Слайд 2
Использование активных форм обучения является одним из путей
повышения интереса к учебным дисциплинам.
Применение активных форм позволяет погрузить
студентов в активное организованное обучение, в котором они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими студентами и с преподавателями.
Слайд 3
ВИДЫ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Диалог;
Дискуссия;
Диспут;
Урок постановки проблем и их решения;
Защита творческих
работ, проектов;
Урок-исследование;
Консультация (эффективен накануне итоговых аттестаций);
Урок рецензирования, взаимоконтроля, самооценки;
Урок-выставка;
Конференция (пресс-конференция);
Семинар;
Зачет;
Экскурсия;
Вернисаж, литературный салон, урок-концерт;
Мозговой штурм;
Деловые игры;
Игры-тренинги;
Кейс-стади (Case study).
Слайд 4
могут связать новый материал с предыдущим;
заинтересованы в
том, что делают;
четко знают, что должны делать и
понимают, зачем это нужно;
имеют самостоятельность в работе;
развивают умения;
имеют доступ к необходимым ресурсам (документам, справочному материалу);
обеспечены разными видами деятельности;
имеют необходимую поддержку со стороны преподавателя;
работают в подходящем для них темпе;
понимают когда и как будут оценены;
могут оценить собственные успехи.
Использование активных форм делает обучение более эффективным тогда, когда студенты:
Слайд 6
Из истории метода проектов
Метод проектов был разработан в
1920 году американским философом и педагогом Джоном Дьюи и
его учеником В.Х. Килпатриком.
Слайд 7
Метод проектов в России
В России идеи проектного обучения
стали применяться в работе русского учёного-педагога С.Т. Шацкого.
25 августа
1932 года этот процесс проектного обучения был прерван постановлением ЦК ВКП(б).
Возобновление работы по методу проектов началось в начале 90-х годов ХХ столетия
Слайд 8
Современное понимание метода проектов
«Все, что я
познаю, я знаю, для чего мне это надо и
где и как я могу эти знания применить»
(С.Т. Шацкий)
Слайд 9
Основные понятия
Проект – (от лат. – брошенный
вперед)
а) совокупность документов для создания изделия;
б) предварительный текст
документа;
в) замысел, план, прообраз какого-либо объекта.
Слайд 10
Основные понятия
Метод проектов – способ достижения дидактической цели
через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным
практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Слайд 11
Цель проектного обучения
состоит в том, чтобы создать условия,
при которых студенты самостоятельно приобретают недостающие знания из разных
источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения
( умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление.
Слайд 12
Этапы работы над проектом
Подготовительный:
выбор темы проекта;
формирование творческих групп;
Определение
форм проектной деятельности.
Разработка проекта:
консультация;
координация работы студентов.
Оформление презентации.
Презентация проектов.
Подведение итогов
и выводы.
Слайд 13
Типы проектов:
Практикоориентированный проект нацелен на решение социальных задач.
Исследовательский
проект по структуре напоминает научное исследование.
Информационный проект направлен на
сбор информации о каком –либо объекте или явлении.
Творческий проект предполагает свободный и нетрадиционный подход к его выполнению.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна.
Слайд 14
основан на разборе реальных ситуаций, впервые использован в
Гарвардском университете в 1924 г. (США).
Case Study эффективен, прежде
всего, для формирования таких ключевых профессиональных компетенций в процессе обучения, как коммуникабельность, лидерство, умение анализировать в короткие сроки большой объем информации, принятие решений в нестандартных ситуациях.
Метод Case Studies предполагает:
- подготовленный в письменном виде пример кейса из практики бизнеса;
- самостоятельное изучение и обсуждение кейса студентами;
- совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством преподавателя;
- следование принципу «процесс обсуждения важнее самого решения».
CASE STUDY ( КЕЙС - СТАДИ )
Слайд 15
Полевые работы (производство)
«Кресельные» работы (учебная аудитория)
Источники:
СМИ
Статистика
Статьи
Реальные события
Интернет
Этапы работы
введение в кейс;
анализ ситуации (индивидуальное или работа в
малых группах) – 30-40 минут;
этап презентации – 10 минут.
ВАЖНО!
не ограничивать время;
дать возможность выступить каждому;
заострить внимание на конкретной проблеме;
провести голосование: «Чье решение было самым удачным?»
