Слайд 3
Историческая основа
Древний Восток. На тот момент существовало 5
основных цветов. Они символизировали четыре стороны света и центр
земли.
Китай выделялся особой яркостью, натуральностью и многоцветием.
Индия и Египет. Здесь наблюдалось две системы: троичная, которая содержала основные на тот момент цвета (красный, черный и белый); а также ведичная, основывалась на ведах. Последняя система была углублена в философию, поэтому в ней встречается красный, символизирующий восточные лучи Солнца, белый – лучи Юга, черный – лучи Запада, очень черный – лучи Севера и невидимый – центр.
Слайд 5
Цвета в Религии
Белый стал символизировать Христа, Бога,
ангелов
Черный – подземный мир и Антихриста;
Желтый означал просветление
и деяния Духа Святого;
Красный – Кровь Христа, огонь и солнце.;
Синий символизировал небо и обитателей Бога;
Зеленый – пищу, растительность и земной путь Христа.
Ближний и Средний Восток - зеленый становится основным и символизирует райский сад.
Слайд 6
Перерождение
Эпоха Ренессанса. В это время Леонардо да Винчи
провозглашает свою систему цветов. Она состоит из 6 вариантов:
белый и черный, красный и синий, желтый и зеленый. Таким образом, наука постепенно приближается к современному понятию цвета.
Слайд 7
Изобретения Ньютона
17 век – это начало нового
этапа в классификации. Ньютон использует спектр белого цвета, где
обнаруживает все хроматические цвета.
Красный цвет, к которому добавляется оранжевый, есть тут и зеленый с синим, но вместе с ними обнаруживаются голубой и фиолетовый.
Слайд 8
.
В 1676 году Исаак Ньютон с помощью трёхгранной
призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр. Подобный
спектр содержал красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, темно-синий, фиолетовый, все цвета за исключением пурпурного
Слайд 9
Основные группы цветов
Хроматические
Ахроматические
Слайд 10
Видимый спектр хроматических цветов
За границей красного и фиолетового
лежат невидимые человеческим глазом цвета, инфракрасный и ультрафиолет.
Слайд 11
Новые теории
19 век Европа. В это время появляется
живопись с основами цветоведения.
В эпоху модерна ученые смогли приблизиться
к Люди научились различать не только основные цвета, но и тон, затемнения, приглушения.
Слайд 12
Искусство цвета
Иоганнес Иттен- швейцарский художник, теоретик нового искусства и
педагог. Получил всемирную известность благодаря сформированному им учебному курсу Баухауза
Слайд 13
Современное представление о цвете
Иттен смог разработать идеальную систему.
Его круг состоит из 12 цветов. Основных цветов тут
три: красный, желтый и синий. Есть составные цвета второго порядка, которые можно получить смешиванием трех основных: оранжевый, зеленый и фиолетовый. Сюда входят и составные цвета третьего порядка, которые можно получиться смешиванием основного цвета с составными второго порядка.
Слайд 14
Три основных цвета
Треугольник трех основных цвета,
которые являются первичными – красный , желтый, синий
Слайд 15
Составные цвета
Вторичные цвета
красный + желтый = оранжевый
желтый + синий = зеленый
синий + красный = фиолетовый
Слайд 16
Смешав первичные и вторичные цвета получим третичные цвета:
красный
+ оранжевый = красно-оранжевый
оранжевый + жёлтый = жёлто-оранжевый
жёлтый + зелёный = жёлто-зеленый
зелёный + синий = сине-зелёный, цвет морской
волны
синий + фиолетовый = индиго, сине-фиолетовый
фиолетовый + красный = пурпурный, красно-фиолетовый
Слайд 18
Получается замкнутая окружность из 12 цветов
Слайд 21
Цветовые средства композиции
Цветовой тон
Это первичная характеристика цветового
ощущения, порождаемого определенной длиной волны света
Цветовой тон – синоним
цвета и традиционно относится к одному из 12 цветов;
Слайд 22
Цветовой контраст
Яркость - степень удаленности цветового тона от
черного цвета;
В шкале яркостей лежат чистые серые тона, в
интервале – от черного, до белого.
Слайд 24
Чтобы снизить насыщенность спектральных цветов добавляют в них
ахроматические цвета: чёрный и белый.
Слайд 25
Изменение светлоты цвета
Светлота - близость тона к белому
цвету;
Слайд 26
Цветовое воздействие
Белый квадрат на черном фоне будет казаться
более крупным, чем черный квадрат такой же величины на
белом фоне.
Светло-серый квадрат кажется темным на белом фоне, но тот же светло-серый квадрат на черном воспринимается светлым.
Слайд 27
Желтый квадрат на белом и на черном фоне.
На белом фоне он кажется темнее, производя впечатление легкого
нежного тепла. На черном же становится чрезвычайно светлым и приобретает холодный, агрессивный характер.
Красный квадрат на белом и на черном фоне. На белом красный цвет кажется очень темным и ослабленным. Но на черном тот же красный становится светлым и интенсивным.
Синий квадрат на белом и черном фоне. На белом он будет выглядеть темным, глубоким цветом, а окружающий его белый станет даже более светлым, чем в случае с желтым квадратом. На черном же фоне синий цвет посветлеет и приобретет яркий, глубокий и светящийся тон.
Слайд 29
Существуют различные гармоничные сочетания цветов на основе квадрата
и прямоугольника (четырёх гармоничных цветов) и пятиугольника (пять гармоничных
цветов.
Слайд 31
Вопросы для контроля:
1. Укажите кто открыл дисперсию светового
потока на лучи спектра:
А. И. Ньютон; б. Платон; в.Бор;
г. Менделеев;
2. Укажите ученого, построившего в 1793 г. круговую модель цветов для пигментов:
А. И. Гете; б. И. Иттен; в. И. Павлов; г. И. Ньютон;
3. Укажите какие три цвета являются основными в красителях:
А. Красный, желтый, синий; б. Оранжевый, зеленый, фиолетовый
В. Красный, синий, зеленый; г. Черный, белый, красный
4. Укажите кто заложил основы современной науки о цвете?
а. И. Ньютоном; б. Р. Манселлом;
в. Н. Бором; г. М. Ломоносовым;
5. Ахромотическую композицию возможно построить на сочетаниях следующих цветов:
А. Черный, белый и все тоновые градации серого цвета
Б. Голубой и бежевый; в. Синий и черный; г. Все оттенки зеленого;
6. Какие цвета красителей называют вторичными?
А. Фиолетовый, оранжевый, зеленый; б. Черный, серый, белый;
В. Красный, синий, голубой; г. Красный, синий, желтый;