Слайд 2
Технологическая преемственность стандартов
Слайд 3
Начальная школа
ФГОС о проектной и исследовательской деятельности учащихся
«В
целях реализации ООП НОО в ОУ для участников образовательного
процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность…
работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности».
Средняя школа
«Программа УУД должна быть направлена…
на формирование у учащихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленной на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы».
Слайд 4
Старшая школа
ФГОС о проектной и исследовательской деятельности учащихся
«В учебном плане ДОЛЖНО быть предусмотрено выполнение обучающимися
индивидуального(ых) проект(ов)».
«Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной)».
«Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного».
Слайд 6
Признаки самостоятельной работы:
Самостоятельной можно считать только ту работу,
которая требует от учащихся активности и самостоятельности.
Эта работа
выполняется при отсутствии точного инструктажа, разъяснения со стороны учителя, без контроля в открытой форме за ее выполнением. Учащийся для установления каких - то новых факторов, явлений, сам отыскивает способы решения, применяет знания для установления, каких - то новых фактов, явлений, сам отыскивает способы решения, обобщая данные приходит к новым для него результатам.
Процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады:
мотив – план (действие) – результат
Слайд 7
Типы мышления
Традиционный (крестьянский)
Зачем мне это?
Исследовательский
Почему это так?
Проектный
Как можно
изменить?
Слайд 8
Проектное мышление – форма существования преобразователей мира
Проект–
уникальный способ организации деятельности человека от замысла до материального
воплощения
Цель - создание чего-то необходимого, того, чего нет в природе
Слайд 10
Образовательная цель
Образовательный результат
Слайд 11
Интерес к методу проектов обусловлен потребностью современного общества
в людях, способных претворить свои уникальные замыслы в жизнь
Цель
образования – обучить выпускников способам реализации своих замыслов
Слайд 12
Проектная технология позволит учащимся освоить методы преобразования мира,
даст возможность создания
собственного продукта деятельности
Слайд 13
Современные подходы к определению метода проектов
Метод проектов -
система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе
планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов.
Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, критически творчески мыслить.
Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.
Слайд 14
Проект :
Последовательность операций с точки зрения учителя и
ученика
Слайд 15
Творческий проект в начальной школе
Функции:
Мотивационная
Диагностическая
Обучающая
Ребенок использует
в творческой деятельности имеющиеся у него навыки
Рефлексия направлена
на анализ умений и способов действий
В творческом проекте у ребенка формируется самое главное – мотив деятельности, желание творить как способ самореализации
Слайд 16
Учебный проект
Самый главный этап учебного проекта, во время
которого анализируется последовательность действий, оценивается эффективность способов
Через рефлексию происходит
обучение ребенка планированию деятельности по реализации собственного замысла, ребенок учится работать в проектной технологии
Слайд 17
Требования к проектной деятельности
Различия между заданием и проектом
Слайд 18
Достоинства и недостатки метода проектов как формы организации
учебной деятельности.
Достоинства:
Возможность углубленного и многостороннего изучения отдельных тем;
Исследовательский,
поисковый характер;
Значительная самостоятельность учащихся в выборе форм и видов деятельности;
Активное взаимодействие между всеми участниками проекта;
Возможность организации познавательной деятельности на основе внутренней мотивации к обучению.
Коллективный характер деятельности.
Недостатки:
Формализованность, академичность проекта, способная снизить познавательный интерес, отпугнуть учащихся;
Невысокая информационно-обучающая составляющая этой формы учебной деятельности, метапредметность деятельности;
Высокие требования к профессионализму учителя.
Слайд 20
Шаг за шагом
усложняя целенаправленную деятельность, мы помогаем
учащимся освоить умения:
замечать
размышлять
планировать
ставить цели
конкретизировать задачи
анализировать ресурсы
подбирать
методы и способы действий
сравнивать желаемое с получаемым
упорно преодолевать трудности
адекватно оценивать
Презентовать себя и/или продукт
Слайд 21
Самое важное в проектной деятельности – индивидуальный путь
мотивации
У каждого человека свой способ инициации замысла (манипуляции
с материалом, приспособление чужих идей, поиск функционального назначения, социальная ситуация работы в группе, самореализация, самопрезентация и т.д.)
Слайд 22
введение в замысел
Зачем?
