Слайд 2
ТЕМА
Реализация личностно-ориентированного подхода на уроках православной культуры в
среднем звене через использование ИКТ
Слайд 3
УСЛОВИЯ,
в которых осуществляется опыт
Крутовская основная школа — сельская
школа с численностью учащихся 35человек.
Режим работы школы: 1-4 классы-
пятидневка, 5-9 классы шестидневная рабочая неделя. Занятия проводятся в одну смену.
Православная культура изучается со второго класса по программе Л.Л.Шевченко.
Слайд 4
Длительность работы и
диапазон опыта
Работа над этим исследованием осуществлялась
в течение трёх лет. Диапазоном исследования являются уроки православной
культуры и внеурочная деятельность по предмету.
Слайд 5
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущей идеей своего опыта считаю воспитание
духовно-нравственных качеств учащихся, что особенно актуально в условиях личностно-ориентированного
подхода к обучению и воспитанию.
По мнению Ивана Тихоновича Шатохина, прививать духовно-нравственные качества личности, деятельной и адаптированной к нормальной жизнедеятельности в условиях нынешней социальной среды - задача всего образовательно-воспитательного процесса, а предмета «Православная культура» в самой большей мере.
Юрий Васильевич Коврижных говорит о том, что на уроках православной культуры не только воспитываются человеческие благодетели, а и получают развитие этические мотивы христианства, таким образом, проблема преемственности традиций оказывается вопросом о единстве культуры и исторически сложившихся форм ее существования.
Слайд 6
Теоретическая база
В основу опыта также положены идеи В.В.
Давыдова (теория развивающего обучения), И.С. Якиманской (личностно-ориентированный подход), Л.С.
Выготского (психология искусства).
Слайд 7
ЦЕЛЬ:
создание организационно-педагогических условий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в обучении
и воспитании учащихся на уроках православной культуры.
Слайд 8
ЗАДАЧИ
1.Создатьусловия для реализации личностно-
ориентированного подхода в обучении
и воспитании
учащихся.
2. Обеспечивать на уроке личностно значимый
эмоциональный контакт учителя и
учеников на
основе сотрудничества, сотворчества, мотивации
достижения успеха через анализ не только результата,
но и процесса его достижения.
3.Разрабатывать уроки православной культуры с
использованием информационных технологий,
направленные на личностно-ориентированный
подход в обучении.
Слайд 9
Технология опыта
Личностно – ориентированное обучение – это такое
обучение,
где во главу угла ставится личность
ребёнка, её самобытность, самоценность,
субъективный
опыт каждого сначала раскрывается, а
затем согласовывается с содержанием образования.
Слайд 10
В центре внимания личностно-ориентированных технологий — уникальная целостная
личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта
для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребёнка, создают условия для творчества и самоактуализации личности.
Слайд 11
Рассматривая основные требования к личностно-ориентированному уроку, И.С. Якиманская
отмечала, что его цель — создание условий для познавательной
активности учеников. Средства, методы и приёмы, позволяющие добиться успеха, учитель должен продумать и отобрать сам, демонстрируя таким образом знание возрастных, психологических, индивидуальных качеств учащихся, уровень подготовки класса, свою педагогическую интуицию и творческий потенциал. Педагог должен принять ребёнка таким, каким он есть, веря в его продвижение в развитии, в то, что силы его могут раскрыться при специально организованном обучении.
Слайд 12
Для формирования нравственных и духовных ценностей учащихся большое
значение имеет внедрение в традиционный образовательный процесс различных инновационных
технологий, способствующих более свободному, живому восприятию предметов.
Слайд 13
Видов педагогических технологий много, их различают по разным
основаниям. Я для себя выделяю технологии, которые применимы к
урокам православной культуры. Это такие технологии, которые носят название прикладных и которые отвечают на вопросы: как, каким образом наиболее оптимально выстроить образовательный процесс, помочь личности в самоопределении, самореализации, самооценке и самоактуализации.
