Слайд 2
Значение сюжетно – ролевой игры в развитии дошкольников
развитие
мыслительных процессов (воображение, образное мышление, память, связная речь);
развитие эмоциональной
сферы;
развитие социальных и коммуникативных способностей (сопереживать, договариваться, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссы, разрешать конфликты)
Слайд 3
Этапы развития сюжетно-ролевой игры
Первый этап:
игры в
отдельные действия взрослых.
Второй этап:
простые ролевые игры.
Третий этап:
сюжетно-ролевые
игры.
Четвёртый этап:
творческие сюжетные игры.
Слайд 4
1,6 – 2 г. В раннем детстве закладываются
предпосылки сюжетно- ролевой игры. Дети этого возраста предпочитают свободное,
достаточно большое пространство, где можно удовлетворить потребность в активном движении: катание, лазание, игры с крупными двигателями.
2-3 г. Первые сюжетно- ролевые игры дошкольников имеют огромное значение для решения задач всестороннего развития ребёнка. Именно сюжетная игра в этом возрасте отображает жизненные впечатления, закрепляет и уточняет знания об окружающем.
Слайд 5
Что должен знать и уметь педагог?
понимать специфику детской
игры;
иметь представление о ее развивающем значении;
знать о том, какой
она должна быть на каждом возрастном этапе;
уметь играть соответствующим образом с детьми разных возрастных групп.
Слайд 6
Структура сюжетно – ролевой игры:
Сюжет (сфера действительности: быт
семьи, труд взрослых, события в стране, др.);
Содержание (младший
возраст – действия с игрушками);
Роль - игровая позиция ребенка, состоящая в отождествлении им себя или другого участника игры с каким-либо персонажем воображаемой ситуации;
Воображаемая ситуация
Правила
Слайд 7
Вопрос 1
Какая особенность устройства жизни, быта нашла
отражение в игре детей?
Слайд 8
Критерии уровня овладения детьми сюжетно-ролевой игрой
Тематика игр
Игровые умения
детей
Какой из критериев, на ваш взгляд, является определяющим?
Слайд 9
Вопрос 2
Может ли воспитатель вмешиваться в игру детей?
Слайд 10
Условия успешного «вмешательства» взрослого в игру
Задача воспитателя -
помочь организовать игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями, но
не предложить действовать по намеченному плану.
Педагог пользуется у детей достаточным уважением и доверием.
Взрослый умеет, не нарушая замыслов детей, сделать игру увлекательнее.
Слайд 11
Принципы организации
сюжетно-ролевой игры
1-й принцип – воспитатель должен
играть вместе с детьми (взрослый - «умеющий интересно играть
партнер»)
2-й принцип – воспитатель должен играть с детьми на всех возрастных этапах, но на каждом этапе сразу дети «открывают» и осваивают новый, более сложный способ ее построения.
3-й принцип - на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстникам.
Слайд 12
Приемы руководства сюжетно-ролевой игрой
ПРЯМЫЕ
Участие взрослого
в совместной игре с детьми
на
правах партнера:
принятие на себя роли;
разъяснение;
совет;
помощь в решении спора;
показ различных способов игры
КОСВЕННЫЕ
Создание условий для активации самостоятельной игры детей :
- оснащение и творческое преобразование предметно-развивающей среды;
- формирование системы необходимых знаний о действительности, отражаемой в игре;
создание игровой ситуации;
наблюдение за игрой детей
Слайд 13
Вопрос 3
Какие приемы, на Ваш взгляд, следует использовать
педагогу для руководства сюжетной игрой детей в младшем и
старшем дошкольном возрасте?
Слайд 14
Ознакомление дошкольников с окружающим миром в процессе их
активной деятельности.
Организация развивающей динамичной предметно-игровой среды.
Общение взрослого с детьми
в процессе игры.
Интеграция в работе педагогов ДОУ.
Комплексный подход к организации
сюжетно-ролевой игры
Слайд 15
Игра в традиционной системе ДО
и системе развивающего
обучения
Слайд 16
Этапы организации сюжетно-ролевой игры
1 этап. Подготовительный.
Блок 1. Развитие у детей интереса к труду учителя,
учебе детей в школе.
Включает в себя когнитивную подготовку, связанную с формированием системы необходимых знаний (чтение художественных произведений, беседы, рассматривание фото, иллюстраций, проведение экскурсий, дидактических игр, др.)
Блок 2. Формирование эмоциональной заинтересованности.
Цель: определение желания и готовности играть в школу.
Направлен на выработку мотивов и позитивных установок (развитие потребности поиграть в школу под впечатлением знаний о школе, развитие мотивации к самореализации через игру).
Слайд 17
2 этап. Совместное планирование
Цель: составить план игры.
Совместное составление плана-схемы, обсуждение ролей и отбор предметов для
проведения игры, выбор места в группе.
3 этап. Подготовка к игре.
Цель: подготовить оборудование к игре.
4 этап. Игра.
Цель: согласовывать свои действия с участниками игры, воспитывать умение самостоятельно и справедливо разрешать споры, формировать инициативность, дружелюбие, эмпатию.
5 этап. Анализ игры.
Цель: подведение итогов и оценка (самооценка) игры.