Слайд 2
«Введите в мир театра малыша,
И он
узнает, как сказка хороша.
Проникнется и мудростью и добротой,
И с чувством сказочным
Пойдёт он жизненной тропой»
Г. Попова
Слайд 3
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества
детей, имеющих нарушения речи. Кроме того, речевые нарушения могут
сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью или наоборот медлительностью, у них рассеянное внимание, слабый артикуляционный аппарат, они могут быть агрессивны и стеснительны и т.п..
Слайд 4
Понятие «Театрализованная игра»
Л.С. Фурмина считает, что театральные игры
– это творческие игры, игры-представления, в которых в лицах
с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, т.е. воссоздаются конкретные образы.
Слайд 5
Характерными особенностями театрализованных игр
являются литературная или фольклорная основа
их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на
две основные группы: драматизации и режиссерские.
Слайд 6
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно
создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной
выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
Слайд 7
В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители,
а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет
"артистами". "Озвучивая" героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.
Виды режиссерских игр:
- настольные театрализованные (настольный театр игрушек, настольный театр кукол);
- стендовые театрализованные (стенд-книжка, фланелеграф, теневой театр)
Слайд 8
Методы организации театрализованных игр:
практические:
- игры, тренинги
как комплекс упражнений, целью которых является приобретение и закрепление
определенных навыков;
- творческие задания: сочинить сказку, сценку; нарисовать иллюстрацию; сценические (этюды, мини спектакли);
наглядные:
- просмотр видеозаписей спектаклей и презентаций по конкретным темам;
- просмотр спектаклей для детей, посещение концертов и выставок с обязательным обсуждением увиденного;
репродуктивные:
- участие в концертах, театрализованных тематических вечерах, спектаклях, конкурсах и фестивалях различного уровня;
частично-поисковые:
- совместный с воспитателем выбор репертуара, определение темы, жанра;
- разработка этюдов к образу, экспромтов, импровизаций;
проблемные:
- создание проблемных ситуаций и поиска различных способов решения задачи.
Слайд 9
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР:
-содержательность и разнообразие тематики;
-постоянное,
ежедневное включение театральных игр во все формы организации педагогического
процесса;
-максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
-сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Слайд 10
Значение театрализованной игры для развития детей
*Развивает художественный вкус,
творческие способности, и выразительность речи;
*Формирует чувство коллективизма;
*Развивает память, мышление,
воображение;
*Развивает сценическое, певческое, танцевальное творчество;
*Расширяет запас слов, речь;
*Развивает эмоциональную сферу в передаче хитрости, доброжелательности, щедрости героев;
*Приобщает дошкольников к театрализованному, драматическому искусству.
Слайд 11
Особенности театрализованной игры
*Действия детей с кукольными персонажами;
*Непосредственные
действия детей по ролям;
*Литературная деятельность через диалоги и монологи;
*Изобразительная
деятельность носит характер пространственно-изобразительной, или оформительской деятельности;
*Исполняют знакомые песни от лица персонажей, их инсценирование, приплясывание и т.д.
Слайд 12
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНО – ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РАЗНЫХ
ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ.
В младших группах дети не воспроизводят текст, а выполняют
определённые действия по образцу, который показывает педагог. Такие игры - имитации активизируют воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре. Они с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, но не могут пока развить и обыграть сюжет. Интерес к театрализованным играм складывается в процессе просмотра спектаклей, показанных воспитателем. Дети радостно и эмоционально принимают их. Здесь очень важна артистичность и эмоциональность педагога. Чем меньше ребёнок, тем ещё выразительней должна быть игра.
Слайд 13
ОБОГАЩАЕТСЯ ИГРОВОЙ ОПЫТ ДЕТЕЙ ЗА СЧЁТ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ
ИГРОВЫХ УМЕНИЙ:
*Освоение позиции «зритель» - досмотреть и дослушать до
конца, поблагодарить артистов;
*Первичное становление позиции «артист» (умение пользоваться некоторыми средствами выразительности, для передачи образа персонажа, его эмоций, переживаний; умение обыгрывать действия персонажа с помощью куклы);
*Способность взаимодействовать с другими детьми, играть, понравившиеся роли.
