Слайд 2
Народное искусство веками складывалось усилиями мастеров многих поколений.
Секреты мастерства передавались от отца к сыну. При изготовлении
любой вещи народный мастер не только думал о ее практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и польза в его творчестве всегда были неотделимы.
Слайд 3
Работа хороша, если в ней польза и душа.
Не то дорого, что красно золото,
А то дорого,
что мастера доброго.
Слайд 4
Хохлома – старинное село, затерявшееся в глуши дремучих
заволжских лесов. Вместе с его историей уходят в далекое
прошлое зарождение там известного на весь мир искусства – хохломской росписи. В XVII веке ряд селений вместе с Хохломой перешли во владения Троице-Сергиева монастыря. Возможно, уже в это время зародилось в Хохломе производство золоченой деревянной посуды.
Слайд 5
Золотая хохлома
это огненные краски узоров,
которые складываются из разнообразных завитков трав, цветов и
ягод и восхищают нас своей неповторимой красотой
Особенности этой техники окраски - получении золотистого цвета без применения золота.
Слайд 6
Выточенные из дерева предметы сначала подвергают грунтовке -
натирают раствором глины, маслом и порошком алюминия (алюминий со
временем пришел на смену олову). В роспись они поступают гладкими, блестящими, похожими на металлические. После того как художник украсит изделие орнаментом, на него наносится лак. Далее следует закалка в печи
Слайд 7
Под влиянием высокой температуры пленка лака, покрывающего роспись,
темнеет и приобретает теплый янтарный оттенок, а просвечивающая сквозь
нее поверхность дерева, закрашенная серебристым алюминиевым порошком, становится похожей на золотую.
Слайд 9
Один из наиболее старых по времени возникновения подмосковный
промысел резьбы по дереву находится в селе Богородском. Здесь
на рубеже XVI-XVII вв. стали вырезать из дерева игрушку. В XIX веке в игрушке появились многофигурные композиции, а сами изображения фигур стали более динамичными. Для изготовления игрушки издавна применяется древесина липы, ольхи или осины.
Слайд 11
В середине 90-х гг. ХIХ столетия жена русского
мецената И.Мамонтова привезла из Японии деревянную токарную разъемную куклу,
которая представляла собой фигурку восточного мудреца. Привезенная кукла заинтересовала членов абрамцевского кружка, и было решено создать свою, русскую Матрену по образцу японской игрушки.
Слайд 12
Считают, что первые образцы матрешек были расписаны художником
С.Малютиным и выточены токарем В.Звездочкиным. Русская Матрена была отмечена
на Всемирной выставке в Париже. В Сергиевом Посаде матрешка появилась в 1902 г.
Слайд 14
К юго-востоку от Москвы находится бывший волостной
центр – Гжель. Происхождение этого названия связываю со словом
«жечь», которое имеет прямое отношение к местному промыслу.
Слайд 15
Впервые Гжель упоминается в письменных источниках в
1339 году в Духовной Грамоте русского князя Ивана Калиты.
В середине 17 века в этих местах были обнаружены беложгущиеся глины. Во второй половине 18 века здесь наладилось производство гжельской майолики – покрытых глазурью изделий из красной глины с росписью белой, желтой, синей, зеленой и коричневой краской. Роспись велась по мягкому, необожженному черепку – так называется сформированное глиняное изделие, покрытое белой эмалью.
Слайд 16
Вначале 19 века гжельцы решили добавить в
свои глины известь, так получили полуфаянс. Листья и бутоны
на белом фоне – исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом – синей краской – становится классическим, используется тридцать различных оттенков (от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета). Но оттенки цвета появились лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным. Научившись в 1820 году делать тонкий фаянс, гжельские мастера стали постигать тайны фарфора.
Слайд 18
Многие области России славятся глиняными игрушками. Самые
знаменитые игрушки, конечно, дымковские. Их изготовляют в слободе Дымково
под Вяткой. Еще в 19 веке многие путешественники с восторгом описывали забавный вятский праздник «Свистунья». Во время этого праздника жители Вятки гуляли, плясали, пели и свистели в расписные свистульки из глины.
