Слайд 2
I. Что такое проблема?
От латинского problеma (задача, вопрос)
восходит к греческому προβλήμά (дословно «нечто выступающее, брошенное вперед»
> «выступ», «преграда» > «задача», «спорный вопрос»).
Проблема – это сложный вопрос, волнующий конкретного человека и общество в определенной ситуации.
Слайд 3
Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет
автор. Этот вопрос может не иметь однозначного ответа: В
чем смысл жизни? Что такое красота? Чем определяется формирование личности человека? Проблемой может быть некоторое противоречие, конфликт между какими-либо группами людей, их взглядами на жизнь, как, например, проблема «отцов» и «детей».
Выявление проблематики исходного текста – важнейший этап работы над сочинением, поскольку выбор проблемы определяет структуру сочинения, намечает логику развития мысли.
Слайд 4
Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа на ЕГЭ
Человек
и общество
Проблема несправедливости социального устройства общества.
В чем заключается смысл
жизни человека?
Проблема воспитания. Что влияет на формирование личности?
Проблема формирования духовно развитой личности.
Проблема обучения. Какова истинная цель обучения? Каким должен быть хороший учитель (ученик)? Значимость труда в жизни человека.
Какое влияние оказывает личность на ход истории?
Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Что такое свобода? Какого человека можно назвать свободным?
Слайд 5
Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы.
Как уберечь мир от экологической катастрофы?
Проблема жестокости и
гуманизма по отношению к животным.
Влияние природы на человека. Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?
Человек и природа
Слайд 6
Человек и человек
Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение
к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравственная
ответственность человека перед другими людьми).
Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей». Можно ли избежать конфликта поколений? В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)?
Проблема любви/ревности, дружбы/предательства.
Проблема взаимоотношений подростков.
Слайд 7
Человек и культура/искусство
Проблема восприятия искусства. Проблема восприятия красоты.
Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический вкус
человека? Проблема духовности в искусстве.
Проблема экологии культуры. Почему следует беречь памятники культуры?
Что такое массовая культура? Как массовая культура влияет на человека? Как влияет телевидение на человека?
Какова роль книги в жизни человека? Проблема выбора книг для чтения. Почему молодежь стала меньше читать? Может ли Интернет заменить книгу? Всегда ли полезно скорочтение?
Слайд 8
Человек и язык/речь
Проблема развития и сохранения русского языка.
Что такое хорошая речь? Как сохранить чистоту речи? Проблема
засорения речи жаргонными, заимствованными словами.
Проблема канцелярита. В чем опасность штампов в нашей речи?
Слайд 9
Человек и нравственные ценности
Проблема подлинных и мнимых ценностей.
Какую роль в жизни человека играет доброта (милосердие, отзывчивость,
сострадание)?
Что такое благородство? Какие поступки можно назвать благородными?
Что такое честь, совесть? Какова роль этих понятий в жизни современного человека?
Как сохранить нравственное достоинство?
Что такое интеллигентность? Какого человека можно назвать интеллигентным?
Слайд 10
Проблема может быть:
Назревшей
Неразрешимой
Наболевшей
Сложной
Главной
Злободневный
Актуальный
Острой
Важной
Серьезной
Основной
Слайд 11
При выявлении проблемы можно использовать следующий прием:
1. Сформулируйте
основную мысль автора в виде законченного предложения.
2. Подумайте, на
какой вопрос отвечает это предложение.
3. Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.
Например, автор текста убеждает нас в том, что знание истории помогает человеку лучше понимать события современности. Значит, соответствующая проблема может быть сформулирована следующим образом: Что дает человеку знание истории? или Почему человеку необходимо знать историю?
Слайд 12
Пример
Думая только о себе, человек всегда найдет тысячу
причин чувствовать себя несчастным. Никогда он не делал всего
того, что хотел и должен был делать, никогда не получал всего того, чего, по его мнению, заслуживал, редко был любим так, как мечтал быть любимым. Без конца пережевывая свое прошлое, он будет испытывать одни сожаления да угрызения совести, меж тем и то и другое бессмысленно. «Наши ошибки обречены на забвение, ничего иного они не заслуживают». Зачеркнуть прошлое все равно невозможно, попытайтесь лучше создать настоящее, которым вы впоследствии сможете гордиться. Разлад с самим собой – худшее из зол. Всякий, кто живет ради других – ради своей страны, ради женщины, ради творчества, ради голодающих или гонимых, – словно по волшебству забывает свою тоску и мелкие житейские неурядицы.
