Народная игра – это
игра, широко распространенная в
национальном сообществе в конкретный исторический период, отражающая особенности этого сообщества.
Народные игры отражают культуру и менталитет нации,
поэтому претерпевают существенные изменения под влиянием экономических, социальных, политических, и прочих процессов.
Игра – деятельность непродуктивная, ее мотивация заключается в самом игровом процессе. Но как бы игровой процесс не строился, и насколько бы сложны или просты ни были правила игры, она остается не только развлечением или физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.
Без игры не мыслимо формирование человека, как полноценной личности. И культура славян – один из лучших тому примеров, т.к. является одной из богатейших в мире по количеству и разнообразию народных игр.
Слайд 3
Славянские народные игры
Славянские народные
игры – самодостаточные
произведения народного
творчества, созданные
и
отточенные десятками
поколений наших предков, и
вобравшие в себя опыт
народа.
На Руси
умели и работать и
весело отдыхать.
Слайд 4
Вряд ли когда-нибудь мы всерьез задумывались,
кто и
когда слепил первый снежок, кто выдумал кататься на
санках
с горки; или сколько лет “казакам-разбойникам”.
Эти игры живут с каждым с самого детства и
воспринимаются всеми как нечто само собой
разумеющееся. А ведь практически все активные
детские игры имеют свою историю, которая тесно
Переплетается с историей нашей страны, просто мы не
обращаем на это внимания.
Если повнимательнее проследить за возникновением,
историей и развитием народных игр, то можно заметить,
что сами игры возникали не на пустом месте, а
прообразом для них служили реальные события как
бытовые, так и культурно-исторические.
Слайд 5
Игры, отражающие отношения человека и
Природы
Игры, отражающие повседневные занятия
и быт наших предков
Игры по религиозно-культовым мотивам
Игры на находчивость,
быстроту и
координацию
Игры на силу и ловкость
Военные игры
Типы народных игр
Слайд 6
Деление по типам игр, весьма условно и не
ставит перед
собой цели обязательно загнать все игры в
Определенные классификационные
рамки. Вполне
возможно, что какие-то из представленных далее
народных игр подойдут сразу к
нескольким категориям. Ниже мы рассмотрим наиболее
типичные народные игры, а так же некоторые
Предыгровые моменты, без которых рассказ о самих
играх был бы не полон. В каждую из этих игр дети могут
вполне поиграть и сейчас. Они просты, понятны и не
требуют специфических навыков, специальной
подготовки и какого-либо инвентаря, за исключением
самого простейшего.
Слайд 7
Зазывалки
Сам игровой процесс не мыслим без прелюдии.
Предыгровые зазывалки
, как метод сбора участников
будущей совместной игры при помощи
специальной
речевки, имеет давнюю традицию.
Зазывалки использовались как зачин, призывающий
потенциальных участников к игре:
Чижик-пыжик воробушек,
По улоньке скачет,
Девиц собирает
Поиграть-поплясать
Себя показать….
Или:
Тай-тай, налетай!
Кто в жмурки (прятки, салки и т.д.) играй?
Слайд 8
Призыв к игре сопровождался подпрыгиванием на
месте или по
кругу, а произносивший их должен
был вытянуть вперед руку с
отогнутым большим
пальцем. Желающие играть должны были схватить
зазывалу за палец кулаком и в свою очередь
отогнуть свой большой палец. Все это время
зазывала произносил приговор с указанием
названия игры. Когда набиралось достаточное
количество игроков, зазывала заканчивал набор:
Тай-тай, налетай!
Никого не принимай!
Так как в большинстве игр требуется водящий , нередко
зазывалка использовалась заодно и для его
определения:
Последнему – водить!
В тех случаях, когда зазывалка не определяла
водящего или такового не было в самой игре
(например, в командных играх), использовали
жребий или считалку .
Слайд 9
Считалки
Считалками называют короткие
рифмованные стихи,
применяемые для определения
водящего или для
распределения
ролей в игре:
• Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь,
восемь, девять,
десять
Вышел красный месяц
А за ним – луна, поводи одна.
Шесть, семь, восемь, девять,
десять
Царь решил меня повесить
А царица не дала
И повесила царя.
Слайд 10
Удивительное многообразие считалок наводит на вопрос,
откуда же берутся
для них темы?
При их создании дети часто используют мотивы
и образы
колыбельных, прибауток, хороводных, плясовых, шуточных
песен, частушек и других жанров фольклора,
приспосабливая их к новым игровым задачам. Из текстов-
источников выбирается то, что привлекает внимание игрой
звуков или необычностью ситуации, и убирается все
лишнее, что придает этому сюжетному действию динамику.
Считалки могут начинаться как загадки:
• Сидела баба на печи, на каленом кирпиче,
Не могла стерпеть, начала пыхтеть….
Или как сказки:
• Жили-были два гуся….
Концовки разнообразны: “выйди вон”, “это, верно, будешь
ты”, “все равно тебе водить”. “Выход” – это заключительный
элемент в общей композиции считалки, обязательный для
этого жанра.
Слайд 11
Жребий
Жребий в игровой традиции выполняет функцию высшей
справедливости. Его
решению при распределении игровых
ролей все обязаны подчиняться беспрекословно. Обычно
жеребьевка
предназначена для тех игр, в которых
предусмотрено две команды. Из числа самых ловких игроков
выбираются две матки (капитана) , затем ребята, примерно
равные по силам и возрасту, отходят парами в сторону,
сговариваются и, договорившись, подходят к маткам :
Мати, мати,
Что вам дати?
и спрашивают, кто из них кого выбирает:
Какого коня – сивого
Или златогривого?
