Слайд 2
Декоративно – прикладное искусство
Декоративно – прикладное искусство -
это художественное оформление предметов, которые человек использует в быту.
Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобными, но и красивыми.
Это искусство получило название от латинского слова – украшаю, а прикладным называется еще и потому, что необходимо приложить руки , чтобы получилась польза и красота.
Слайд 3
Виды декоративно-прикладного искусства.
Народно-художественные промыслы
Ткачество, Кружево, Вышивка,
Бисероплетение
Резьба по камню, по кости, по дереву
Роспись по металлу,
стеклу, дереву, по керамике, по ткани
Изделия из стекла, мозаика
Художественная обработка кожи, изделия из ткани
Изделия из драгоценных металлов и камней
Ковка, литье, чеканка
Лозоплетение, оригами, квилинг, скрапбукинг
Слайд 4
Украшения из морских раковин, драгоценных камней, бисера и
янтаря.
Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной
из важнейших областей народного творчества. Его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, а с начала XX в. — с художественным конструированием и дизайном.
Слайд 5
Современные изделия ДПИ созданы с учетом народных традиций
и моды сегодняшнего дня. До сих пор популярными предметами
этого искусства являются :
ковры ручной работы с традиционным орнаментом
и изделия из стали — в восточных странах;
керамика, предметы из морских раковин — в южных странах;
фарфор, перегородчатая эмаль, ткани, расписанные цветами, фруктами, фантастическими животными — в Китае и Японии ,
изделия из янтаря — в прибалтийском регионе;
ритуальные маски — в Африке.
Слайд 6
Гобелены , ковры и батик
Набойка - получение узора,
рисунков на ткани ручным способом при помощи форм с рельефным узором.
Гобелен
– стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей.
Слайд 7
Роспись по стеклу
Витраж
Роспись по дереву
Роспись по металлу (финифть)
Хохломская роспись
Роспись по
керамике
(Гжель)
Слайд 8
Художественная обработка кожи и металла
Резьба по камню,
дереву
и кости
Керамика
Слайд 9
Холуйская миниатюра
Федоскинская миниатюра
Палехская миниатюра
Мстерская миниатюра
Слайд 10
Квилинг
Скрапбукинг
( изготовление открыток и альбомов)
Оригами
Слайд 11
Вязание крючком и на спицах, плетение кружевное и
узловое плетение макраме
Слайд 12
Декоративное золотное вышивание,
вышивание крестом, лицевой и прорезной
гладью, лентами, бисером
Слайд 13
Лоскутное шитье, картины, панно, печворк и квилтинг, куклы.
Слайд 14
Плетение из лозы и травянистых растений
рогоза, дудника
и стеблей камыша, соломки, и сосновых иголок
Слайд 15
Мозаика
История мозаики берет свое начало в Древней Греции.
В Древнем Риме и Византии это искусство получило весьма
широкое распространение, после чего было надолго забыто и возродилось лишь в середине XVIII века.
Слайд 16
Символика древних славян
Наши далекие предки славяне украшали свои
изделия орнаментами, которые несли в себе глубокий символическим смыслом.
Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснения непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься. Древние славяне считали, что через край одежды (подол, края рукавов, ворот) могут проникнуть злые силы, и поэтому эти части одежды необходимо было защищать вышивкой.
Из отдельных элементов- условных знаков и их сочетаний выстраивался узор.
Слайд 17
Орнамент (от греч. «ornamentum») украшение.
На Руси употребляли
слово «узор». «Узор» происходит от древнеславянского слова «узреть» -
увидеть. Увидеть красоту
Орнаменты в виде оберегов наносились на предметы быта, утварь, посуду, одежду..
Существуют «традиционные композиционные схемы» декорирования изделий народного искусства, они сформировались ещё в древности, но продолжают существовать и в наши дни, таких схем 4: древо, венок, букет и гирлянда.
«Древо» - зеркально симметричная композиция в виде цветущего древа, куста, креста; часто дополняется парными изображениями птиц, животных, людей.
«Венок» - традиционная для народного искусства схема размещения декора на предмете в виде кольца (венка). Орнаментальные мотивы в венке располагаются по кругу
«Гирлянда» - традиционная композиционная схема. размещения орнамента на предметах ДПИ и НХП в виде полосы, фриза. равномерно (метрично).
Символы славянской орнаментации
Слайд 18
В НАРОДНОМ ОРНАМЕНТЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЕТСЯ СОЧЕТАНИЕ СИМВОЛОВ.
В художественной росписи изображали цветы, плоды, листья, травы, фигурки
оленей, лошадей, реже людей. Цветочные орнаменты – процветание, богатство, рождение детей. Разнообразные растения встречаются в вышивке в зависимости от местности. На юге – розы, барвинок. В средней полосе – василек, папоротник, на севере – хвойные веточки. Несмотря на то, что в народной росписи все просто и лаконично знаками можно передать какое-то послание. Ведь существует множество знаков стихий, светил, земли, а также охранения и пополнения семьи. Зная их расшифровку, можно прочитать каждую работу.
Слайд 19
Символы солнца
Образ солнца занимает одно из главных мест
в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов,
коней можно найти в разных видах народного искусства.
Слайд 20
Символы земли
В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена
изображали в виде точек. Семена – точки можно увидеть
в квадратах и ромбах орнамента.
Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов.
Слайд 21
Символы воды
В древности, люди не поливали свои поля.
Их смачивали только дождь и роса. О дожде молились
особенно усердно и старательно в четверг. Этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну. Но как ни молились люди всесильному, грозному богу, дождик редко шел именно в четверг. Поэтому в народе и появилась поговорка – “после дождичка в четверг”.
Волнистая горизонтальная линия – вода.
Вертикальная волнистая линия – дождь.
Слайд 22
Древняя богиня
Женская фигура (берегиня) – это божество, выражающее
представление о земле, которая родит, и о женщине –
продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь, что означает “мать хорошего урожая”.
Слайд 23
Образ коня
Конь – один из древнейших и любимых
образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину,
чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца. Конь – хранитель домашнего очага. По поверью конь участвовал в передвижении солнца по небу.
Слайд 24
Птица
ПТИЦА в народном декоративно-прикладном искусстве олицетворяла солнце и
солнечный свет, небо и воздух, душу, ветер, облако, молнию,
грозу, бурю… Птиц можно увидеть на вышитых полотенцах и передниках, на расписных сундуках, на резных и расписных прялках; на стенах древнерусских соборов и в домовой резьбе, в народных игрушках и в посуде.
Слайд 25
Древо жизни
В произведениях народного искусства встречается причудливый узор
– разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами,
сидящими на ветках. Это древо жизни. В народных представлениях оно было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.
Слайд 29
Домашнее задание: найти иллюстрации с древними образами в
росписи, резьбе, ковке по металлу, народной игрушке, вышивке.
Слайд 30
Задание
Сделать эскиз изделия (сувенира) в народной манере.
Работая
над образами древа жизни, матери – земли, птиц, коней,
солнца, используйте цветные карандаши.