Слайд 2
«Методы и приемы формирования навыков каллиграфического письма у
младших школьников»
Слайд 3
Проблема формирования каллиграфических навыков
у детей младшего школьного
возраста актуальна.
В трудах психологов:
Л.С. Выгодского «Мышление
и
речь»;
П.Я. Гальперина «Теория поэтапного формирования
умственной деятельности»;
Д.Б. Эльконина «Психология обучения младших
школьников»
можно найти ответ на вопрос:
как научить детей писать
быстро и красиво?
Слайд 4
Опыт показывает, что
значительная часть детей, поступающих в первый класс, не подготовлена
к письму, а это уже с первых дней учения создает комплекс трудностей.
У детей нередко очень мал:
опыт выполнения графических заданий;
рисования;
несовершенна координация движений руки;
низок уровень зрительно-моторных координации, пространственного восприятия и зрительной памяти;
большинство школьников неправильно держат ручку и карандаш;
не умеют правильно сидеть;
не знают, как расположить бумагу;
редко кто владеет основами звуко- буквенного анализа.
Слайд 5
Каракули и небрежный
почерк в тетрадях чаще всего не от нежелания постараться,
не от невнимательности и лени, а от несоответствия наших требований и возможностей ребёнка.
Слайд 6
Можно ли помочь детям избежать серьезных трудностей при
обучении письму?
Безусловно, да.
Но следует понимать, что это во
многом зависит от уровня, функционального развития ребёнка, связано с его речевым развитием и состоянием здоровья.
Слайд 7
Что же представляет собой процесс письма?
Письмо – это
особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на
бумаге путём начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи.
Письмо – одно из наиболее комплексных умений, которые формируются в процессе обучения.
Важнейшим элементом обучения письму является формирование графического навыка письма, параллельно с которым идет формирование орфографических навыков.
Слайд 8
Что же такое навык письма?
«Навык – это
действие, сформированное путем повторения…» (Краткий психологический словарь).
В формировании навыка
выделяются три основных этапа.
Первый этап – аналитический, основным компонентом которого является вычленение и овладение отдельными элементами действия.
Второй этап условно назван синтетическим. Это этап соединения отдельных элементов в целостное действие.
Третий этап – автоматизация – этап образования навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и контроля. Характерной чертой автоматизации навыка являются быстрота, плавность, лёгкость.
Основное в формировании навыка – упражнения и тренировка.
Слайд 9
Методы формирования навыков каллиграфического письма
Копировальный метод -
суть
его состояла в том, что дети обводили написанные образцы
(точками или бледными чернилами), учитель мог и сам прописывать задание для учащихся в их тетрадях карандашом.
Недостатком метода было то, что он не способствовал сознательному овладению почерком. Сегодня используются элементы этого метода в прописях и в индивидуальной работе с детьми, при коррекции почерка.
Слайд 10
Линейный метод –
Учащиеся обучаются на основе точных,
одинаковых расстояний между элементами букв, точных пропорций высоты и
ширины букв, можно пользоваться вспомогательной сеткой. Как единственный этот метод также не оправдал себя, так как частая косая сетка не способствовала развитию навыка письма, формированию глазомера. Глаза учеников быстро уставали. В современной школе используются элементы этого метода, например, когда с первых дней обучения учитель применяет тетради с одной линией, в начале обучения линейный метод применяется как основной.
Слайд 11
Генетический метод
заключается в изучении букв в порядке
от более простых по форме и начертанию к более
сложным. В школе этот метод известен еще со средних веков, его с успехом применял Песталоцци. В методических разработках последнего времени метод применяется для отработки формы букв в послебукварный период, например, в пособии "Дидактические материалы по обучению письму" для 2 и 3 классов.
Слайд 12
Ритмический или тактический метод –
письмо под счет,
в одинаковом ритме. Метод удобен для фронтальной работы с
классом, развивает уверенность и плавность руки, устанавливает нужную скорость письма, довольно широко применяется в современной методике обучения письму. Необходимо помнить, что при длительном применении метод не оправдывает себя, так как дети быстро утомляются от постоянного счета.
