Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Открытое мероприятие ко Дню родного языка

Зачинатель мордовского просветительства Авксентий Филиппович Юртов родился 20 февраля 1854 г. в семье крестьян мордвы-эрзя в деревне Калейкино Мензелинского уезда Уфимской губернии (современная территория Республики Татарстан). Село было смешанным: наряду с мордвой в нем жили
ЮРТОВ Авксентий (Арсений) Филиппович Просветители мордовского народа Зачинатель  мордовского просветительства Авксентий Филиппович Юртов родился 20 февраля 1854 г. Перевод «Истории Ветхого Завета»В 1872 году Авксентий под наблюдением учителя Н.И. Ильминского В 1872 году А. Юртов становится первым мордвином-семинаристом только что открытой Ильминским В 1877 году под псевдонимом «Юр-в Ав-ий» он опубликовал статью о погребальных Позднее, уже в 1892 году, И.Н. Смирнов, профессор Казанского университета, крупнейший специалист В начале 80-х годов XIX века Переводческой комиссией были изданы его книги В 1884 году в Казани был издан его «Букварь для мордвы-эрзи с В 1883 году Юртов стал учителем мордовского училища села Старая Бесовка Самарской В 1889 году Юртов оставляет налаженное дело и переезжает в мокшанское село В 1891 году Авксентий Филиппович Юртов принял сан священника и получил место А.Ф. Юртов остался верен идеям миссионерского просветительства. Он вел работу по просвещению Источники:Зеткина И.А. Священник Авксентий Филиппович Юртов - просветитель мордовского народа. Интернет –
Слайды презентации

Слайд 2 Зачинатель мордовского просветительства
Авксентий Филиппович Юртов родился 20

Зачинатель мордовского просветительства Авксентий Филиппович Юртов родился 20 февраля 1854 г.

февраля 1854 г. в семье крестьян мордвы-эрзя в деревне

Калейкино Мензелинского уезда Уфимской губернии (современная территория Республики Татарстан). Село было смешанным: наряду с мордвой в нем жили крещеные татары. Знание татарского языка позволило Авксентию стать учеником Казанской крещено-татарской школы Н.И. Ильминского, где он получил начальное образование и профессию учителя народного училища.
Обучение велось в основном на русском языке, но татарский язык был основным учебным предметом. Н.И. Ильминский довольно быстро стал привлекать мордовского юношу к переводческой и исследовательской работе.



Слайд 3 Перевод «Истории Ветхого Завета»
В 1872 году Авксентий под

Перевод «Истории Ветхого Завета»В 1872 году Авксентий под наблюдением учителя Н.И.

наблюдением учителя Н.И. Ильминского сделал свой первый перевод на

эрзя-мордовский язык: перевел «Историю Ветхого Завета», которая была опубликована в 1880 году Переводческой комиссией православного миссионерского общества Братства св. Гурия.
Апробация переводов делалась автором непосредственно в среде носителей языка. Юртов летом ездил по мордовским деревням, читал крестьянам свои переводы, проверяя их доступность, уточнял смысловые акценты. Это своеобразное хождение в народ было очень важным этапом просветительской коммуникации. Молодой ученый пробуждал интерес к новому печатному слову и одновременно пропагандировал ценность родного языка и национальной культуры.

Н.И. Ильминский


Слайд 4 В 1872 году А. Юртов становится первым мордвином-семинаристом

В 1872 году А. Юртов становится первым мордвином-семинаристом только что открытой

только что открытой Ильминским Казанской учительской инородческой семинарии. В семинарии

продолжилась переводческая работа Юртова, начатая в крещено-татарской школе: он последовательно овладевает мастерством перевода, изучает мордовские диалекты, собирает сведения из истории мордовского народа, этнографический и фольклорный материал.
После окончания в 1876 году Казанской учительской семинарии А.Ф. Юртов по ходатайству её директора Н.И. Ильминского был приглашен для преподавания в мордовскую начальную школу при семинарии, где и проработал семь лет. Педагогическая практика совмещалась Юртовым с активной переводческой деятельностью, сбором полевых материалов по этнографии и лингвистике, пропагандой среди населения книг на мордовском языке.

Слайд 5 В 1877 году под псевдонимом «Юр-в Ав-ий» он

В 1877 году под псевдонимом «Юр-в Ав-ий» он опубликовал статью о

опубликовал статью о погребальных обрядах мордвы Уфимской губернии (Юр-в

Ав-ий. Погребальные обряды и поверья крещеной мордвы Уфимской губ/ернии/ // Известия по Казанской епархии. 1877. № 8.). Эта была одна из первых историко-этнографических работ, убеждавших общественность в поверхностном характере христианизации мордвы.
Следуя примеру Н.И. Ильминского, А.Ф. Юртов внимательно наблюдал за своими мордовскими воспитанниками, находил наиболее одаренных и приобщал к исследованиям родного языка и культуры. Он совершил с учениками несколько поездок по отдаленным мордовским селам. Результатом этих экспедиций стали изданные Переводческой комиссией Братства св. Гурия «Образцы мордовской народной словесности», содержавшие «Песни на эрзянском и некоторые на мокшанском наречии» и «Сказки и загадки на эрзянском наречии мордовского языка с русским переводом».