Или:
За печкой заблудился
Или в стакане утопился?
И т.д.
Постепенно все игроки делятся на две команды.
Слайд 12
Игры, отражающие
отношения человека и
природы
Жизнь человека в старину была
очень намного более тесно
связана с природой, чем в наши
дни. Леса были полны зверей.
Полевые работы, охота, промыслы были подчинены
природным циклам и погодным условиям. Во многом именно
от природы зависело, будет ли община сыта, и жить в достатке
или людям придется голодать.
Закономерно, что эта связь нашла свое отражение в культуре,
обычаях, традициях и праздниках у славянских народов. Дети, в
своем стремлении подражать взрослым в их делах,
проделывали то же самое в игровой форме. Так возник целый
пласт игр – игры, в которых отражается отношение человека к
Природе. Во многих из них лесные хищники – медведь, волк,
лисица - главные действующие лица.
Для игр можно изготовить и маски зверей.
Слайд 13
Хромая лиса
Один игрок выбирается на роль хромой лисы.
Остальные
игроки становятся утками . На месте, выбранном для
игры, очерчивают
круг довольно больших размеров –
птичий двор, в который входят все, кроме хромой лисы.
По сигналу утки бросаются бегом по кругу, а хромая
лиса в это время скачет на одной ноге и старается
запятнать кого-нибудь из разбегающихся уток , т. е.
прикоснуться к ней рукой. Когда лисе это удается - она и
присоединяется к уткам , а пойманная утка становится
новой лисой .
• Детали:
Утки не имеют права покидать птичий двор
Слайд 14
Медведь и вожак
Для игры необходима веревка длиной в
1,5-2 метра.
Одного из участников назначают медведем , другого вожаком
. Они
берут в руки противоположные концы веревки, а остальные играющие
группируются в 4-6 шагах от них. По сигналу, данному вожаком , игра
начинается, и все бросаются на медведя , стараясь запятнать его.
Вожак, охраняя последнего, в свою очередь пытается запятнать каждого
приближающегося к медведю, прежде чем медведь получит 5-6 легких
ударов.
Если вожаку это удается, запятнанный им игрок становится медведем .
А в том же случае, если медведь получит вышеуказанное количество
ударов, и вожак не успеет запятнать кого-либо, то он сам становится
медведем , а нанесший последний удар – вожаком .
• Детали:
Пятнающие медведя должны вслух заявить о нанесенном ударе,
причем удары могут быть наносимы лишь поочередно, а не
одновременно двумя или несколькими играющими.
В начале и во время игры, при каждой смене центральных
действующих лиц: вожака и медведя – остальные участвующие не
должны подходить к ним ближе, чем на 4-6 шагов, до тех пор, пока
вожак не даст сигнала. За нарушение последнего правила, в наказание
полагается роль медведя .
Слайд 15
Другие игры подобной
тематики:
Кошки-мышки;
Коршун и наседка;
Белки, орехи и шишки;
Гуси-Лебеди;
У
медведя во бору
Слайд 16
Игры по религиозно-
культовым мотивам
Подобные мотивы четко прослеживаются в
народных
забавах. Водяные, русалки, домовые,
чародеи, нечистая сила фигурируют не только
в
сказках и обрядах, но и появляются в сюжетах
игр. Вообще детству свойственен некий
колоритный языческий примитивизм,
делающий игры подобной тематики живыми и
яркими.
Слайд 17
Водяной
Водяной (водящий) сидит в кругу с закрытыми глазами.
Играющие
водят вокруг него хоровод со словами:
Дедушка водяной,
Что сидишь ты
под водой?
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку.
Круг останавливается и водяной встает и, не открывая
глаз, подходит к одному из играющих.
Задача водяного - определить, кто перед ним. Если
водяной угадал, он меняется ролью и теперь тот, чьѐ имя
было названо, становится водящим.
• Детали:
Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но
глаза открывать нельзя.
Слайд 18
Другие игры подобной
тематики:
Пахари и Жнецы;
Иван-косарь и звери;
Люлька .
Слайд 19
Народные игры, отражающие
повседневные занятия наших предков
Охота, рыбалка, промыслы,
бытовые сценки и
многое другое, составляющее повседневные
занятия людей в старину
дошло до наших дней
в многочисленных играх-отражениях. Глядя на
которые совсем нетрудно себе представить, чем
и как жили наши предки. В качестве примера
ниже приведем несколько подобных игр:
Своеобразные диалоги-приговорки в играх
могли быть довольно длинными и забавными.
Причем менять по ходу игры фразы в них не
возбранялось. Наоборот, это добавляло игре
интереса и живости.
Слайд 20
Невод
Правила игры:
Игра проходит на ограниченной площадке, пределы
которой нельзя
пересекать никому из играющих. Двое
или трое игроков берутся за
руки, образуя невод. Их
задача – поймать как можно больше плавающих рыб , т.е.
остальных игроков. Задача рыб – не попасться в невод .
Если рыбка оказалась в неводе, то она присоединяется к
водящим и сама становится частью невода .
Игра продолжается до того момента, пока не
определится игрок, оказавшийся самой проворной
рыбкой .
• Детали:
Рыбки не имеют права рвать невод , т.е. расцеплять руки у
водящих
Слайд 21
Удочка
Играющие образуют круг. Водящий , стоя в
центре, вращает
веревочку с привязанным на
конце мешочком с песком – удочку.
Играющие
перепрыгивают через веревочку, когда она
проходит под ногами, стараясь не задеть ее.
Коснувшийся веревки становится водящим .
• Детали:
Вращение веревки должно производится не
выше уровня колен.