Слайд 2
В настоящее время в нашей стране на
всех образовательных уровнях особое внимание уделяется коррекционной работе с
детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Однако, наиболее важным, сензитивным периодом для «особенных детей» является дошкольный возраст. Именно тогда специалисты выявляют имеющиеся осложнения и предпринимают первые шаги для наиболее благоприятного освоения детьми образовательных программ и успешной адаптации их в обществе. Дети могут иметь различные осложнения в развитии: от задержки психического развития до двигательных нарушений и осложнений с речью, зрением, слухом. Поэтому необходим комплексный и системный подход к решению проблем во всех сферах воспитания и обучения детей с ОВЗ.
Каждый ребенок индивидуален и поэтому ежедневно в дошкольных учреждениях проводят работу не только педагоги сопровождения - логопеды, психологи, дефектологи, а также, воспитатели, музыкальные руководители, как активные участники образовательного процесса.
Еще одной особенностью работы с детьми с ОВЗ в театральной деятельности, которая учитывается на стадии подготовки, является упрощение сюжета, тщательная проработка педагогом его музыкальной составляющей.
Все сложные фразы и реплики мы заменяем на лёгкие слова, а где возможно - даже на простые звуки. Роль автора на себя берет либо воспитатель, либо музыкальный руководитель. Они в любой момент смогут изменить сюжет, чтобы ребёнок смог проявить себя так, как он этого захочет.
Слайд 3
Раскрепостить ребенка, помочь преодолеть робость, неуверенность в
себе, застенчивость, повысить его самооценку; развитие фантазии и творческих
способностей детей и педагогов.
Расширять знания детей об окружающем мире, в частности, дети знакомятся
с жанрами театра;
Формировать творческую, самостоятельную активность ребёнка;
Развивать речь, правильную артикуляция; обогащать словарный запас;
Совершенствовать пластику тела, координация движений;
Развивать навык передачи эмоций и чувств через мимику,
жесты, а также интонацию; умение совместно создавать виды театра.
задачи:
Цель :
Задачи:
Основная цель- это формирование думающего, чувствующего, любящего и активного человека, готового к творчеству в любой области деятельности.
Приобщение детей дошкольного возраста к искусству.
Развитие: коммуникативных качеств личности, памяти, внимания, мышления, восприятия, творческого воображения.
Воспитание культуры речевого общения, гуманных чувств
Формирование чувств сотрудничества и взаимопомощи.
Слайд 5
Театрализованная деятельность в детском саду
Игра – наиболее
доступный ребенку и интересный для него способ переработки и
выражения впечатлений, знаний и эмоций.
Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.
Театрализованные игры - «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям»
Слайд 6
РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ
ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ
Театр на фланелеграфе
Теневой театр
Настольный театр
(ребенок или
взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет
роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.)
Игры-драматизации с пальчиками
Игры-драматизации с куклами бибабо
Импровизация
Игры-имитации
Ролевые диалоги
Инсценировки и спектакли
( Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.)
Слайд 7
Виды театра в детском саду:
бибабо
- настольный театр
- театр масок
- театр конусов
- деревянный театр
- театр картинок - театр на перчатке
- театр масок - варежковый театр
- театр ручных теней -
- магнитный театр
- пальчиковыйтеатр
- театр на фланелеграфе
Приобщение детей к театру проводится на протяжение всего дошкольного возраста.
Слайд 8
Основные требования к организации театрализованных игр:
1.Содержательность и разнообразие тематики.
2.Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во
все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
3. Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
4. Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
5.Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.
Слайд 9
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное и речевое
развитие детей (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительной речи).
В
систему коррекционной работы с детьми с ОНР необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность.
Как показывает практика, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. В каждой театрализованной игре есть сюжетный замысел, и ролевые действия. Ведущая роль в них принадлежит взрослому. Речь взрослого служит образцом для подражания. Дети наблюдают, как говорит взрослый, имитируя ролевые движения сказочных персонажей.
В коррекционной работе с детьми с нарушениями речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Разучивание стихов развивает память и интеллект.
Слайд 10
Виды театрализованных игр:
- Предметные (действующими лицами
являются предметы: игрушки, куклы)
- Непредметные (дети в образе действующего
лица исполняют взятую на себя роль).
