Слайд 2
Цель сочинения –
уйти от шаблонов и «тестового» мышления
и научиться/научить детей думать.
По словам Дмитрия Ливанова: « …самый
главный результат, который мы ожидаем увидеть и в этом году, и в ближайшие годы – это повышение интереса детей к изучению литературы в школе, чтению, их способности формулировать мысль, аргументы».
Слайд 3
Темы для выпускников Центрального федерального округа
«Кто говорит, что
на войне не страшно, тот ничего не знает о
войне»
«Какие события и впечатления жизни помогают человеку повзрослеть?»
«Что важнее – любить или быть любимым?»
«Чем творчество Лермонтова может быть интересно современному читателю?»
«Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс».
Слайд 4
Что выбрали бы взрослые, будь они детьми
«…я бы
обратилась к теме “Какие события и впечатления жизни помогают
человеку взрослеть?”, потому что она очень благодатная с точки зрения материала. В первую очередь, можно написать о собственном опыте: об опыте своих родителей, cвоей семьи»
Слайд 5
Что выбрали бы взрослые, будь они детьми
«… я
бы выбрала тему: “Какие события и впечатления жизни помогают
человеку повзрослеть?” У каждого человека к 17-18 годам есть уже опыт взросления; есть события, пережив которые, ты почувствовал, что стал взрослее – либо мудрее (это самый желаемый результат), либо сильнее, либо жёстче, либо циничнее. Взросление, ведь, имеет разные стороны и не всегда оценивается даже самим человеком как совершенствование. Пушкинская Татьяна, помнится, сказала Онегину при последней встрече: “Онегин, я тогда моложе,/ я лучше кажется была…”».
Слайд 6
Что выбрали бы взрослые, будь они детьми
«В рамках
темы войны, помимо литературных аргументов, я бы наверное, обратилась
и к истории своей собственной семьи, задумалась бы, загрустила…»
«Пожалуй, из предложенных тем, я выбрал бы “Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне”. И выбор этот обусловлен тем, что война, к сожалению, вновь стучится в двери наших соседей, совсем близко от нас самих…»
Слайд 7
Что выбрали бы взрослые, будь они детьми
Мой выбор
мог пасть на тему “Что важнее – любить или
быть любимым?”, потому что такой первичный опыт у старшеклассников уже есть. Эта тема – повод для размышления и о любви в конкретном узком значении этого слова, и в более широком – о том, что важнее – дарить или получать; любить или позволять любить себя; что значит быть активным и пассивным, всегда ли очевидный ответ является верным…»
Слайд 8
Что выбрали бы взрослые, будь они детьми
Тема о
Лермонтове могла бы быть интересной мне, потому что творчество
Лермонтова и сама его личность психологически и по возрасту очень близки старшеклассникам: бунтарство, одиночество, максимализм, азарт, игра – всё это обязательные атрибуты юношеской поры, юношеской поэзии. Кто в 17 лет не повторял про себя лермонтовских строк: “И скучно, и грустно, и некому руку подать / В минуту душевной невзгоды…”? Кто не восхищался Печориным? Не влюблялся в него? Кто не мечтал о свободе так же страстно, как Мцыри?..»
Слайд 9
Что выбрали дети
«Вопросы, заданные человечеству войной» – 50%
школьников.
«Чем люди живы?» – 20% школьников.
«Недаром помнит вся Россия…»
(200-летний юбилей М. Ю. Лермонтова) – 10% школьников.
«Человек и природа в отечественной и мировой литературе» – 10% школьников.
«Спор поколений: вместе и врозь» – 10% школьников.
Слайд 10
Трудности
«Ученики трудно слышат и видят тему, особенно
если она в виде цитаты, как например: «Кто говорит,
что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»
Есть трудности с выделением ключевого слова в формулировке темы, например в «военной» теме было трудно расслышать слово «страшно»; в теме о любви – вопрос «что важнее?».
Нехватка базового литературного бэкграунда.
Короткая оперативная память – детям трудно вспомнить произведения, которые они читали в основной школе, например, «Детство» Л. Толстого и М. Горького.
Есть трудности с выстраиванием логичного стройного текста.
Нет привычки рассуждать, видеть и строить причинно-следственные связи между явлениями, событиями, фактами.
Слайд 11
Ошибки
Непонимание темы; неумение увидеть в ней вопрос, проблему.