(Андре Моруа)
Нетрудно увидеть позицию автора: человек не должен жить только для себя, только жизнь того, кто живет ради других, наполнена смыслом. Проблемный вопрос, над которым рассуждает автор: Как должен жить человек – для себя или для других?
Слайд 13
II. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
Комментарий:
рассуждения,
пояснительные замечания по поводу чего-либо;
рассуждения, пояснительные и критические
замечания о чем-нибудь.
Комментируя сформулированную проблему, экзаменуемый как бы проходит обратный авторскому мыслительный путь, обозначая те её стороны, которые интересовали автора
Можно выделить два типа комментария:
текстуальный
концепционный
Слайд 14
Два типа комментария
Можно выделить два типа комментария:
Текстуальный, т.
е. объяснять текст, следовать за автором в раскрытии проблемы.
Концепционный. Здесь, опираясь на понимание проблемы, экзаменуемый даёт различного рода интерпретации.
Слайд 15
Текстуальный комментарий
Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
На
чем заостряет внимание?
Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
Как выражено
отношение автора к изображаемому?
Какие эмоции автора выражены в тексте?
Слайд 16
Сочинение по тексту С. Михалкова «Книги»
(комментарии)
Писатель Сергей Михалков
говорит о том, что дети перестают читать хорошие книги,
а ведь эти книги развивают духовный мир ребёнка. Хорошие книги — это художественная литература, прежде всего, мировая классика, отражающая мировой духовный опыт. Эти книги известны образованным людям, и автор текста тоже их называет: "Том Сойер","Вечера на хуторе близ Диканьки«, русская поэзия... Именно с помощью такой литературы человек может научиться размышлять, оценивать поступки других людей, сформировать собственные нравственные ориентиры. Автор текста обращает внимания на особую роль художественной книги. Эта роль заключается в воспитании души, развитии особого умения — чувствовать, сопереживать. И неслучайно писатель особо подчёркивает роль этих книг именно в детстве, когда человек ещё в начале своего жизненного пути.
Слайд 17
Рецензия проверяющего
Автор сочинения свободно излагает основные стороны выделенной
им проблемы, правильно понимая и композиционно выделяя в ней
главное — тревогу автора в связи с тем, что «дети перестают читать хорошие книги».
В работе прокомментированы все основные затронутые писателем аспекты проблемы:
— спад интереса к чтению художественной литературы среди детей в наше время
— важная роль чтения классики в формировании и развитии личности;
— первостепенная роль такого чтения именно в детские годы.
Искажений смысла авторского текста (то есть фактических ошибок в понимании проблемы) нет.
Слайд 18
III. Авторская позиция
Позиция автора – это вывод, к
которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной
проблемы.
Если проблема текста - это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте.
Авторскую позицию можно сформулировать, отвечая на вопросы:
Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?
Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?
Какие слова, художественные приемы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение, сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам?
Слайд 19
Памятка
Позиция автора такова…
Автор стремится донести до читателей мысль
о том, что…
Автор убеждает нас в том, что…
Симпатия автора
на стороне…
Высказывание … выражает авторское отношение к … и подчеркивает…
Основная мысль текста заключена в том, что…
Автор подводит читателя к мысли о том, что…
Решая проблему, автор приходит к следующему выводу… - в этих словах, по-моему, отражена идея текста.
В этом предложении звучит прямая авторская оценка…
Слайд 20
IV. Аргументация собственного мнения
по проблеме
Аргументация – это
приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед
слушателями (читателями) или собеседниками.
Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса (высказанного мнения): факты, примеры, утверждения, объяснения.
Слайд 21
К аргументам относятся:
факты, события;
ссылки на авторитетных людей, цитаты
из их трудов и произведений;
пословицы и поговорки;
примеры из личной
жизни и жизни окружающих;
примеры из жизни исторических деятелей;
примеры из художественной литературы.