CASE STUDY (КЕЙС-СТАДИ)
Слайд 16
Модульное обучение
Способствует развитию самостоятельности студентов, их умению работать
с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала
Слайд 17
Система действий преподавателя:
Шаг 1 - Представление учебного курса
как системы
Выделение стержневых линий курса
Отбор содержания для каждого семестра
по стержневым линиям
Шаг 2 – Построение технологической карты:
Слайд 18
Система действий преподавателя:
Шаг 3 – Создание модульной программы
Определение
комплексной дидактической цели на трех уровнях:
Значение знаний для духовного
развития личности, жизненной практики, профессионального становления
Знания
Умения
Создание совокупности модулей модульной программы
Слайд 19
Система действий преподавателя:
Шаг 4 – Выделение интегрирующих дидактических
целей
На основе комплексной дидактической цели, на трех уровнях
Для каждого
модуля, в соответствии с его содержанием
Шаг 5 – Градация интегрирующих дидактических целей на частные дидактические цели
Слайд 20
Система действий преподавателя:
Шаг 6 – Построение модуля:
Учебный материал
с указанием заданий
Интегрирующая дидактическая цель
Входной контроль
Частная дидактическая цель, текст
задания, алгоритм его выполнения
Выходной контроль
Резюме
Слайд 21
МОЗГОВОЙ ШТУРМ
развивает творческий стиль мышления
Для решения
творческой задачи студенты ставятся в строгие временные рамки.
Обычно
штурм проводится в группах численностью 7-9 студентов.
В ходе мозгового штурма:
- студенты тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;
- студенты учатся слушать и слышать друг друга (чему особенно способствует преподаватель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей);
- преподавателю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею;
- наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы.
Этапы штурма:
создание банка идей – анализ идей – обработка результатов.
Слайд 22
ДЕЛОВАЯ ИГРА
моделирует реальную производственную, научную или
иную деятельность.
К характерным признакам деловой игры относятся:
реализация процесса
«цепочки решений»;
различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками;
наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива, коллективная выработка решений участниками игры;
- многоальтернативность решений.
Слайд 24
Дискуссия
Дискуссия – обсуждение противоречия, спор, ведущийся и
разрешающийся средствами вербального общения
Словарь Ожегова
Дискуссия (от лат. discussio —
рассмотрение, исследование) - публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; спор.
Двумя важнейшими характеристиками дискуссии, отличающими её от других видов спора, являются публичность (наличие аудитории) и аргументированность.
Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, в которой каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.
Слайд 25
Учебная дискуссия
Конференция
Дискуссия- диспут
Дебаты
Заседание экспертной группы
Круглый стол
«Аквариум»
Форум
Судебное
заседание
Слайд 26
Технология проведения учебной дискуссии
Цель
Развитие критического мышления
обучающихся
Формирование коммуникативной и дискуссионной культуры
Слайд 27
равноправные субъект-субъектные отношения;
позиция «Я – хороший,
ты - хороший»;
позиция «Поймите меня правильно»;
истина превыше
всего
краткость – сестра таланта
уважение и дружелюбие при высказываниях.
Общие принципы дискуссии...
Слайд 28
этапы дискуссии
Ознакомление с проблемой
«За»
или «Против»
Ознакомления с этапами дискуссии
Ход, правила дискуссии
Ориентационный
этап
Адаптация к проблеме, друг другу, выработка определенной установки на решение поставленной проблемы
Оценочный этап
Конфликт идей, ситуация сопоставления, конфронтации
Опасность!
Конфликт идей может перерасти в конфликт личностей
Этап консолидации
Выработка определенных аргументов, решений
Рефлексивный анализ, подведение итогов
Принятие решения.
Анализ выводов, понимания проблемы, хода дискуссии.
Слайд 29
Метод
«Шесть шляп критического мышления» или метод обучения
«эффективно мыслить»
Мышление делится на шесть разных режимов.
Почему шляпы?
6
шляп мышления, каждая имеет свой цвет, легко «снять, одеть».
Шляпа указывает на роль, например: милиционер, менеджер…
Основоположник - американский педагог Эдвард Де Боно.
Слайд 30
Притча о старом шляпнике
Жил-был старый мудрый Шляпник. Из
всех земных богатств был у него лишь цветной фетр.
Но он имел золотые руки и прекрасную мудрую душу, поэтому мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы — шляпы, кепки, панамы и чепчики. Просветленными и одухотворенными, решительными и твердыми духом выходили из мастерской старого Шляпника люди, унося свой заказ.
Слайд 31
«Я возьму себе шляпу белого цвета, — заявил
первый сын. — Она так изящна, восхитительна и
прекрасна,
я буду в ней красоваться на балах и
приемах. Именно эта шляпа будет говорить о
моем «непростом» происхождении. А то велика
ли честь — быть сыном простого шляпника!»
«А я выбираю черную шляпу, — сказал второй
сын. — И она не менее изящна, чем белая, она
имеет богатый вид, уместна к любому костюму и
событию, в ней я буду строг, представителен и
изыскан одновременно».
«Что ж, я выбираю себе желтую шляпу, —
промолвил третий. — Желтый цвет — цвет
солнца, радости и богатства, а это мне так
необходимо! Быть может, владея желтой шляпой,
я смогу стать счастливым, кто знает?»
Слайд 32
«Пусть моей шляпой станет красная, — воскликнул четвертый.
— Как я мечтал всегда выделяться из толпы, как
я хотел быть в центре внимания, чтобы мною любовались и восхищались женщины. А в этой шляпе я буду неотразим!»
«Зеленая шляпа напоминает мне весенний луг и летное поле, широкое и бескрайнее, дарующее возможность полета. Тысячу раз я летал во сне над зеленой прекрасной землей, быть может, зеленая шляпа поможет осуществиться моей мечте», — мечтательно произнес пятый сын.
