нашего исследования выбрали наиболее интересную для нас тему по изготовлению
венецианской маски, так как она имеет богатую историю происхождения, различные технологии изготовления, разнообразные виды.
Актуальность темы: интерес к истории и традициям Венецианского карнавала.
Цель работы: выполнить творческую работу в технике папье-маше «Времена года» венецианской маски в якутском стиле.
Задача исследования:
-Изучить и проанализировать имеющийся теоретический материал по проблеме исследования.
-Собрать иллюстрационный материал.
-Изучить технологию папье-маше.
-Создание творческой работы.
Объект исследования: папье-маше как вид декоративно-прикладного искусства.
Предмет исследования: создание авторских масок для украшения интерьера и как часть костюма.
Новизна работы: Создание эскизов венецианской маски в якутском стиле.
Гипотеза: Изготовления коллекции венецианской маски детьми среднего школьного возраста возможно:
- при изучении истории и культуры разных народов мира;
- при освоении технологии изготовления масок.
Слайд 3
Историческая справка
Маска это предмет, накладка на лицо, который
надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица.
Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и ( реже ) рта и носа.
Маски могут изготавливаться из разнообразных материалов : дерева, металла, гипса, ткани, кожи, папье - маше и многих других. Процесс изготовления венецианской карнавальной маски внешне прост. Здесь все зависит от фантазии художника. Некоторые экземпляры настолько красивы и искусно выполнены, что их боязно надевать, они являются настоящими шедеврами декоративно-прикладного искусства.
Слайд 4
«Маска Агамемнона» была создана примерно в 1550-1500 годах
до нашей эры. Найден этот золотой атрибут был Генрихом
Шлиманом в Микенах – случилось это в 1876 году. Название эта маска получила от легендарного царя Агамемнона
Слайд 5
Древние погребальные маски. С древних времен маски использовались
в различных ритуалах, которые были связаны с тем или
иным этапом в жизни человека. Древний обычай надевать маску сначала во время охоты возник уже в VII-VI тысячелетии до нашей эры.
Слайд 6
Древнего Египта погребальным маскам отводили особое место. Дело
в том, что вера в загробную жизнь сильно отражалась
на всем погребальном обряде. Самая ранняя из обнаруженных масок – это маска, которая принадлежит царю Пепи II. Он жил в XXIII веке до нашей эры. Данная маска была сделана из картонажа – это несколько склеенных
Слайд 7
Африканские маски. Маски народов Африки наиболее ярки, красочны
и разнообразны по способу изготовления. Некоторые объединяют человечьи и
звериные черты, некоторые несут в себе какую-то символичность (например, маленький дом, прикрепленный к верху маски), некоторые изображают шуточных персонажей (танзанские маски с выступающими клыками и стеклянными глазами).
Слайд 8
Наиболее яркими и таинственными подобные маски выглядят у индейского племени «сэлиш», живущего в
Северной Америке. Эти маски гораздо больше, чем лицо. Верх
маски как бы срезан. Нижняя часть по форме напоминает трапецию. У маски в районе рта свисает ярко-красный, либо разрисованный, язык. Нос у маски отсутствует, но зачастую заменен выступающей птичьей головой (Ворона, Совы или др.). Глаза маски вырезаны отдельно и очень сильно выпячиваются над поверхностью маски.
Слайд 9
Маски античного театра . Не случайно античный мир
зачастую ассоциируется именно с театральным искусством. Античный театр зародился
в Древней Греции. Театральное искусство эллинов перешло к Древнему Риму и оказало сильнейшее влияние на искусство театра многих стран Ближнего Востока, подвергшихся завоеваниям римлян
Слайд 10
Маска в Древней Руси. Роль маски в Древнерусской культуре
своеобразна и несколько отличается от других культурных наследий. Дело
в том, что в отличие, например, от культуры Древнего Востока, где маска была непосредственно приближена к духовным высшим силам, маска противоречила традициям и устоям русской религии. Маска была олицетворением бесов.
Слайд 11
О китайских масках. Культура Китая неразрывно связана с масками.
История китайских масок ведет свое начало с давних времен
и насчитывает более трех с половиной тысяч лет, т.е. в Китае маска зародилась задолго до начала нашей эры, во времена правления династий Чжоу и Шан. Именно поэтому маска имеет в китайской культуре такое высокое значение. Китайские шаманы во время своих обрядов, заклинаний обязательно должны были надевать маску – только в маске шаман мог общаться божествами древности.