Слайд 14
В среднем возрасте ребёнок переходит к игре, ориентированной на
зрителя, где важна не только игра, но и важен
результат. Игра становится средством самовыражения, дети учатся сочетать в роли текст и движение, развивается чувство партнёрства. Наиболее активные дети начинают вместе с воспитателем драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр, а с малоактивными детьми необходимо пробовать драматизировать произведения с небольшим количеством действий. Вводятся рассказы от первого лица с сопровождением текста, движений и музыки. Театрально - игровой опыт детей расширяется за счёт игр - драматизаций с использованием нескольких персонажей, игр, где дети знакомятся с трудом взрослых, постановок спектаклей по произведениям отечественных и зарубежных авторов, настольного, кукольного, пальчикового театра. Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизированного характера. Особое внимание уделяется импровизации и творчеству в процессе придумывания игры.
Слайд 15
УСЛОЖНЯЮТСЯ ТЕАТРАЛЬНО - ИГРОВЫЕ УМЕНИЯ ДЕТЕЙ:
*Дальнейшее развитие позиции
«зритель» (проявлять элементы зрительской культуры, позитивно оценивать игру сверстников);
*Умение использовать
средства невербальной и интонационной выразительности, для передачи образа персонажа, умение управлять куклой или игрушкой, передавая её жесты и движения;
*Первичное усвоение позиции «режиссёр», умение создавать игровое пространство на плоскости стола;
*Умение овладевать качествами оформителя спектакля;
*Умение позитивно взаимодействовать с другими участниками игры, договариваться при распределении ролей и уметь разрешать конфликтные ситуации.
Слайд 16
В старшей группе дети продолжают совершенствовать исполнительские навыки. Для
этого необходимо организовывать экскурсии, наблюдения за окружающим, проводить игровые
упражнения на воображение, использовать в работе мимические и пантомимические этюды, включать детей к придумыванию и оформлению сказок и отображать все свои эмоции и переживания в изобразительной деятельности. Игры детей начинают носить контаминационный характер, свободное построение сюжета. Центром игры становится не только «артист», но и «режиссёр», «оформитель», «костюмер». По новому идёт приобщение детей к театральной культуре: знакомство с назначением театра, деятельностью работников театра, видами и жанрами театрального искусства. Ещё больше обогащается театрально - игровой опыт. Усложняются тексты для постановок. Игра - фантазия становится основой театральной игры, где уживаются литературный и фантазийный персонаж.
Слайд 17
РАЗВИВАЮТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ:
*«Зритель» становится помощником и советчиком;
*«Артист» самостоятельно
выражает своё отношение к персонажу с помощью средств невербальной
и вербальной выразительности;
*«Режиссёр» способен воплощать свои замыслы самостоятельно;
*Дети овладевают простыми навыками оформителя – костюмера;
Слайд 18
Подготовительная к школе группа. В этом возрасте игра -
драматизация становится спектаклем. Дети играют для зрителей. Для лучшего
понимания литературного произведения, необходимо рассматривать иллюстрации к нему и обратить внимание, на эмоциональное состояние персонажей; подбирать упражнения на развитие внимания и воображения; эмоционально выражать состояние персонажа с помощью интонации, мимики, жестов и позирования. Уметь настраивать себя с помощью специальных упражнений на выполнение предстоящих действий, смену мимики и позы при переключении с одного действия на другое. Для этого необходимо использовать сказки, богатые диалогами, динамикой реплик. Это позволит обогатить речь детей новыми выразительными средствами. Важно предоставить детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. Очень эффективны упражнения с использованием пиктограмм, ролевые диалоги по иллюстрациям, диафильмам. Такая совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки спектаклей даже недостаточно активных детей, тем самым, помогая им преодолевать стеснительность и скованность.
Слайд 19
РАЗВИВАЮТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ:
*«Зритель» становится помощником и советчиком;
*«Артист» способен
самовыражаться с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности,
развито умение психологически настроиться на выполнение предстоящего действия, быстро переключаться с одного действия на другое, контролировать свою мимику, позы и жесты.
«Режиссер-сценарист» способен воплощать свои замыслы самостоятельно, придумывать сюжеты, предстоящего спектакля, согласовывать с артистами их роли и диалоги, организовывать деятельность других детей.
«Костюмер-оформитель» способен обозначать место «сцены» и «зрительного зала», подбирать атрибуты и предметы-заместители, костюмы и детали к костюмам, изготавливать афиши и приглашения к спектаклю.
Слайд 20
Название: «Театрализованные игры в детском саду»
Автор: Петрова Т.И.,
Сергеева Е.Л., Петрова Е.С.
Издательство: Школьная пресса
Год выпуска: 2001
Серия: Дошкольное
воспитание и обучение
Театр - один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, он позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности и т.д.
Представленные в книге разработки занятий, театрализованные игры помогут взрослым - родителям, воспитателям - учить детей жить в этом мире, строить свои отношения с людьми.