Слайд 2
Риторика
Риторика (от греч. rhetorike – говорю) – теория
и искусство красноречия
Риторика – филологическая дисциплина, изучающая способы построения
художественной выразительной речи
Риторика – учебная дисциплина, дающая проверенную опытом систему правил, упражнений, моделей, которые помогут каждому образованному человеку подготовиться и выступить с речью, участвовать в споре, написать доклад, статью, и т.п.
Слайд 3
Предмет и задачи Риторики
Предмет Риторики – устная монологическая
литературная речь
Задачи Риторики: 1) изучение теоретического материала, 2) чтение,
анализ образцовых текстов, моделирование текстов, 3) изучение правил, приемов, моделей создания риторических речей, 4) выполнение разнообразных упражнений в соответствии с целями обучения риторике, 5) свободное творчество.
Слайд 4
Риторика в России
Первые русские руководства по Риторике появились
в 17 веке. Авторами первых российских трудов по риторике
были церковные деятели, ученые: вологодский епископ Макарий, Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович. Расцвет Риторики в России приходится на середину 18 века. Огромный вклад в развитие теории искусства красноречия внес выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов, создавший «Краткое руководство к красноречию» (1748 г.) и теорию «трех штилей», изложенную в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке».
Слайд 5
«Краткое руководство к красноречию»
В этом труде М.В. Ломоносов
обозначил основные «средства к приобретению красноречия»: 1) природное дарование,
2) наука, 3) подражание авторам, 4) упражнение в сочинении, 5) знание других наук.
Слайд 6
Теория трех штилей
В этом труде М.В. Ломоносов впервые
предлагает три основных принципа систематизации лексического состава языка: 1)
этимологический (происхождение слова), 2) стилистический (определенные лексические единицы закреплены за определенным типом речи) и 3) функционально-стилистический ( отобранные лексические единицы закрепляются за определенным литературным жанром). В соответствии с данными принципами Ломоносов выделяет «три рода речений»: «к первому причитаются, которые у древних славян и ныне у россиян общеупотребительны (бог, рука, слава). Ко второму принадлежат, кои хотя и общеупотребляются мало, однако всем грамотным людям вразумительны (отверзаю, господень, взывают). К третьему роду относятся, которых нет в церковных книгах (говорю, ручей, пока)». Эти группы слов Ломоносов рекомендует к употреблению в речи.
Слайд 7
Теория трех штилей (продолжение)
Кроме того, Ломоносов выделяет «слова
устарелые, обветшалые», которые непонятны собеседникам (обаваю – ворожу, свене
– кроме, вогда – иногда). Их не следует употреблять даже в высоком стиле. И еще Ломоносов выделяет лексику, которую «ни в каком стиле употреблять непристойно, как только в подлых комедиях (таскаться, хрыч)».
За каждым стилем закреплены особые литературные жанры: высоким стилем предлагалось писать оды, поэмы, прозаические речи о высоких материях; средним – театральные сочинения, дружеские письма, сатиры, элегии, «в прозе пристойно описание достопамятных учений»; низким – комедии, эпиграммы, песни, описание обыденных дел.
Слайд 8
Современная риторика
В настоящее время существенно расширилось практическое использование
Риторики: она находит применение в деловом и бытовом общении,
в профессиональной и личной деятельности. Риторика стала необходимым компонентом в системе изучения родного языка, составной частью гуманитарного образования, поскольку в ней интегрируется знание языка и теории литературы, стилистики, психологии. Риторику и Культуру речи объединяет общая цель – поиск наиболее оптимальных алгоритмов общения в разных жизненных ситуациях и условиях коммуникации.
Слайд 9
Риторика подразделяется на общую и частную
Общая Риторика изучает
общие законы, присущие всем письменным и устным произведениям.
Частная Риторика
исследует особенности каждого рода произведений в отдельности, в том числе особенности ораторской речи. Ораторской речью называют воздействующую, убеждающую речь, обращенную к широкой аудитории, произносимую профессионалом (оратором) и имеющую своей целью изменить поведение аудитории, ее взгляды, убеждения.
Слайд 10
Общая Риторика включает следующие разделы:
Инвенция - работа над
содержанием речи, т.е. определение границ темы, ее формулировка, сбор
и накопление материала, его систематизация.
Диспозиция – рекомендации к построению речи, композиции произведения.
Элокуция – изучение способов выражения мысли в тексте, «украшение» речи.
Мемория – способы запоминания подготовленной речи.
Акцио – рекомендации для проведения успешного выступления, которое зависит от трех факторов: 1) личности выступающего, его компетентности и культуры, умения держаться перед аудиторией, 2) качества всех ступеней подготовки речи – содержательной, языковой, композиционной, 3) артистизма, исполнительской готовности выступающего.
Слайд 11
Инвенция. Требование к выбору и формулировке темы речевого
произведения
Тема должна быть интересной, важной для аудитории, к которой
обращается автор. В противном случае не возникнет необходимого контакта между выступающим и аудиторией.
