Слайд 2
Женский костюм различали
по разным признакам:
социальному (одежда богатой,
зажиточной или бедной крестьянской семьи),
временному или сезонному (зимняя
или летняя одежда)
верхняя одежда
комнатная
нательная
Слайд 3
Традиционный праздничный женский костюм
- это
сложный, состоящий из множества предметов и деталей комплекс, который
предназначался для праздников и других торжественных случаев, обрядов и ритуалов.
Слайд 4
Различия проявлялись
в материале и цвете,
характере декора
и орнамента,
в конструктивных особенностях костюма,
во множестве других черт,
связанных с местными традициями Пинежья.
Слайд 5
В конце XIX — начале XX века
традиционным оставался
комплекс женской одежды
с сарафаном
Слайд 6
Традиционный сарафанный комплекс состоял:
из рубахи
одной или
нескольких юбок
фартука.
Слайд 7
Его обязательными атрибутами являлись:
пояс,
платок (или шаль),
головной убор и обувь,
а дополнениями могли служить:
различные
по форме и конструкции
шейные и нагрудные украшения,
ювелирные изделия: серьги, кольца, браслеты.
Слайд 8
На Русском Севере слово
«сарафан»
и «рубаха»
(слово «рубаха» употреблялось только тогда, когда речь
шла о мужской одежде)
употреблялись редко, чаще использовали более конкретные
и принятые в каждой местности
свои названия этих видов одежды.
Слайд 9
ПО МАТЕРИАЛУ И ТЕХНИКЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВЫДЕЛЯЮТСЯ
«пониток», «тканник»,
«набивник», «пецетник», «кумачник», «штофник», «гарнитурник», «гумажник», «атласник» и пр.,
по цвету и способу окраски ткани -
«синяк», «пестрядинник», «крашенинник», сюда же можно отнести и «кумачник».
Слайд 10
По возрастным признакам можно выделить, например, сарафан-«костыч», который
на Пинежье
в конце XIX века носили только пожилые
женщины,
а по назначению — свадебный сарафан «лопотину» и «покосник», который надевали только на сельскохозяйственный праздник начала заготовки сена — покос.
Слайд 20
Характер пинежского костюма соответствовал крестьянской эстетике. Северорусский комплекс
с сарафаном складывался и видоизменялся на протяжении многих веков.
Состоял он из рубахи, сарафана, пояса, головного убора, обуви. Иногда его дополнял передник. Одежда была тесно связана с обычаями и традициями деревни. Неписаными законами было установлено, какую одежду носить в будни, какую по воскресным дням, в престольные праздники, на свадьбу, по случаю траура.