Экзамены в крещено-татарской школе
Братства Св. Гурия


Слайд 6 Позднее, уже в 1892 году, И.Н. Смирнов, профессор

Позднее, уже в 1892 году, И.Н. Смирнов, профессор Казанского университета, крупнейший

Казанского университета, крупнейший специалист по истории и этнографии народов

края, назвал издания Юртова огромным вкладом в русскую литературу о мордве, указав, что они помогают понять историю, этнографию, верования народа.
Н.И. Ильминский очень высоко ценил знания и способности А.Ф. Юртова, которому поручал экспертизу переводов и учебников на мордовском языке и в период его работы в семинарии, и после ухода из неё. Именно А.Ф. Юртов стал первым экспертом переводов своего ученика, будущего мордовского ученого-энциклопедиста, просветителя М.Е. Евсевьева.

Иван Николаевич Смирнов


Слайд 7 В начале 80-х годов XIX века Переводческой комиссией

В начале 80-х годов XIX века Переводческой комиссией были изданы его

были изданы его книги для духовного чтения – «Священная

история Ветхого и Нового Завета», «Покш праздникт» («Большой праздник»), «Евангелия от Матфея», «Чин исповедания и как причащати больного». Помимо решения миссионерских задач, переводы стали важным этапом в развитии эрзя-мордовского письменно-литературного языка, расширяли его лексическую базу, упорядочивали грамматический строй.
Лингвистический багаж и педагогический опыт позволили А.Ф. Юртову предложить новый вариант мордовской письменности на основе русской графики. Из русского алфавита он исключил «ижицу», Щ, Ъ; «фиту» сохранил лишь в заимствованных именах собственных, ввел апостроф – небуквенное графическое обозначение. Упрощенный алфавит позволил Юртову начать разработку учебников для мордовских детей.

Покш праздникть. Главные церковные праздники, Господни и Богородичны.
На эрзянском наречии мордовского языка.
Издание Православного Миссионерского Общества. Казань, 1881.


Слайд 8 В 1884 году в Казани был издан его

В 1884 году в Казани был издан его «Букварь для мордвы-эрзи

«Букварь для мордвы-эрзи с присоединением молитв и русской азбуки».

При построении букваря А.Ф. Юртов использовал весь свой опыт фольклориста, переводчика и педагога. Букварь был более доступным, чем аналогичные книги других авторов, отличался системностью, последовательностью, содержал элементы занимательности.
Букварь состоял из основного текста, образцов мордовской народной словесности и нескольких молитв на эрзянском языке.
С 1882 года А.Ф. Юртов последовательно ищет себе место учителя народного сельского училища. Потребность расширить просветительное влияние на мордовское население, самостоятельно реализовывать методические находки преподавания мордовским ученикам, заставили А.Ф. Юртова покинуть в 1883 году Казанскую учительскую семинарию.

«Эрзянский букварь А.Ф. Юртова- начало развития методики обучения грамоте в мордовской школе и важный этап в становлении эрзя-мордовской письменности».
Е.Г. Осовский


Слайд 9 В 1883 году Юртов стал учителем мордовского училища

В 1883 году Юртов стал учителем мордовского училища села Старая Бесовка

села Старая Бесовка Самарской губернии. Он организовал жизнь школы

по образцу семинарии: при школе разбили сад, четыре основных урока были дополнены общешкольным часом рисования, внешкольного чтения или пения, утренней молитвой. Семинария помогала своему бывшему воспитаннику и учителю. В школу присылалась учебная литература и духовная литература на эрзя-мордовском языке. А.Ф. Юртов ходил по домам воспитанников: беседовал с родителями, читал мордовские книги.
Эта была
популяризация
мордовской книги
как самостоятельной
культурной ценности.


Слайд 10 В 1889 году Юртов оставляет налаженное дело и

В 1889 году Юртов оставляет налаженное дело и переезжает в мокшанское

переезжает в мокшанское село Старая Бинарадка той же Самарской

губернии. Очередной поворот в биографии мордовского педагога, возможно объяснялся поручением Н.И. Ильминского изучить специфику преподавания в мокша-мордовской школе и накопить языковой материал для подготовки переводов и учебной литературы на мокшанском языке.
Работа в школе потребовала, прежде всего, совершенствования собственных знаний в мокша-мордовском языке. А.Ф. Юртов накапливал опыт работы в новых условиях и убеждался в необходимости использования родного языка в усвоении языка русского и при первоначальном образовании.

село
Старая
Бинарадка
Самарской
губернии


Слайд 11 В 1891 году Авксентий Филиппович Юртов принял сан

В 1891 году Авксентий Филиппович Юртов принял сан священника и получил

священника и получил место во вновь построенной Михаило-Архангельской церкви

села Андреевка Уфимского уезда. Это был бедный мордовско-чувашский приход, граничивший с татарскими селами. Школы в селе не было, и верный ученик Н.И. Ильминского по собственному проекту на деньги общества сумел построить и открыть в 1895 году трехклассную церковно-приходскую школу, где он и учительствовал четверть века.
Храм этот после революции
был снесен, утварь утеряна.
Сейчас недалеко от бывшего
храма построена новая церковь.

Слайд 12 А.Ф. Юртов остался верен идеям миссионерского просветительства. Он

А.Ф. Юртов остался верен идеям миссионерского просветительства. Он вел работу по

вел работу по просвещению населения своего прихода, продолжал вести

сбор образцов народной словесности не только мордвы, но башкир и чуваш, составлять словари.
Авксентий Филиппович Юртов стал первым из представителей мордовской интеллигенции, сознательно посвятивших себя делу национального просветительства.
Его деятельность характеризует первый, миссионерский, этап этого общественного движения. Дело своего учителя продолжил Макар Евсевьевич Евсевьев.

  • Имя файла: prezentatsiya-otkrytoe-meropriyatie-ko-dnyu-rodnogo-yazyka.pptx
  • Количество просмотров: 239
  • Количество скачиваний: 6