Тема должна быть конкретной, не слишком объемной. Различают темы широкого и узкого (предметного) охвата. Сравните: Природа России – Природа Тверского края. Широкие темы могут делиться на подтемы, причем существует несколько ступеней деления: Риторика как наука – История возникновения Риторики – Риторика в России.
Тему необходимо формулировать не только четко, кратко, но и выразительно, образно, чтобы она сразу привлекла внимание аудитории: Как «читать» партнера по деловому общению.
Слайд 12
Материал для речевых произведений подразделяется на две группы:
Материал
из непосредственных источников: а) жизненный опыт автора речевого произведения,
б) целенаправленные наблюдения, в) воображение, т.е. мысленное создание новых картин, образов, проектов.
Материал, полученный опосредованным путем, т.е. собранный, осмысленный и обобщенный другими людьми. Источники – книги, журналы, СМИ.
Слайд 13
Диспозиция. Требования к построению основных композиционных частей речевого
произведения
Вступление необходимо для установления контакта с аудиторией и подготовки
слушателей к восприятию темы. Основное содержание вступления – введение в тему. Ему отводится 5-10% времени всего выступления. Здесь говорится о проблеме, которой посвящена речь, задачах выступления, сообщается план предстоящего выступления.
Основная часть, где раскрывается заявленная тема выступления. Способ изложения материала в основной части зависит от цели, стиля, жанра речевого произведения, от цели выступления: развлекать, воодушевлять, информировать, убеждать, переубеждать, призывать к действию и т.д.
Заключение, где делается обобщение сказанного, формулируются выводы. Заключение занимает 5% времени всего выступления. Тип заключения зависит от характера речи.
Слайд 14
Требования к заключению (продолжение)
Для информационных речей характерно заключение,
в котором подводится итог сказанному. Обычно заключение предваряется словами
итак, заканчивая выступление, таким образом и под. В агитационных и воодушевляющих речах концовка представляет собой формулировку основной идеи выступления. При этом главная идея должна быть сформулирована так кратко и выразительно, чтобы побудить аудиторию к действию. Концовкой агитационных речей обычно служит яркое афористическое высказывание, призыв или пожелание. Главное – заключение содержательно должно перекликаться с вступительной частью.
Слайд 15
Способы строения основной части
Ступенчатый – материал очередного вопроса
базируется на предыдущем
Концентрический – один и тот же вопрос
рассматривается с разных точек зрения
Спиральный – переход от общего, поверхностного изложения материала к повторному, более детальному и глубокому
Дедуктивный – переход от общих положений к конкретной ситуации
Индуктивный – переход от анализа фактов к их обобщению
Слайд 16
Синтаксическое строение основной части
Цепная синтаксическая связь: развитие
мысли движется от исходной, известной информации к новой, ранее
неизвестной. Та информация, которая была новой в предыдущем предложении, становится известной, исходной в последующем.
Параллельная синтаксическая связь: предмет высказывания во всех предложениях один, и в каждом последующем предложении о нем сообщается какая-то новая информация.
Слайд 17
Цепная связь
В день спектакля публика густо стала подходить
из ближних деревень в село Огрызово. С любопытством рассматривали
плакат-афишу, укрепленную на воротах школы. В школе едва-едва могло уместиться двести человек, народу же набралось с полтысячи. Спозаранку, часов с трех, зал был битком набит. Публика плевала на пол, выражалась, плакат же «Прошу не курить, с почтением автор Мохов» был сорван и пошел на козьи ножки. В комнате от табачного дыма было сизо. День был знойный, душный. В пять часов Павел Мохов стал наводить порядки. Весь мокрый, он стоял вместе с милицейским на крыльце и осаживал напиравший народ (В. Шишков).
Слайд 18
Параллельная связь
Градов еще не спал, потому что шел
восьмой час вечера. Злились от скуки собаки на каждом
дворе. Замечательно – потому что он был один – горел вдалеке электрический фонарь. Небо было так низко, тьма так густа, а город столь тих, невелик и благонравен, – что почти не имелось никакой природы на первый взгляд, да и нужды в ней не было (А. Платонов).
Слайд 19
Способы удержания внимания аудитории
Логическая организация речи, т.е. последовательность,
непротиворечивость, обоснованность речи.
Создание проблемной ситуации в ходе изложения материала.
Содержательность
речи, т.е. представление новой, неизвестной слушателям информации, оригинальная интерпретация известных фактов.
Доступность изложения, т.е. использование наглядных пособий, примеров, рациональное сочетание теоретических положений с фактами.
Выразительность речи, т.е. использование выразительных средств языка.
Драматизация речи, вопросно-ответный ход, обращение к слушателям.
Слайд 20
Логическая организация речи достигается с помощью использования аргументов
Аргумент
– логический довод, служащий основанием доказательства.
Аргументация – приведение таких
доводов в пользу того или иного утверждения