
течет, все местью, славой дышат,
Восторг во грудь их перешел.
Летят
на грозный пир; мечам добычи ищут,
И се - пылает брань; на холмах гром гремит,
В сгущенном воздухе с мечами стрелы свищут,
И брызжет кровь на щит.
«Воспоминания в Царском селе»
Слайд 33
Произношение заимствованных слов
В некоторых словах иноязычного происхождения на
месте безударного о произносится звук [о]: ада́жио, боа́, бомо́нд,
бонто́н, кака́о, ра́дио, три́о.
Произношение слов ноктюрн, сонет, поэтический, поэт, поэзия, досье, вето, кредо, фойе и др. с безударным [о] факультативно.
Иноязычные имена Шопен, Вольтер, Роден, Доде, Золя и др. сохраняют безударное [о] как вариант литературного произношения.
Слайд 34
В устной публичной речи определенные трудности вызывает произнесение
в заимствованных словах твердого или мягкого согласного перед буквой
е, например, в словах темп, бассейн, музей и т.д.
В большинстве таких случаев произносится мягкий согласный: академия, бассейн, берет, бежевый, брюнет, вексель, вензель, дебют, девиз, инцидент, комплимент, компетентный, корректный, музей, патент, паштет, Одесса, тенор, термин, фанера, шинель;
Слайд 35
В других словах перед е произносится твердый согласный:
адепт, аутодафе, бизнес, вестерн, вундеркинд, галифе, гантель, гротеск, декольте,
дельта, денди, де-факто, диспансер, идентичный, интернат, интернационал, карате, каре, кафе, кашне, кодекс, компьютер, кортеж, коттедж, миллиардер, модель, модерн, отель, партер, патетика, полонез, портмоне, поэтесса, реноме, супермен и др.
Слайд 36
В заимствованных словах с двумя (и более) е
нередко один из согласных произносится мягко, а другой сохраняет
твердость перед е
бретелька [ретэ], ге́незис [генэ], генетика [генэ], кафетерий [фетэ], пенсне [пе;нэ], реноме [ре;мэ], этногенез [генэ] и др.