Что?
КАК ?
СЕМЬЯ
ЛЮБОВЬ
СТРАНА
Слайд 23
В соответствии с возрастными особенностями учеников
должны быть подобраны задания для работы в форме игр
и творческих упражнений.
На основе этих игр необходимо формировать навыки действий и операций, позволяющие затем сформировать умение выстраивать действия в цепочки, приводящие к некоторому результату.
Слайд 24
I этап: Осознание причины, проблемы
II этап: Целеполагание
III
этап: Сбор и обработка информации
IV этап: Разработка собственного
варианта решения проблемы:
актуальность и важность данной проблемы;
анализ разнообразной информации;
программа действий;
разработка варианта реализации своей программы.
V этап: Реализация плана действий
VI этап: Подготовка к защите проекта. Презентация продукта проекта
VII этап: Рефлексия. Осознание учебного результата
Алгоритм выполнения учебного проекта (пять «П», семь «П» и т.д.)
Слайд 25
Структурирование тетрадей
«Создаю проект»
для начальной школы
(Издательство Учлит)
Раздел
1. Мир вещей – мир идей
Раздел 2. Как стать
изобретателем
Раздел 3. Добрые дела миру
Раздел 4. Ступени мастерства
Слайд 26
А за этим стоят:
Наблюдательность
Интерес к миру, вещам, явлениям,
людям, отношениям
Фантазия
Креативность
Обучаемость
Упорство в достижении цели
Чувство юмора
Благодарность …..
Слайд 27
содержание
Математика
(сказки про цифры, геометрические фигуры и т.д.)
Русский язык (буквы
алфавита, звуки, слова и т.п.)
Литературное чтение (сказки, истории, письменные высказывания)
Окружающий мир (объекты, явления природы, рукотворный мир)
Предметы эстетического цикла (спор или дружба красок, нот, инструментов и т.п.)
Слайд 28
Мир вещей — мир идей
Учусь высказывать своё мнение
и обсуждать его с другими.
Рассмотри иллюстрации и обведи
те, на которых изображены проекты.
Учусь по-новому смотреть на привычные явления.
Поучаствуй в игре «Фантазёр».
Пример. Как дождь может исполнять музыку?
Вариант ответа. Звук капель напоминает игру на барабане.
Как ветер может петь? ___________________________________
Как может скакать солнечный зайчик?______________________
Как лист может танцевать? _______________________________
Учусь сравнивать и развиваю воображение.
Поучаствуй в игре «На что похоже?».
Рассмотри рисунок. Рисунок можно поворачивать!
Напиши, на что похожа эта линия _______________
Линия похожа на _____________________________
Включи своё воображение — дорисуй картинку.
Слайд 29
Учусь выделять признаки объектов и развиваю воображение.
Каждый
предмет имеет свои признаки. Например, кисель — жидкий, фруктовый;
кнопка — острая, канцелярская, круглая; лампочка — стеклянная, электрическая, грушевидная.
Поучаствуй в игре «Необыкновенный самолёт».
Как стать изобретателем
Учусь предлагать варианты решения проблем.
В жизни мы часто сталкиваемся с проблемами и ищем пути их решения. Для решения многих проблем нужно проявить изобретательность. Запиши варианты решения предложенных проблем.
Добрые дела миру
Учусь быть внимательным к другим.
Попробуй волшебником стать
Учусь понимать настроение близких, говорить слова поддержки.
Слайд 30
Хитрые задания
Как провести опыты с собственным языком?
Игры с
светом
Изучаем звук
Предсказываем погоду: Животные и растения – синоптики
Иллюзии и
загадки
История слов
Слайд 34
История ручки
Изобретаю колесо
Изобретаю телефон
Создаю печатную машину
Делаем подзорную трубу
Создаем
перископ
Создаем ..книгу
История вещей
Пробуем творить сами
Слайд 35
Наращивание элементов проектирования с соблюдением технологической этапности
Постепенное формирование
полного цикла проектирования:
умения замечать (наблюдать) и формулировать проблему
умения
ставить цель
подбирать способы действий
не бояться действовать
уметь представить свой продукт
отслеживать собственные ощущения (рефлексия)
постепенное освоение оценивания (при отработке понятия качества продукта с точки зрения заказчика)