Слайд 19
Дымковские игрушки – большие, сложные, с множеством
деталей. Глину специально готовят, замешивают «тесто», из которого лепят
фигурки, потом обжигают их в специальной печи, чтобы были прочнее, деревянной палочкой прокалывают отверстие для свистка. Коричневую глину покрывают белой краской из молока и мела, расписывают яркими цветами и украшают тоненькими квадратами настоящего золота. Традиционными для дымковской
игрушки считаются всадники, петухи,
индюки, барыни, няньки.
Слайд 21
Изделия из металла составляют важную и непременную
часть повседневной жизни людей. Многообразие художественно-технических приемов позволяет делать
из него вещи самого разного назначения.
В середине XVIII века развивается в Великом Устюге искусство северной черни.
Слайд 22
На металлической поверхности
предмета специальными – штихелями –
выполняют гравировку. Гравированный рисунок заполняют порошком черни, то есть
сплавом сернистых окислов серебра, меди и свинца. После этого изделие подвергают обжигу, при этом от высокой температуры чернь расплавляется и прочно заполняет углубления. Затем поверхность шлифуют. В Вологодской области и сейчас выпускают высокохудожественные предметы: шкатулки с изображением исторических событий и сказочных сюжетов, кубки, стопки, ювелирные украшения – броши, запонки, браслеты, серьги и кулоны.
Слайд 24
Эмаль, древнегреческое название финифть, - техника, применяемая в
ювелирном искусстве: легкоплавкое стекло, которое образует после обжига на
поверхности украшаемого предмета тонкую прозрачную или непрозрачную, цветную или бесцветную однотонную пленку. Художественная эмаль – средство цветного обогащения металлического изделия. Эмаль возникла, по-видимому, в 1 тысячелетии до н. э. в Восточном Средиземноморье.
Слайд 25
На Руси оригинальная перегородчатая эмаль возникает в начале
X века. В XVI-XVII веках в России получила развитие
многоцветная прозрачная эмаль, живописная уральская эмаль. Изготовлялись чаши, блюда, тарелки, венцы, оклады Евангелия для подарков. В Ростове в XVII-XIX веках изготавливались иконы и другие изделия в технике расписных эмалей.
Слайд 27
Сто с лишним лет назад подмосковные крестьяне братья
Вишняковы откупились от крепостной зависимости и открыли в деревне
Жостово собственную мастерскую. Они решили расписывать металлические подносы. Жостовские подносы могут быть овальными, округлыми, прямоугольными и фигурными. Металлическую заготовку больше не выколачивают вручную, как раньше, а прессуют на станке.
Слайд 28
И фон бывает не только черным, но и
золотым, зеленым, кремовым. Фон делают со всей тщательностью, соблюдая
определенную последовательность: поверхность, дважды промазывают маслом с олифой, сушат и шлифуют, кладут три слоя черного грунта, дважды покрывают черным лаком и снова слегка шлифуют. Расписывают подносы только масляными красками и только беличьей кисточкой. Мастер работает сразу на нескольких подносах, и используют по очереди каждую краску.
Слайд 29
При этом он строго придерживается очередности операций, каждая
из которых имеет свое назначение.
Слайд 30
В наши дни Палех не просто популярен –
он знаменит. Славу этому небольшому поселку Ивановской области принесло
изящное и тонкое искусство лаковой миниатюры, уходящее своими корнями в художественную культуру Древней Руси.
Слайд 31
Изделия палехских художников из папье-маше: шкатулки, коробочки, пудреницы,
броши, ларцы, расписанные темперой в ярком декоративном стиле и
затейливо орнаментированные золотом, - расходятся по всему миру. Лаковая живопись на папье-маше расцветает в четырех основных центрах народных промыслов России: Федоскине, Мстере, Холуе, Палехе.
Слайд 32
Композиция миниатюры смело раскладывается на плоскости в виде
фигурной цветной мозаики. Рисунок всегда выразителен по силуэту и
лаконичен, внутри проработан золотыми линиями. Эта штриховка придает всему изделию законченность и напоминает насечку золотом, также ювелирные эмали.
