Слайд 2
Элегия
Эле́гия (др.-греч. ἐλεγεία) — жанр лирического рода литературы; в ранней античной
поэзии — стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее (Каллимах, Овидий) — стихотворение
с характером задумчивой грусти. В новоевропейской поэзии элегия сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма («Признание»Евгения Баратынского).
Слайд 3
Элегия в античной литературе
Первоначально в древнегреческой поэзии элегия обозначала стихотворение,
написанное строфой определенного размера, а именно двустишием — гекзаметр-пентаметр. Слово έ̓λεγος,
означало у греков печальную песнь под аккомпанемент флейты. Элегия образовалась из эпоса около начала олимпиад у ионийского племени в Малой Азии, у которого возник и процветал также эпос.
Имея общий характер лирического размышления, элегия у древних греков была весьма разнообразной по содержанию, например, печальной и обличительной у Архилоха и Симонида, философской у Солона или Теогнида, воинственной у Каллина и Тиртея, политической у Мимнерма. Один из лучших греческих авторов элегии — Каллимах.
У римлян элегия стала более определённой по характеру, но и более свободной по форме. Сильно возросло значение любовных элегий. Знаменитые римские авторы элегий —Проперций, Тибулл, Овидий, Катулл (их переводили на русский язык Фет, Батюшков и др.).
Слайд 4
Элегия в западноевропейской литературе
Впоследствии был, пожалуй, только один
период в развитии европейской литературы, когда словом Элегия стали
означать стихотворения с более или менее устойчивой формой. И начался он под влиянием знаменитой элегии английского поэта Томаса Грея, написанной в 1750 году и вызвавшей многочисленные подражания и переводы едва ли не на всех европейских языках. Переворот, произведенный этой элегией, определяют как наступление в литературе периода сентиментализма, сменившего ложноклассицизм. В сущности же это было склонением поэзии от рассудочного мастерства в однажды установленных формах к подлинным истокам внутренних художественных переживаний.
В немецкой поэзии знамениты «Римские элегии» Гете. Элегиями же являются стихотворения Шиллера: «Идеалы» (в переводе Жуковского «Мечты»), «Resignation», «Прогулка». К элегиям принадлежит многое у Матиссона (Батюшков перевел его «На развалинах замках в Швеции»), Гейне, Ленау, Гервега, Платена, Фрейлиграта, Шлегеля и мн. др. У французов элегии писали: Мильвуа, Дебор-Вальмор, Делавинь, А. Шенье (М. Шенье, брат предыдущего, перевел элегию Грея), Ламартин, А. Мюссе, Гюго и др. В английской поэзии, — кроме Грея, — Спенсер, Юнг, Сидней, позднее Шелли и Байрон. В Италия основными представителями элегической поэзии являются Аламанни, Кастальди, Филикана, Гуарини, Пиндемонте. В Испании: Хуан Боскан, Гарсиласо де ла Вега. В Португалии — Камоэнс, Феррейра, Родриг Лобо, де-Миранда. В Польше — Балинский.
Слайд 5
Элегия в русской литературе
В русской поэзии перевод Жуковским элегии Грея («Сельское кладбище»;
1802) определенно положил начало новой эпохе, окончательно вышедшей за
пределы риторики и обратившейся к искренности, интимности и глубине. Эта внутренняя перемена отразилась и в новых приемах стихосложения, введённых Жуковским, который является, таким образом, родоначальником новой русской сентиментальной поэзии и одним из великих её представителей. В общем духе и форме элегии Грея, то есть в виде больших стихотворений, исполненных скорбного раздумья, написаны такие стихотворения Жуковского, названные им самим элегиями, как «Вечер», «Славянка», «На кончину кор. Виртембергской». К элегиям причисляют и его «Теон и Эсхин» (точнее, это — элегия-баллада). Элегией назвал Жуковский свое стихотворение «Море».
В первой половине XIX века давать своим стихотворениям названия элегий было распространено, особенно часто свои произведения называли элегиями Батюшков, Баратынский,Языков и др.; впоследствии, однако, это вышло из моды. Тем не менее элегическим тоном проникнуты многие стихотворения русских поэтов.
Пробы писать элегии в России до Жуковского делали такие авторы, как Павел Фонвизин, Богданович, Аблесимов, Нарышкин, Нартов, Давыдов и др.
Слайд 6
Элегия. Словарные значения.
Словарь иностранных слов
элегия [лат. elegia < гр.
elegos жалобный напев флейты] - 1) жанр медитативной лирики,
описание печального, задумчивого или мечтательного настроения; 2) муз. пьеса задумчивого, печального, скорбного характера.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.
элегия ж. 1) Поэтический жанр в литературе XVIII в. - начала XIX в. 2) а) Лирическое стихотворение, проникнутое грустью, печалью. б) Стихотворение, написанное двустишиями определенной формы и заключающее в себе размышления поэта (в античной поэзии). 3) Вокальное или инструментальное музыкальное произведение, проникнутое грустным, печальным настроением. 4) перен. Грусть, меланхолия.
Орфографический словарь
элегия эл`егия, -и
Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой
ЭЛЕГИЯ, -и. ж. 1. Лирическое стихотворение, проникнутое грустью.Романтическая э. 2. Музыкальная пьеса задумчивого, скорбного характера. IIприл. элегический, -ая, -ое.
Толковый словарь В.И.Даля
ЭЛЕГИЯ ж. жалобное, грустное, унылое стихотворенье. В первой четверти этого века было много элегических писателей.