Слайд 2
Археология как наука.
Археология – наука, изучающая прошлое человеческого
общества по памятникам материальной культуры (орудия труда, предметы утвари,
оружие, жилища, поселения, места погребений), которые находят, главным образом, при раскопках.
Впервые термин «археология» был употреблен Платоном, который жил в IV веке до нашей эры. Он имел в виду археологию как науку о древностях.
Изучение археологических памятников позволяет воссоздать тот период истории, когда не было письменности, и кроме знаний археологов, никто не может дать более ясную картину жизни в прошлом.
Слайд 3
Каменный Медный
Бронзовый
Железный
век век век век
Палеолит
(эпоха оббитого камня)
нижний
средний верхний
Мезолит
(эпипалеолит)
поздний
ранний
Неолит
(эпоха полированного камня)
поздний
ранний
Слайд 4
ВИДЫ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ
Городище – остатки древнего укрепленного поселения
или города.
Стоянки – остатки неукрепленного поселения охотников и рыболовов
каменного века.
Селища – остатки древнего неукрепленного поселения.
Гробница – архитектурное сооружение или саркофаг, вмещающее тело умершего и увековечивающее его память.
Курган – небольшая возвышенность, насыпаемая в качестве могильного холма.
Мегалиты – культовые сооружения VI-II тыс. до н.э. из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб.
Слайд 5
1. История исследований Забайкалья.
Первые попытки- дореволюционный период
Кяхтинские краеведы:
Талько-Грынцевич, Мостиц и Михно. Ими было открыто большое количество
стоянок в долинах забайкальских рек Селенги, Чикоя, Хилка, Джиды.
В 1928-1929 годах в Забайкалье проводит свои исследования Бурят-Монгольская экспедиция под руководством Г.П. Сосновского. За два года работы экспедиции была исследована долина р. Селенги, нижнее течение р. Чикоя, открыты новые палеолитические памятники.
В 1931, 1934 – 1936 годах к исследованиям нашего края подключается Герасимов М.М.
Многие годы изучению древних культур Забайкалья посвятил А.П.Окладников. Еще в 1926 году он совершил первую поездку на р. Селенгу.
1970 год – активные исследования проводят местные археологические центры Улан-Удэнский и Читинский.
За период с 1969 по 1973 годы читинскими археологами были проведены разведки в бассейнах двух крупных рек Западного Забайкалья – Хилка и Чикоя, и в верховьях Ингоды.
Слайд 6
2. Исследователи Древнего Забайкалья.
Николай Бестужев – декабрист
- ссыльнопоселенец.
Петр Кропоткин – путешественник, революционер.
Иван Поляков – забайкальский
казак, ученый с мировым именем.
Алексей Уваров – столичный граф.
Иван Черский и Николай Витковский – поляки.
Владимир Птицын – литератор.
Александр Мостиц и Талько-Грынцевич – кяхтинские краеведы.
Алексей Кузнецов – читинский культуролог.
Александр Половинкин – профессор университета Дальневосточной республики.
Гомбоджаб Цыбиков – востоковед.
Владимир Обручев – геолог.
Бернгард Петри – иркутский этнолог.
Георгий Дебец, Алексей Окладников, Михаил Герасимов, Георгий Сосновский – ученики Петри.
Игорь Иванович Кириллов, Михаил Васильевич Константинов.
Слайд 7
Николай Витковский
Николай Витковский не имевший специального образования, стал
квалифицированным ботаником и археологом. В 1881 году Витковский вместе
с И.Д.Черским совершает экспедицию в Забайкалье. Они посещают нижнее течение Джиды, Чикой, Мухор-Шибирь, побережье Байкала, между устьями Селенги и Чикой.
Слайд 8
Алексей Уваров
Его волновал вопрос, заключающийся в том, жил
ли человек в России вообще, и в Сибири в
частности, в эпоху мамонта? Занимаясь изучением данной проблемы, он указывает, что в России известно 268 пунктов, где обнаружены кости мамонтов и носорогов, из них 16 пунктов приходится на Сибирь. Уваров считает, что палеолит Азии древнее европейского, поскольку Сибирь является родиной мамонта.
Слайд 9
Юлиан Талько-Грынцевич
Интересуется могильниками и погребениями. Он систематически
раскапывал курганы с каменными кладками, уделял внимание анализу обряда
погребения, вещественному материалу и костным останкам человека.
Важным результатом деятельности Талько-Грынцевича стало создание в Кяхте краеведческого музея.