Слайд 12
Японские маски. Как известно, именно по лицу люди могут
узнать этническую принадлежность человека, а также его возраст, пол,
а порой настроение и характер. А вот японцы еще с давних времен могли по лицу определить намерения и даже судьбу человека.
Слайд 13
История венецианской маски
Истоки венецианского карнавала лежат в древних римских Сатурналиях - ежегодных
праздниках в честь бога Сатурна, которые справлялись после уборки
урожая во время зимнего солнцестояния и сопровождались массовыми гуляньями. Отсюда ведут происхождение и карнавальные маски: во время Сатурналий рабам разрешалось сидеть за столами вместе с хозяевами, и, чтобы сословные предрассудки не испортили веселья, все прятали свои лица под масками.
Когда и откуда появилось само слово «карнавал» точно неизвестно. Самая распространенная версия принадлежит католической церкви, которая утверждает, что слово произошло от латинского «carnevale» и означает «прощание с мясом». Стремясь приспособить дохристианские традиции к новой вере, церковь использовала старинный праздник для подготовки христиан к самому длинному в году посту — великому посту перед Пасхой. Первое документальное упоминание о карнавале в Венеции относится к 1094 году, а в 1296 году Сенат Венецианской республики официально
Слайд 14
Технология изготовление масок
История появления папье-маше
Папье-маше (по-французски – жеваная
бумага) изобрели в начале 16 века во Франции и
использовали при изготовлении кукол. Огромный интерес публики к импортным китайским и японским лакированным декоративным изделиям дал старт развитию производства в Европе изделий из папье-маше: табакерок, шкатулок, игрушек, масок, архитектурной лепнины и даже мебели.
Техника папье-маше для изготовления различных предметов используется давно, и благодаря относительной простоте, завоевала свое достойное место среди яркого разнообразия прикладного искусства.
Техника папье-маше берет свои истоки во Франции еще в XVI веке, значение этого термина и в переводе с французского языка – «жеваная бумага». Основной составляющей данной техники служат газеты или другая бумага, имеющая мягкую текстуру. В основе этой техники лежит лепка. У истоков зарождения с помощью этой техники создавали кукол, в настоящее же время из бумажной массы делают маски, декоративную посуду, шкатулки, муляжи и макеты, а отдельных случаях даже предметы мебели.
Слайд 15
Процесс работы
Создание маски своими руками
осуществляется в несколько этапов. Начнем:
1) Отшкуриваем нашу заготовку для
маски наждачной бумагой для избавления от неровностей и шероховатостей.
2) Загрунтовываем в несколько слоев, просушивая каждый из них, после чего вновь отшкуриваем, чтобы сделать поверхность маски гладкой. При этом не должно оставаться следов от кисти.
3) Карандашом набрасываем рисунок узора.
С помощью контура наносим часть узора, который разделяет предполагаемые контрастные части изделия, например, ромбы или очки. После высыхания, одна часть окрашивается бронзовой краской, другая – фиолетовой перламутровой. Чтобы покрытие было ровным, наносим несколько слоев. Для окраски губ можно использовать перламутровой рубиновый или гранатовый цвет.
5) Чтобы выделить или скорректировать разрез глаз, его можно обвести контуром с небольшим отступом от края и закрасить данный промежуток черной краской.
6) После полного высыхания основного фона, можно переходить к украшению маски. Для этого делаем роспись, наносим узоры, кренделя и завитки. Закрашенную верхнюю часть “дополняем” фиолетовым или золотым гелем с блестками.
Слайд 16
Заключение
Экономический и экологический анализ проекта. Во-первых, есть возможность
выполнить, и использовать выбранную модель для создания карнавального костюма
и в качестве дизайна комнаты. Во-вторых, есть возможность использовать остаток конструкционных материалов для выполнения других работ. В-третьих, загрязнённость окружающей среды во время выполнения изделия незначительная. В - четвёртых, может дать дополнительную прибыль во время реализации.
В конце нам хочется сказать, что выполненный нами творческий проект по созданию Венецианской маски из папье-маше относится к высокой степени сложности. Мы такую работу выполнили впервые. Для этого нам пришлось изучить литературу по изготовлению Венецианских масок. Работа требовала терпения, аккуратности и огромной фантазии, но доставляла удовольствие. Думаю, что у нас всё получилась!