Слайд 3
«Буря и натиск»
(нем. Sturm und Drang) — период в истории
немецкой литературы (1767—1785), связанный с отказом от культа разума,
свойственного классицизму, в пользу предельной эмоциональности и описания крайних проявлений индивидуализма, что характерено для предромантизма.
Писателей, относивших себя к движению «Бури и натиска», называют штюрмерами (нем. Stürmer — «бунтарь, буян»). Идеологом этого бунта против рационализма выступил немецкий философ Иоганн Георг Гаман, разделявший взгляды французского писателя и мыслителя Жан-Жака Руссо.
Деятели «Бури и натиска» высоко ценили переводные пьесы Шекспира, Оссиановы поэмы и «природную» поэзию англичанина Юнга. В это же время в Европе зародилось новое литературное движение, именуемое сентиментализмом.
Слайд 4
Известные представители «Бури и натиска»
Гаман, Иоганн Георг (1730—1788)
Вагнер,
Генрих Леопольд (1747—1779)
Гёте, Иоганн Вольфганг (1749—1832)
Шубарт, Кристиан Фридрих Даниель
(1739—1791)
Шиллер, Фридрих (1759—1805)
Слайд 5
Романтизм (от франц. Romantisme)
идейное и художественное направление,
которое возникает в конце XVIII века в европейской и
американской культуре и продолжается до 40-х годов XIX века. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.
Слайд 6
Характеризуется
- утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности,
-
изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров,
-
изображением одухотворённой и целительной природы.
Слайд 7
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РОМАНТИЗМА.
Непосредственной причиной, вызвавшей появление романтизма, была
Великая французская буржуазная революция.
До революции мир был упорядочен,
в нем существовала четкая иерархия, каждый человек занимал свое место. Революция перевернула “пирамиду” общества, новое еще не было создано, поэтому у отдельного человека возникло чувство одиночества. Жизнь поток, жизнь игра, в которой кому-то повезет, а кому-то нет. В литературе возникают образы игроков людей, которые играют с судьбой: “Игрок” Гофмана, “Красное и черное” Стендаля (а красное и черное это цвета рулетки!), а в русской литературе это “Пиковая дама” Пушкина, “Игроки” Гоголя, “Маскарад” Лермонтова.
Слайд 8
Философия Романтизма
Категория возвышенного - центральная для Романтизма. С
воспеванием возвышенного связан интерес Романтизма к Злу, его облагораживание
и диалектика добра и зла ("Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо").
Просветительской идее прогресса и тенденции отбросить всё "устаревшее и отжившее" Романтизм противопоставляет интерес к фольклору, мифу, сказке, к простому человеку, возвращение к корням и к природе.
Слайд 9
ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ РОМАНТИЗМА
Конфликт человека с миром.
Возникает психология бунтующей личности, которую наиболее глубоко отразил Лорд
Байрон в произведении “Путешествие Чайльд-Гарольда”. Романтических героев объединяет чувство собственной исключительности. “Я” осознается как высшая ценность, отсюда эгоцентризм романтического героя. Но сосредоточившись на себе, человек вступает в конфликт с действительностью.
Слайд 10
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
Мир странный, фантастический, необыкновенный, как в сказке Гофмана
“Щелкунчик”, или уродливый, как в его сказке “Крошка Цахес”.
В этих сказках происходят странные события, предметы оживают и вступают в пространные беседы, основной темой которых становится глубокий разрыв между идеалами и действительностью. И этот разрыв становится основной ТЕМОЙ лирики романтизма.
Слайд 11
Выводы
В центре художественной системы романтизма – личность.
Основной конфликт
– конфликт между личностью и обществом.
Романтическая личность – натура
страстная.
Срасти делились на высокие и низкие. К высоким относили любовь во всех её проявлениях, к низким – зависть, жадность, честолюбие.
Слайд 12
Романтический герой обладает сильным характером, он на голову
выше окружающих. Часто в романтических произведениях герой – художник.
Исключительному
характеру соответствуют исключительные обстоятельства. Романтический герой несовместим с обыденным миром. Любимая романтическая среда – история и экзотика.
Слайд 13
Исторический роман
В романтических произведениях подробно воспроизводятся исторические детали,
фон, колорит, но картины даны вне истории. История –
своеобразная декорация рассказываемых событий.
Слайд 14
Экзотика
События романтических произведений разворачиваются в необычной обстановке (в
песнях поэмы Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» описываются Португалия, Испания, Греция,
Албания)
Слайд 15
Интерес к фольклору
Романтиков интересует национально-психологическая специфика отдельных народов,
национальная самобытность. Отсюда обращение к фольклору, его переработка и
создание собственных произведений.
Слайд 16
Изображение природы
У человека с природой сложные взаимоотношения:
с одной стороны, она сродни его страстной натуре ,
с другой – он часто вынужден вступать с ней в борьбу.
Большое внимание к бурной стихии. Типичный романтичный пейзаж: море, горы, небо.
Слайд 17
Домашнее задание
Подготовиться к тесту по лекции.
Подготовить рассказ о
Жуковском стр.114-123 учебника.
Прочитать балладу «Светлана» на стр.132-139.
Слайд 18
Литературный Колумб Руси
( В.Г.Белинский)
Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль.
А.С.Пушкин
Слайд 19
Поэты - романтики
Д. Веневитинов
Е. Боратынский
Д. Давыдов
А. Дельвиг В. Кюхельбекер