Слайд 13
Метод обучения письму путем прописывания специальных упражнений (метод
Карстера) - этот метод ставил главной задачей выработку у
учащихся четкой и красивой скорописи. Карстер применял целый ряд упражнений в быстром письме волосяными линиями в сочетании их с буквами и словами. Все эти упражнения писались на бумаге без какой-либо разлиновки. Это делалось для того, чтобы все учащиеся научились пользоваться пространством бумаг, а также с целью достижения более утонченно развитого глазомера.
По мнению методистов, система упражнений Карстера была больше пригодна для взрослых при выработке скорости письма или исправления почерков, чем для детей. Однако впоследствии отдельные упражнения успешно используются и для обучения детей (прописи Н.И.Ткаченко и А.И.Воскресенской, пособия В.А.Саглина, Н.Н,Боголюбова и др.).
Наилучшего результата при первоначальном обучении письму дают, как правило, сочетание всех этих методов без выделения ведущего
Слайд 14
Приёмы обучения каллиграфическим навыкам письма
1. Показ
Показываю процесс письма
и объясняю способы написания букв, слогов, слов, предложений во
время этого показа. Показ осуществляется на классной доске для всего класса или индивидуально в тетради ученика.
Показываются способы соединения букв; показ сопровождается объяснением: где начинаю писать букву, куда веду руку, в какую сторону делаю закругление, указываю на величину элемента.
Слайд 15
2. Копирование
Этот способ применяю ограниченно в связи с
тем, что обведение образца осуществляется учащимся без достаточного осознания процесса
письма и даже видения формы буквы. Однако ученик упражняется в выполнении правильного движения: размах, размер, направление, форма.
Слайд 16
3. Списывание с готового образца
Прием основан на подражании,
воспроизводстве образца письма. Психологическое значение списывания с образца и
обведение образца различно для формирования навыка письма. Обведение по образцу упражняет двигательные представления. Поскольку обведение образца осуществляется механически, продолжительное обведение утомляет ученика.
Слайд 17
4. Воображаемое письмо, или письмо в воздухе
Прием опирается
на двигательные ощущения и на зрительно- воспринимаемый образец. В
воображаемом обведении ребенок пишет реально, но в воздухе. Это помогает ученику усваивать как движение, так и правильную форму буквы.
Анализ формы буквы может осуществляться по-разному. Можно анализировать форму буквы, раскладывая ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы, например, а состоит из овала и маленькой прямой наклонной с закруглением вправо. Некоторые буквы пишутся одним неделимым движением, например, буквы в и б.
Слайд 18
5. Письмо под счёт или в такт счёту
Он
способствует выработке плавного ритмичного письма определённого темпа.
Счёт ведётся так:
основной элемент движения – на себя пишем под счёт «раз - два - три», соединительное движение – под счёт «и», которое произносим то длиннее, то короче, в зависимости от длины пути.
Слайд 19
6. Показ ошибочного написания
Спорным является приём показа ошибочного
написания.
Я применяю его для того, чтобы дети сами увидели,
в чём ошибка и нашли ответ, как не допускать таких ошибок. При этом пример ошибочного написания на доску не выносится, а показывается карточка.
Слайд 20
Этапы формирования навыка
1. Штриховка
Штриховка – развитие мускульной памяти.
Этот этап определяет успех всего обучения.
Дети штрихуют предметы, которые
они нарисовали или построили при помощи фигурных линеек (трафаретов). Задание: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Дети принимают условия, быстро, легко, как в игре. Отрабатываются штрихи: сверху вниз, снизу вверх, слева направо.