В 1912 году Талько-Грынцевич уехал на родину в Польшу. Он выпустил двухтомное воспоминание о своей жизни, в том числе с освещением забайкальского периода.
Слайд 10
Алексей Кузнецов
Видный культуролог, старейший краевед.
Как народник он
прошел карийскую каторгу; за участие в первой русской революции
в Чите приговаривался к расстрелу, замененному ссылкой. Он был организатором Нерчинского и Читинского краеведческих музеев, где почетное место отводилось археологическим экспозициям. Основную часть находок он доставлял в музеи самостоятельно, как результат специальных археологических разведок по забайкальским рекам.
Слайд 11
Александр Половинкин
Активно занимался краеведческой деятельностью, в том числе
и археологией. Он написал книжку для детей о раскопках
под названием «Что было на Чертовом бугре». Причем он пишет не учебник, а обычный художественный рассказ. В ней он рассказывает о том, как работают археологи, о приемах изготовления орудий труда и керамики, о добыче руды и плавке металла.
Половинкин сам того, не подозревая, одним из первых в нашей стране изложил те моменты, которые сейчас принимаются как школьная археология. Автор книги обращается к своим читателям: «Самое главное не те черепки и камешки, которые вы найдете, а то место, где вы их нашли. Если вы наберете целую гору таких камешков и если у каждого черепочка или камешка нет «паспорта», т.е. подробного описания, где, на какой глубине, в какой почве и т.д. они найдены, то такая находка ничего не стоит. Даже больше, вы сделали вред для науки. Потревожили все, что там находилось, и теперь уже никто не сможет узнать по ним то, что было бы можно узнать». Наверняка эти советы для школьников оказались не бесполезными.
Слайд 12
Бернгард Петри
Приезжает в Сибирь из Петербурга в 1912
году. Он занимается исследованиями, которые определяются им как этнологические.
Петри проявляет себя выдающимся воспитателем молодых научных кадров.
Судьба Петри была трагична. В 1937 году ученого арестовали и через полгода расстреляли по ложному обвинению в шпионаже. Подробности «дела Петри» стали известны из протоколов НКВД.
Б.Петри, швед по национальности, швейцарец по рождению, немец по языку. Он был растоптан существующим режимом в стране, которую считал родной. Многое сделал Петри для нашего края. В 1926 году во время путешествия в Монголию, он избрал маршрут вдоль Селенги. Эта дорога позволила ученому познакомиться с краем, которого он нередко касался в публикациях. Ему были известны стоянки, открытые у Кяхты, Улан-Удэ, Читы. Он понимал, что Забайкалье – край малоизученный и прямо советовал ученикам проводить исследования в Забайкалье, а также содействовал их открытиям.
Слайд 13
Георгий Дебец
Уже в 1924 году, будучи еще
студентом Иркутского университета, по ходатайству Б.Э. Петри, получив «открытый
лист», совершил несколько маршрутов по Забайкалью: от Улан-Удэ до Читы вдоль реки Уды, включая долину реки Брянь; по Селенге на юг до Кяхты; а также изучил коллекции Кяхтинского и Читинского музеев. В дальнейшем он станет крупнейшим антропологом.
Слайд 14
Михаил Герасимов
Занимается исследованиями стоянок и погребений на
Фофановой горе. Он разработал уникальный метод восстановления лица по
черепу. Полноценный антропологический материал, сохранившийся в погребениях Фофановой горы и других местах, позволил Герасимову совместно с учениками исполнить несколько графических и скульптурных портретов древних забайкальцев.
Слайд 15
Георгий Петрович Сосновский
Большинство открытых им памятников, относится к
эпохе металла. Особое же внимание он уделяет проблеме забайкальского
палеолита. К этой эпохе он отнес ряд стоянок с подъемным материалом – Номохоново, Зарубино, Харанхой и другие. Назвав их палеолитическими, он был уверен в том, что люди оставившие их были современниками мамонтов, носорогов, винторогих антилоп и страусов.
Слайд 16
Гомбожаб Цыбиков
Еще, будучи учащимся, Читинской мужской гимназии, он
задумывался над проблемами происхождения бурятского народа. В 1899-1902 годах
молодой Цыбиков совершил знаменитое путешествие в Тибет, став первым ученым России, сумевшим проникнуть в таинственную Лхасу.
В 1920 году Цыбиков обращается к проблемам характера и генезиса религиозных верований и праздников бурят, возводя их корни к родовому строю. Его идеи нашли отражение в статьях «Культ огня у восточных бурят-монголов», «Цагалган», «Шаманизм у бурят-монголов».