Опора
на домашние заготовки, готовые идеологемы и смысловые блоки; как
следствие – не соответствие сочинения теме, сочинение около темы.
Не соответствие аргументов теме – искусственно «притянутые» аргументы.
Констатация фактов, перечисление литературных примеров, но не рассуждение.
Нарушения логики.
Речевые ошибки: косноязычие, штампы.
Слайд 12
Основные причины речевых ошибок:
Фразеологизмы
Штампы
Слайд 13
Фразеологизмы
Ошибки, вызванные непониманием значения фразеологизмов:
а) буквальное понимание фразеологизмов;
б)
изменение значения
пример: «Хлестаков всё время мечет бисер перед свиньями,
а ему все верят».
Слайд 14
Фразеологизмы
Ошибки в усвоении формы фразеологизма:
а) «Я привык себе
отдавать полные отчёты» Изменена форма числа: отдавать себе отчёт;
б)
«он постоянно сидит, сложив руки» Правильно: сложа руки.
в) большинство фразеологизмов непроницаемы, в них нельзя добавлять слова: пора тебе уже взяться за свой ум. Всё возвращается на спирали своя.
Слайд 15
Фразеологизмы
г) изменение лексической сочетаемости фразеологизма: Эти и другие
вопросы имеют большую роль в развитии науки. Произошло смешение
двух устойчивых оборотов: имеет значение и играет роль. Правильно: либо «вопросы играют большую роль», либо «вопросы имеют большое значение»
Слайд 16
Штампы
Штампы – это избитые выражения с потускневшим лексическим
значением и стёртой экспрессивностью.
Пример: При голосовании поднялся лес
рук.
Штампами являются универсальные слова. Это слова, которые употребляются в самых общих и неопределённых значениях: вопрос, задача, поднять, обеспечить и т.д.
Слайд 17
Штампы
Обычно универсальные слова сопровождаются трафаретными привязками: работа –
повседневная, уровень – высокий, поддержка – горячая.
Публицистические и
литературоведческие штампы:
Примеры: труженики полей, город на Волге, волнующий образ, гневный протест…
Слайд 18
Что такое клише?
Клише - речевые стереотипы, готовые обороты,
используемые в качестве легко воспроизводимого в определенных условиях и
контекстах стандарта.
Слайд 19
Примеры из школьных сочинений
«Книги – ваши друзья. Они
вам всегда помогут, дадут совет и подскажут. О книгах
нельзя забывать! Берегите и уважительно относитесь к книгам. Они вам всегда помогут. Книги всегда остаются вашим источником и всегда помогут вам».
«… но быть развитым духовно и развиваться в этом направлении обязан каждый. В этом очень помогает литература, ведь она делает нас людьми, она воспитывает в нас принципы, учит морали, учит доброте, что делать хорошо, а что плохо».
Слайд 20
Примеры из
школьных сочинений
«Русская литература полна замечательными творениями великих
писателей и поэтов, в произведениях которых скрывается вся широкая
палитра чувств русской души. Ярким примером глубокого сострадания к окружающим является Лука из пьесы М. Горького «На дне», смысл которой актуален и в наше время».
Слайд 21
Речевые клише
Речевые клише - застывшие речения, осознаваемые как
несвободные (т.е. воспроизводимые целиком) всеми носителями языка.
Например:
Тема текста
мне близка и понятна …
По моему мнению, автор прав, когда рассуждает о…
Моё отношение к этому вопросу сложное, неоднозначное..
Слайд 22
«Разрешающие» правила
Первое из них гласит:
Сочинение – дело личное.
Надо писать не то, что положено, что и так
всем известно, а только то, что ты сам чувствуешь и думаешь.
Второе напоминает:
Сочинение – дело направленное. Нельзя написать сочинение, не обращённое ни к кому; надо мысленно представить своего адресата-читателя (даже, если это ты сам) и начать с ним диалог – согласие или спор.
Третье обнадёживает:
Сочинение – дело выполнимое. Даже, если ты много не читал, всё равно есть что-то, что ты читал, знаешь, помнишь, и на это можно опереться.
Слайд 23
«Запрещающие» правила
Нельзя имитировать чувства, бездумно повторять чужие мысли.
Если тебе понравилась чья-то мысль, то потрудись объяснить, прежде
всего, самому себе – почему она тебе понравилась, с чем ты согласен. Если не согласен с нею – тебе опять же придётся потрудиться, аргументируя свою точку зрения.