Слайд 21
2. Развитие тактильной памяти
Понятие у ребёнка образуется, когда
сформировано ощущение. Понятию и образу буквы целесообразно учить через
осязание. Делается это так. На картон наклеиваются две буквы (заглавная и строчная и соединение их). Выполняются буквы из бархатной бумаги. Ощупывая букву, ребёнок проговаривает себе весь путь пальчика. Часто используется игра «Угадай букву»: дети, закрыв глазки, находят начало буквы и называют её.
Слайд 22
Подготовка к письму и обучение графическим навыкам
Подготовка к
письму ведётся на счёт 1, 2, 3, 4, 5.
1
– ноги поставить вместе, прямо, стопы на полу или подставке;
2 – спиной опереться на спинку стула, кулачком проверить расстояние между краем парты и грудью;
3 – наклон головы. Локоть правой руки на столе, кончиками пальцев
коснуться виска;
4 – правильно взять ручку. Расстояние от указательного пальца до
металлической части стержня – один пальчик;
5 – наклон тетради. Нижний левый
край тетради находится на середине
груди. Тетрадь придерживается
левой рукой. Писать прямо, а наклон
будет создаваться за счет наклонного
положения тетради.
Слайд 23
В процессе работы у ребёнка могут возникнуть трудности
в рисовании прямых, вертикальных, горизонтальных, наклонных линий.
Понять причины возникающих
трудностей позволяют следующие задания.
1. Проверяю, умеет ли ребёнок манипулировать мелкими предметами. Например, даю пакет с пуговицами и прошу отделить мелкие от более крупных, цветные от белых и т.п. (Выполнение задания для себя отмечаю + или - ).
2. Прошу ребёнка взять указательным и большим пальцами правой или левой руки карандаш и покрутить его. (Получается +, не получается -).
3. Написать палочки (большие и маленькие) и считать – раз, два, три, четыре. ( //// //// ).
4. Заштриховать небольшой рисунок, предварительно показав, как это сделать.
«Минусовое» выполнение заданий 1-4 – показатель трудностей, связанных преимущественно с недостатками в координации движений.
Слайд 24
5. Скопировать рисунки.
6. Найти такую же фигуру или
сочетание фигур. (Не более чем за 6 секунд +,
более 6 секунд –).
7. Сложить простые фигуры из деталей. (Быстро +, медленно –).
8. Внимательно посмотреть и запомнить сначала одну, потом две, затем три фигуры. Закрыв фигуру, нарисовать по памяти.
9. Дополнить (закончить) рисунок
10. Можно поиграть в такую игру: взять чистый лист бумаги и фломастер. Учитель в роли штурмана, а ребёнок в роли водителя: «Едем прямо, сворачиваем направо, продвигаемся вперёд, стой, дорога перекрыта, поворачиваем назад, потом налево, сделаем круг и ...». Получится схема движения.
Плохое выполнение заданий 5-10 – свидетельствует о трудностях зрительно-моторных координации и зрительно-пространственного восприятия.
Слайд 25
2. Следующий этап – рисование параллельных линий.
Именно
параллельность всех штрихов придаёт письму (почерку) чёткость, аккуратность, делает
письмо более лёгким для восприятия и чтения. Следует заметить, что непараллельность штрихов – наиболее частое проявление нарушения почерка. До обучения письму букв необходимо научить ребёнка писать вертикальные, горизонтальные и наклонные линии параллельно.
3. Затем идёт этап – письмо полуовалов верхних и нижних, правых и левых с разными направлениями движения.
Для выполнения полуовалов следует обратить внимание на положение руки, и особенно на правильность опоры кисти (только на мизинец).
4. Последний этап подготовки к письму – освоение написания элементов письменных букв
Слайд 26
Для того, чтобы правильно объяснить, как пишутся графические
элементы (буквы), важно учитывать некоторые правила:
Объяснить, как пишется графический
элемент, – в какой точке начинается движение, направление движения, изменение траектории, окончание движения.
В объяснении не должно быть ни одного неполного и незнакомого слова.
Кроме словесного объяснения, необходим показ движения.
Замедленное движение «под диктовку».
Повторение инструкции.
Самостоятельное выполнение действия.