Слайд 2
Казахи – гостеприимный народ, с богатыми обычаями и
традициями, уходящими своими корнями в далёкое прошлое.
Слайд 3
По традиции гостя угощают национальными казахскими блюдами за
дастарханом
( накрытым столом)
Слайд 5
Юрта – один из самых совершенных видов переносного
жилища. Это удобный и практичный дом, идеально приспособленный к
условиям природы и образу жизни – одно из величайших изобретений Европейских кочевников.
Слайд 6
Зимой в ней тепло, летом прохладно.
Основную конструкцию юрты называют суйектеры (остов). Он состоит из
кереге (решетчатые стены), уык (специальные кривые палки, на которых держится верхний круг юрты), шанырак (верхняя часть юрты) и сыкырлауык (двери). Остов юрты делают из высушенной ивы, тонкой березы или из тополя.
Слайд 7
Она легко разбирается ( говорят, что казахская женщина
может сделать это за полчаса) и перевозится лошадьми или
на верблюдах.
Слайд 8
Вначале устанавливают кереге (решетчатые стены). Их высота
около 2 метров. Отдельные части этих стен называют канаттары
(крылья юрты). Бывают четырех-, шести, - восьми – и двенадцатикрылые юрты. После установки кереге поднимают верхнюю часть юрты – шанырак.
Слайд 9
Шанырак имеет огромное значение в жизни казахов.
Его передают по наследству от отца к сыну. Слово
«шанырак» употребляют в значении «домашний очаг», «дом», «семья». Шанырак поднимает глава семьи, мужчина. При износе деталей юрты их заменяют, за исключением, оставляя только верхнюю часть. Как символ преемственности и незыблемости домашнего очага.
Слайд 10
Когда поставят верхнюю часть, начинают нанизывать уыки.
Конец палки, который крепится к стенам, должен быть пошире,
в нем сверлят дырочку и пропускают туда шнурок - уык бау. С его помощью уыки и привязывают к стенам.
Слайд 11
К палкам с обеих
сторон двери (таяныш) крепят двустворчатые двери юрты (сыкырлауык). Петля,
с помощью которой прикрепляют сыкырлауык скрипит, когда дверь открывается или закрывается, поэтому двери и прозвали «сыкырлауык» - скрипучий. После шанырака особым предметом почитания у казахов является порог юрты - босага
Слайд 12
После установки всей конструкции юрту сверху
накрывают киизом (войлоком). Существует 4 вида войлока для юрты:
туырлык, узик, тундик и кииз есик. Сначала стены накрывают туырлык (кошмой). Длинными шнурами ее привязывают к уыкам. Потом набрасывают узик от верхней части стен до верха юрты и тундик – на самый верх шанырака. Двери юрты накрывают кииз есик.
Слайд 13
Чтобы защитить себя от злых духов, древний человек
наносил на тело рисунки (тату), расшивал узорами одежду и
развешивал в своём доме обереги.
Слайд 14
Так появился орнамент - симметрично повторяющийся узор.
«Орнамент» по
- казахски называется «ою- орнек», от слов «ою» -
выкройка и «орнек» - узор. Мастер орнаментального искусства (оюшы) был очень уважаемым в народе человеком.
Слайд 15
Орнамент был важной частью древнего прикладного искусства казахов
– кочевников. Источником вдохновения для мастеров служила природа, её
растительный и природный мир. Восхищаясь красотой природы, они придумывали такой же красочный мир вокруг себя.
Слайд 16
В народе известно более 230 видов орнамента. Который
делится на 4 вида: космогонический
( астрономический), зооморфный (животный
мир), растительный и геометрический.
Слайд 17
Важное значение в орнаментах имеет цвет: яркие цвета
передают радостное настроение, благополучие, бледные говорят о грустной поре,
тоске, тревоге. Но чаще всего в казахском орнаменте преобладает белый цвет – символ истины, радости, счастья.
Слайд 19
Орнамент «бараньи рога – кошкар муйиз» часто встречающийся,
обозначает материальное благосостояние скотовода.
Слайд 20
Существуют разные виды орнамента
«бараньи рога» .
Слайд 21
Казахов называют самым искусным народом в изготовлении войлока;
они применяют его для покрытия и внутреннего убранства юрты,
а также для изготовления ковров, одежды, обуви.
Слайд 22
Казахский народ живёт в мире орнамента, который служит
и оберегом, свою юрту они богато украшают коврами и
разноцветной вышивкой.
Слайд 23
В юрте справа женская половина, слева мужская. Так
уж заведено предками.
Слайд 30
«Мир полон радости и счастья,
Но край родной милей
всего.
И так прекрасно возвращаться,
Под крышу дома своего»