«Мне же достается синяя шляпа, и я очень рад этому. Синий цвет — цвет глаз нашего отца, бескрайних морских и небесных просторов. Постичь их глубину и высоту — вот мое призвание. Хватит ли на все задуманное сил, решительности и времени?» — размышлял шестой из сыновей Шляпника.
Слайд 33
Разобрали сыновья шляпы и отправились в разные стороны…
Слайд 34
Владелец белой шляпы стал довольно важным чином. Но
каким-то холодом веяло от этого человека, казалось, что эмоции
и чувства он утратил навсегда. Прекрасная машина, а не живой человек отныне ходил по земле.
Слайд 35
Хозяин черной шляпы вдруг все происходящее стал видеть
в черном цвете. Все подвергал сомнению и критике, на
солнце искал пятна, в человеке — его тень, а в рассвете видел неминуемый закат. Вечно угрюмым и недовольным стал хозяин черной шляпы
Слайд 36
Обладатель красной шляпы отныне жил во власти эмоций.
Радость и грусть, тоска и удивление, страх и гнев,
удовольствие и разочарование владели его душой. «Какой непосредственный, искренний и живой человек!» — восторгались люди при встрече с ним
«Точно малое дитя, живущее мимолетностью чувств», — говорили о нем другие. Как человек чувствующий, он страдал и радовался, любил и ненавидел, восхищался и сострадал
Такой загадочный и необъяснимый, он привлекал женщин и друзей, но они через некоторое время разочаровывались в нем, поскольку не находили в этом человеке постоянства и преданности
Слайд 37
Человек в желтой шляпе радовался солнцу, наступающему дню,
открыто шел навстречу приключениям и открытиям. Ничто не пугало
его, не останавливало, ведь впереди только свет, добро и теплота человеческих рук. Эта святая вера и наивность не раз подводили его, но ничто не могло повергнуть в уныние этого оптимиста. В обыкновенном камне он видел драгоценные кристаллы, в росинке — солнечную радугу, а в обыденности — чудеса
«Мечтатель, романтик, не от мира сего, глупец, бессребреник», — говорили о нем одни. «Богатейшей души человек, — говорили другие. — Кто же он — богач или бедняк — решать не нам»
Слайд 38
А обладатель зеленой шляпы оказался в удивительном мире
творчества. Все, что он видел, слышал, чувствовал, превращалось в
поэзию и музыку, картины и скульптуры, романы, повести, рассказы, пьесы для театра и кинематографа
Его талантом восторгались люди, находили в его трудах ответы на свои вопросы
Но как часто он, живя в мире своих творений, оказывался беззащитным перед лицом суровой действительности, неприспособленным к жизни в реальном мире
Слайд 39
Владелец синей шляпы стал вечным странником и мыслителем,
идущим одному ему ведомыми тропами, ориентируясь на одному ему
понятные знаки и символы, не уклоняясь от цели, не торопясь и не замедляя свой ход
Замечая, примечая многое, он выбирал лишь то, что важно в данный момент для достижения поставленной цели. Именно эти качества позволили ему опуститься на морское дно и подняться в небесные выси
«Счастливый человек — достиг того, чего хотел», — говорили одни
«А сможет ли он поделиться своими открытиями, находками, мыслями и чувствами с другими, дабы заразить их жаждой открытий, свершений и побед?» — спрашивали другие
Но нет пока у меня ответа
на этот вопрос.
Слайд 40
Но настал тот день и час, когда сыновья
Шляпника вновь встретились под крышей отцовской мастерской
Слайд 41
Поражались братья тем изменениям, которые произошли в каждом
из них
И захотелось каждому примерить на себя шляпу другого,
чтобы стать беспристрастным и критически мыслящим, умеющим видеть позитивные стороны и не бояться чувствовать, научиться творить и неотступно следовать к намеченной цели
И только теперь начали они понимать, какое сказочное богатство оставил им в наследство великий мастер
Слайд 42
Красная шляпа – эмоции, интуиции, чувства и предчувствия,
не требует обострение чувств.
Желтая шляпа –положительная.Ищем положительный настрой, эмоции.
Синяя
шляпа –аналитическая. Чего достигли в организации мышления. Управление.
Зеленая шляпа – творчество. Новые идеи, предложения, подходы.
Белая шляпа – статистическая. Подготовленная информация. То что заранее подготовили
Черная шляпа –негативная. Осторожность. Суждения.
Слайд 43
Как работать со шляпами?
Надеть шляпу.
Снять шляпу – просим
снять и уйти от данного мышления.
Сменить шляпу.
Обозначить свое мышление.
Где
можно применить?
Для решения проблемы: в форме групповой работы на учебных занятиях и на внеклассных мероприятиях.
Слайд 44
Какая шляпа главнее?
“Все шесть шляп мышления представляют ценные
типы мышления. Считать, что одна шляпа хуже других -
значит сводить полезность системы на нет.”