Слайд 22
Сочинение по тексту В.Розова «О счастье»
(собственные аргументы)
«В.Розов доказывая
свою позицию, приводит примеры из собственной жизни. Я также
являюсь приверженцем позитивного восприятия жизни, близкого к пониманию счастья Виктором Розовым.. В классической русской литературе мне близок по восприятию жизни Пьер Безухов в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир». Пьер ощутил счастье лишь тогда, когда, отказавшись от праздной и бездуховной жизни, обрёл внутреннюю гармонию в любви к Наташе. А вот в «Вишнёвом саде» А.П.Чехова всё выглядит иначе. Раневская, имея и дом, и сад не смогла обрести душевной гармонии, она не ощущает счастья».
Слайд 23
Сочинение по тексту Ю. Нагибина «Тредиаковский»
(ошибки в аргументации)
«Я
разделяю позицию автора. Она близка моему мировоззрению, моему представлению
о том, как должны жить люди. Мне было очень интересно читать про те события, которые описывает Ю. Нагибин в своем рассказе. Когда читаешь художественную книжку, то узнаешь даже больше, чем когда изучаешь историю на уроках или по учебнику».
В отрывке отсутствует аргументация, хотя автор пытается заполнить это место своими суждениями, но они не выполняют функцию доводов, подкрепляющих правоту заявленного тезиса. Это очень распространенная ошибка, вызванная тем, что ученик не понимает главной мысли текста, не выделяет проблему, поэтому свою задачу видит в том, чтобы заполнить отведенное для предполагаемой аргументации место какими-то фразами, в которых выражается либо отношение к автору, либо восприятие изображенных событий, либо дается оценка идеям, персонажам, ситуациям.
Слайд 24
Памятка
Случалась ли вам замечать…
От своих сверстников я часто
слышу…
Не доводилось ли вам наблюдать, как…
Давайте на минуту представим
себе…
Русская классическая литература всегда поднимала философские и нравственно-этические проблемы. И это произведение не исключение.
У русского писателя есть замечание о том, что…
Известный русский (древнегреческий, зарубежный, современный) писатель сказал: …
Русские пословицы и поговорки выражают немалый опыт народа. Одна из них гласит: … Как с этим не согласиться.
Слайд 25
Как начать сочинение?
1. Вопросно-ответное единство.
Например: Что такое красота?
Наверное, это – одно из самых загадочных понятий в
истории культуры. Над этой загадкой бились многие поколения людей. Художники, скульпторы, поэты стремились постичь тайну красоты, гармонии. О том, что такое красота и какова ее роль в жизни человека, заставляют задуматься высказывания В.Сухомлинского.
Слайд 26
Как начать сочинение?
2. Цепочка вопросительных предложений.
Например: Что такое
талант? Как должен жить человек, чтобы не растратить свой
дар? Такие вопросы невольно возникают после чтения текста Юрия Башмета.
Слайд 27
Как начать сочинение?
3. Назывное предложение.
Марина Цветаева. Это имя
дорого каждому, кто ценит настоящую поэзию. Мне кажется, трудно
найти человека, которого стихи Цветаевой оставили бы равнодушным. Литературовед Евгений Борисович Тагер – один из тех, кому посчастливилось знать Марину Ивановну лично. В своих воспоминаниях он стремится раскрыть внутренний мир этого удивительного поэта.
Слайд 28
Как начать сочинение?
4. Риторический вопрос.
Например: Кто же из
нас не слышал о том, что в споре рождается
истина? Вы наверняка сталкивались с «заядлыми спорщиками», которые готовы спорить до хрипоты из-за любой мелочи. Конечно, есть различные способы ведения спора, их и рассматривает в своем тексте Л.Павлова.
Слайд 29
Как начать сочинение?
5. Цитата в качестве зачина.
Например: «“…Люди
научились летать, и люди разучились удивляться этому”, – цитирует
В.Солоухин слова одного из русских писателей, призывая своих читателей задуматься над причиной “всеобщего отупения чувств”. Автор подчеркивает, что многих его современников постигла “горестная утрата способности удивляться”»…...