Слайд 33
В России кружевоплетение распространилось ближе к XVII
веку, то есть гораздо позже вышивки. Кружевной промысел в
России процветал в многочисленных мастерских при барских усадьбах. Крепостные крестьянки обязаны были следовать западноевропейским образцам.
Слайд 34
Вологодское кружево –
самое известное, оно выплетается
там с 1820 года. Особое внимание уделяется штучным изделиям:
знаменитым воротникам, пелеринам, шарфам, перчаткам, салфеткам. Техника кружевоплетения сложна, она требует сноровки, большого опыта и терпения. С рисунка, из линий и точек, мастерица создает кружево, переставляя многочисленные булавки с навитыми нитями. Выплетают кружево с помощью пар гладких деревянных палочек – коклюшек. Коклюшки имеют специальные углубления на концах, на которые намотаны нитки. Чем сложнее узор, тем больше коклюшек требуется.
Слайд 36
В XIX веке в России возникло производство
платков и шалей, Мода на них пришла из Франции.
Она жива и поныне. В Павловском Посаде, что под Москвой, мастера изготовляются прекрасные шали и платки, которые пользуются спросом, как в России, так и за рубежом.
Слайд 38
Не менее знамениты в России и в
мире оренбургские платки.
Слайд 39
Кубань, в силу специфики своего исторического развития, является
уникальным регионом, где на протяжении уже двух столетий элементы
традиционной восточно-украинской культуры находятся в тесном взаимодействии с элементами
южнорусской культуры.
Слайд 40
С конца XIX века в искусстве народных кубанских
мастеров преобладают мотивы русских, украинских и кавказских традиций.
Наряду с
земледелием и скотоводством определенную роль в казачьем быту и занятиях играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти.
Слайд 41
Искусство художественной обработки дерева имеет на Кубани глубокую
традицию и в настоящее время широко развивается. Лесные богатства
Кубани издавна сделали дерево наиболее доступным и любимым материалом в народных промыслах: тележном, колесном, обозном, корытном, клепочном и других. Деревянная посуда – бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех горных и предгорных станицах, богатых лесом. Из дерева казаки любили мастерить мебель, резные зеркала, наличники окон, деревянные резные надкрылечные зонты, сундуки с росписью.
Слайд 43
Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах,
где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. Краевед И.Д.
Попко называет четыре основных района, где гончарное дело получило значительное развитие. Это станицы Пашковская, Старощербиновская, Рождественская и Баталпашинская. Станицы Пашковская и Елизаветинская обладали лучшими на Кубани залежами гончарной глины. В основном, выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей, часто гончарное производство соединялось с выделкой кирпича.
Слайд 45
Одним из древнейших народных промыслов восточных славян является
лозоплетение. На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из
Украины в конце XVIII века. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы. Всевозможные верши, корзины, разнообразные плетни, кошели (емкости для хранения зерна), овчарни плелись из гибкой, золотистой ивовой лозы. Даже первые кордонные постройки изготавливали казаки из лозы.
Слайд 47
Исторически на Кубани наиболее широкое распространение получила ковань
- кузнечное ремесло. Кузнецы были главными мастерами. В каждой
кубанской станице с конца XIX века работали до пяти кузниц. Здесь изготавливалось всё необходимое для быта станичников - подковы, замки, ухваты, дымники для труб, а также предметы интерьера.
Слайд 49
Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры
не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани,
но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, независимо от социального положения, женщины должны были владеть различными видами рукоделия: ткачеством и вышивкой. В домах князей, бояр, богатых людей на Руси и зажиточных казаков Кубани имелись вышивальные и ткацкие мастерские, где проводили свой досуг все женщины дома. Как правило, творческим процессом руководила хозяйка дома.
Слайд 51
Народное декоротивно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений
мастеров. И наша планета похожа на гигантский фантастический музей
Вечности, главным экспонатом которого является вдохновение, работа мастера. Сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека; они вошли в быт как необходимые предметы.