Нельзя писать о том, чего не знаешь, рассуждать о том, чего не понимаешь.
Нельзя излагать отвлечённые идеи, не подкрепленные примерами, доказательствами.
Слайд 24
От темы к тексту сочинения
В формулировке темы важно
не пропустить те слова, которые определяют её своеобразие. Их
игнорирование может привести к невольной подмене темы.
Пример:
Тема 1. «Почему природа вдохновляет человека на художественное творчество?»
Сочинение-рассуждение о причинах воздействия природы на человека.
Тема 2. «Природа вдохновляет человека на художественное творчество».
Сочинение-описание примеров вдохновляющего воздействия природы на человека.
Слайд 25
Пример:
Тема 1. «Кто говорит, что на войне не
страшно, тот ничего не знает о войне»
Сочинение-рассуждение о страхе
смерти, о страхе войны и преодолении этого страха; о несовпадении романтического представления о войне, героических рассказов о ней с её настоящими буднями. Л. Толстой «Война и мир»; М. Шолохов «Тихий Дон»; М. Шолохов «Донские рассказы».
От темы к тексту сочинения
Слайд 26
Пример:
Тема 2. «Подвиг человека на войне»
Сочинение-рассуждение о том,
что такое подвиг на войне, каким он бывает; рассказ
об описаниях военных подвигов в литературе. М. Шолохов «Судьба человека», А. Кондратьев «Сашка», К. Воробьёв «Это мы, господи!» и т.д.
От темы к тексту сочинения
Слайд 27
Учимся рассуждать и строить рассуждение
Рассуждение – такой тип
текста, который содержит:
мысли (утверждения, тезисы), которые должны быть доказаны
или мысли-антитезисы, которые должны быть опровергнуты;
доказательства (аргументы);
выводы.
Слайд 28
Учимся рассуждать и строить рассуждение
Важно уметь различать тезисы
и аргументы в тексте и подбирать для каждого тезиса
подходящий убедительный пример. Однако обычно связное рассуждение строится не так сухо, оно не должно походить на таблицу с двумя графами: тезис – аргумент, в нем есть и другие элементы, например предложения – переходы от одной мысли к другой; комментарии и уточнения к уже высказанным суждениям.
Вводные слова и предложения, выполняющие связующую функцию:
Я думаю, мне кажется, на мой взгляд, во-первых, следовательно, таким образом и т.д.
Слайд 29
Структурная схема № 1
«Чем творчество Лермонтова может быть
интересно современному читателю?»
Т (тезис)
Д (доказательство-пример)
В (вывод)
Слайд 30
Структурная схема № 2
Доказательство разных суждений
Т 1
(тезис 1);
скажем (например, так) Д (доказательство-пример)
(Напротив)
Т 2 (тезис
2);
скажем (например, так) Д (доказательство-пример)
Такая схема годится, если признается право на существование обеих точек зрения (например, если говорится, что одни любят всюду ходить пешком, а другие всегда предпочитают какой-нибудь транспорт).
Слайд 31
Определите, какие из тем можно раскрыть по схеме
№ 2, а какие нельзя
Кофе по утрам – это
полезно или вредно?
Что интереснее – фильм по известному литературному произведению или фильм с неизвестным сюжетом?
Какой предмет нужнее – математика или география?
Почему я против войны?
Можно ли использовать эту схему для раскрытия темы «Что важнее – любить или быть любимым?»
Слайд 32
Учимся видеть и понимать: от текста – к
суждению
Задания к готовым текстам:
Прочитайте текст, постарайтесь представить себе все,
о чем там говорится. Спросите себя, что вам непонятно, найдите в тексте ответы на свои вопросы.
После текста вы найдёте сформулированные утверждения. Определите, какие из них правильные, какие только похожи на правильные, а в действительности ошибочные; отделите одни от других.
Прочитайте текст, сформулируйте его тему.
Разбейте текст на абзацы.
Слайд 33
Учимся понимать и строить текст
Задание 1:
Прочитайте текст
Восстановите правильную
последовательность предложений в тексте, дополнив тезисы первой части переходами,
разъяснениями и иллюстрациями из второй.
Задание 2:
Прочитайте текст
Определите, в какой части текста содержатся тезисы, в какой – доказательства. Восстановите порядок абзацев.