На логопедических занятиях с детьми проводится работа по обучению правильному речевому дыханию, развитию и укреплению артикуляционного аппарата, мимики, навыкам словообразования, построения предложений, использованию грамматических категорий. Навыки и умения, полученные на логопедических занятиях, закрепляются через перевоплощение в сказочных персонажей во время игр-драматизаций.
Слайд 11
Игры-драматизации
Ребенок самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств
выразительности (интонация, мимика), исполняет какой-либо сюжет по сценарию. Использую
в работе игры-драматизации с пальчиками, игры-драматизации с куклами бибабо.
На занятиях использую различные виды театра – фланелеграф, настольный и пальчиковый театр, игрушки и др. Дети действуют за героя, изображают его интонацией и мимикой. Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы. По ходу действия ребенок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст сказки, стихотворения или потешки.
Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного спектакля. К ним относятся: настольный театр игрушек, картинок, фланелеграф, теневой театр.
Интерес к театрализованным играм формируем в процессе просмотра кукольных спектаклей. В дальнейшем важно стимулировать желание ребенка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используем на занятиях и в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.
Разыгрываем сказки, которые оказывают активизирующее воздействие, как на речевую деятельность, так и на эмоциональную сферу ребенка. Сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, сочувствием слабому, любимые герои становятся образцами для подражания.
Слайд 12
Ступени работы:
Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц
(дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций
человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
Игра-импровизация под музыку («Где же ручки», «Листочки», «Бабочки»).
Бессловесная uгpa- импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, («Катя, Катя маленькая...», «Заинька, попляши...»).
Игра- импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов
(3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Е. Чарушин "Утка с утятами").
Ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя").
Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса").
Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок").
В конце игры важно «сюрпризное» преподнесение интересного атрибута (зайчик угощает детей морковкой, ёжик - лесными яблоками и т.д.)
Слайд 13
Виды театров используемых в работе
Театр конусов, настольный
Помогает учить
детей координировать движения рук и глаз; Сопровождать движения пальцев
речью; Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи
театр картинок фланелеграф и магнитный театр
Развивают творческие
способности; Содействуют эстетическому воспитанию;
Развивают ловкость, умение управлять своими движениями,концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Действуя с различными картинками , у ребенка развивается
мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.
Главной целью таких занятий является создание условий и развитие мотивации детей на устранение своих речевых дефектов в процессе театральной деятельности.
Слайд 15
Пальчиковый театр
Способствует
развитию речи,
внимания, памяти; формирует
пространственные представления;
развивает ловкость,
точность, выразительность, координацию движений; повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
Стимулирование кончиков пальцев ,
движение кистями рук , игра с пальцами
ускоряют процесс речевого и умственного
развития
Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о
своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой. При игре в кукольный театр, используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть молча! Поэтому именно эти куклы часто используют в своей работе логопеды, психологи и педагоги
Театр масок
(костюмированный )
самый « разговорный» вид театрализованной
деятельности . В этой игре идет целостное
воздействие на личность ребенка:
его раскрепощение, самостоятельное
творчество, развитие ведущих психических процессов. Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра-драматизация
Слайд 18
театр на перчатке деревянный
театр
Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с
нарушениями речи, неврозами; Помогает справиться с переживаниями, страхами; Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.
Слайд 19
Конусный театр
Помогает
учить детей координировать движения рук и глаз;
Сопровождать движения
пальцев речью; Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
Слайд 20
Театр варешек
С помощью такого театра мы можем добиваться
свободного
проявления у детей эмоций в мимике, в жестах,
в движениях.
Нам грустно – действие ребенка – грустное лицо, вытирает слезы.
Нам весело – действие ребенка – улыбка, смех, хлопает в ладоши.
Мы сердимся – действие ребенка – нахмуривает брови, кулачки сжаты.
Мы испугались – действие ребенка – присесть, дрожать.
Мы устали – действие ребенка – сесть на стул, руки и ноги расслаблены.
Мы удивлены – действие ребенка – развести руки, посмотреть удивленно.
Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. Использование театрализованных игр в коррекционной работе помогает развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию и проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, развитию ассоциативного мышления.