Слайд 2
Цели урока:
подготовка учащихся к написанию сжатого изложения публицистического
текста
Задачи урока:
Предметные:
Проверить умение пересказывать текст публицистического стиля; отработать
умение отбирать материал, используя способы сжатия текста.
Метапредметные:
Способствовать развитию логического, абстрактно-образного мышления, активизировать мыслительную деятельность учащихся, способность к творческому самовыражению.
Личностные:
Воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость к миру искусства.
Слайд 3
Слово учителя
Сегодня вы познакомитесь с отрывком из
рассказа Натальи Владимировны Трухановой (1885 – 1956), известной балерины19
века, которая была знакома с Анной Павловой и написала о ней в книге воспоминаний «Огни рампы».
Слайд 5
Сообщение ученика об Анне Павловой
12 февраля 2021 года
исполнилось 140 лет со дня рождения Анны Павловой, великой
русской балерины. Анна Павлова родилась в Петербурге в 1881 году. Жили она вдвоем с матерью (отец умер, когда девочке было два года). Впоследствии Анна Павлова вспоминала, что, несмотря на бедность, мать ухитрялась доставить дочери по большим праздникам какое-нибудь удовольствие. Однажды таким удовольствием стало посещение спектакля в Мариинском театре. Девочка увидела балет П.И.Чайковского "Спящая красавица". Этот вечер в театре определил ее судьбу. Восьмилетняя девочка решила стать танцовщицей.
В 10 лет Анюту определили в петербургскую балетную школу. Девочка проявила исключительное прилежание и скоро стала первой ученицей.
Анна Павлова начала свою творческую деятельности в 1899 году на сцене петербургского Мариинского театра.
Через четыре года Павлова уже была первой солисткой в театре. Один из ее партнеров по сцене писал о ней: «Это была очень тоненькая девушка, ростом немного выше среднего. У нее была чарующая улыбка и красивые, чуть грустные глаза; длинные, стройные очень красивые ноги с необыкновенно высоким подъемом; фигура изящная, хрупкая и такая воздушная, что казалось, она вот-вот оторвется от земли и улетит». Это описание очень подходит к образу Анны Павловой на портрете В.Серова.
Слайд 6
Рассказ ученика о картине В. Серова «Портрет Анны
Павловой» (1909)
«И вдруг этот демон Серов, заготовив громадное синее
полотно, темно-синее, такое некрасивое и грубое... не зарисовал его портретом, т.е. оставил синими только одни поля фона, а взял (для зрителя так кажется) мел, и этим хрупким неверным осыпающимся материалом повел в одну линию, одну элементарнейшую линию, откинутую назад ножку балерины Павловой, коротенькие юбочки, поднятые грациозно вверх обнаженные руки - и "вполне сделал" только головку...
Голова, воздух, синева и ничего...
"Ничего не сделано": а идея танца выражена так выражена так совершенно, как нельзя более придумать».
( Василий Розанов, литературный критик конца 19 – начала 20 века)
Слайд 7
В 1907 году Анна Павлова впервые исполнила танец
« Умирающий лебедь» на музыку французского композитора С.Сен-Санса.
Слайд 8
Чтение текста.
Беседа по содержанию
- Какие мысли
и чувства вызывает у вас этот рассказ?
-
О каких чертах характера А.Павловой можно сделать вывод на основании данного текста?
Слайд 9
Языковой анализ текста
- Текст начинается риторическим восклицанием и
риторическими вопросами. Какую мысль помогает автору выразить использование этих
элементов поэтического синтаксиса?
- Далее автор рассказывает о человеке, который «пожертвовал» Анне Павловой свою жизнь, используя устаревшее вводное слово «впрочем». Это слово в журналистских текстах считается словом-клише. Можно ли обойтись без таких слов-клише?
- В следующем абзаце используется просторечная форма союза «пока» - «покуда». Как вы думаете, с какой целью это делает автор? В этом же абзаце и в двух следующих часто встречаются противительные союзы («но», «а», «зато», «однако, «а», «но», «а»). Дайте функционально-стилистическую характеристику употребленных союзов.
- В седьмом абзаце используется градация – «сознавала, «помнила жертвы», «считала долгом заслужить, отплатить». С какой целью автор повышает эмоциональную значимость членов ряда?
- Какую стилистическую роль играют однородные члены в последнем абзаце?
Слайд 10
Собирание «опорных конструкций» текста в сжатое изложение
-
Еще раз перечитаем текст и выделим самое главное.
-
Найдем в тексте основные моменты.
- Можно ли опустить первое предложение? Прочитайте первый абзац. Каким способом будем сокращать текст? Изымаем из него части, которые несут второстепенную смысловую нагрузку. Какой из трех риторических вопросов можно оставить, а какие опустить?
- Какая мысль излагается во втором абзаце подробно? Можно ли ее изложить обобщенно?
- Предложения третьего абзаца осложнены однородными членами. Можно ли их заменить одним обобщающим?
- Какой глагол повторяется в следующем абзаце три раза? Зачем? Можно ли его опустить?
- В пятом абзаце сложноподчиненное предложение с двумя однородными придаточными изъяснительными. Какое из них можно убрать?
- В предпоследнем абзаце одно из предложений осложнено причастным оборотом. Можно ли его опустить?
- В последнем абзаце последнее предложение уточняет смысл предыдущего. Можно ли его убрать?
Слайд 11
Творческое задание
Озаглавьте текст и перескажите его сжато.
Ответьте
на вопрос: « Какие мысли и чувства вызывает у
вас этот рассказ?»