Слайд 14
Технология разноуровневого обучения, которая предполагает деление класса на
группы и включает индивидуальную ученическую деятельность, сочетающуюся с фронтальной
формой обсуждения результатов всеми учащимися класса. Применение этой технологии важно для воспитания коммуникабельности личности, создания социальной мотивации. В групповой деятельности учащиеся чувствуют себя свободно, ведут себя раскованно, тем самым, стимулируя творческий подход к учебной деятельности. Учащиеся выполняют не только исполнительские, но и контролирующие действия. Это способствует формированию умения учиться, усвоению способов самообучения, самовоспитания, самоконтроля.
Слайд 15
Технология развития критического мышления. Эта технология позволяет развивать
критическое мышление учащихся при организации их работы с различными
источниками информации. Использование данной технологии дает возможность учесть индивидуальные особенности познавательных интересов учащихся. Одна из основных целей технологии развития критического мышления – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.
Слайд 16
Технология исследовательской направленности. Использование этой технологии предполагает такое
обучение, в котором учащийся ставится в ситуацию самостоятельного овладения
понятиями, способами решения проблем в процессе познания, направленном учителем.
Слайд 17
Приведу примеры использования педагогических технологий на уроках православной
культуры из опыта своей работы.
Применяя технологию дифференцированного обучения, я
делю учащихся 8 класса на условные группы. При формировании групп учитываю личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета. Создаю разноуровневые задания, различающиеся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам их выполнения.
В системе также использую технологию развития критического мышления, которая даёт возможность доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности, а также имеет в своей основе развивающие и воспитательные цели.
Слайд 18
На уроках православной культуры я использую следующие приемы:
1.
Для развития умения воспринимать информацию:
Прием«Знаю – хочу узнать –
узнал» - это работа с таблицей. При изучении темы учащимся предлагаю разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы учащимся предлагаю соотнести полученную информацию с той, что была у них в начале урока и заполнить 3 графу таблицы.
Слайд 19
Соотношение старой и новой информации
Слайд 20
2. Для развития умения прогнозировать:
Прием «Верные – неверные
утверждения». В начале изучения новой темы предлагаю учащимся несколько
утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаюсь к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Слайд 21
3. Для развития умения работать с текстом:
Чтобы снять
проблему неосмысленного конспектирования, использую прием «Чтение с пометками», позволяющий
информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы.
Слайд 22
Интересно
Непонятно
Нужно разобраться
Слайд 23
При чтении с остановками учащиеся осуществляют чтение текста
по частям, каждую часть анализируют и делают прогнозы о
дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет и объясняют свои ответы.
Слайд 24
Результативность опыта
По результатам школьного мониторинга при 100% успеваемости
качество знаний учащихся по предметам составило:
2011-2012 учебный год- 71%,
2012-2013
учебный год-78%
2013-2014 учебный год- 79%
В 2012-13 учебном году - годовая промежуточная аттестация по православной культуре в 7 классе. Успеваемость -100%, качество знаний-75%.
2012-2013 учебный год - государственная итоговая аттестация по православной культуре. Успеваемость -100%, качество знаний-100%.
Слайд 26
Результативность опыта
Результативность работы в данном направлении прослеживается и
в ежегодном участии учащихся в конкурсах рисунков, рефератов, мультимедийных
презентаций и районных конкурсах творческих и исследовательских работ.
Исследовательская работа по краеведению «Святые источники Белгородской области» 2012-13 учебный год. (Приложение 4)
Слайд 27
Результативность опыта
2014-15 учебный год: Школьный этап Всероссийской олимпиады
школьников по предметам- 5 победителей (Червонных О.-2 место, Винник
И., Родина О., Котарев В., Мишустин Д.- 3 место)
Слайд 33
Литература
Административное управление воспитательным процессом / сост. Н.П. Кузнецова,
Е.В. Мейснер. – Волгоград: Учитель, 2006. – 250 с.
Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. – 1997. - №4
Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Издательский дом «Покров», 2003. – 288 с.: ил.
Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: 1986.
Слайд 34
Литература
Православная культура в системе общего образования Белгородской области
(Материалы областного конкурса «Творческая мастерская учителя – 2»). –
Белгород, Издательский центр ООО «Логия», 2006. – 225 с.
Православный модуль Белгородчины в рамках Федерального образовательного стандарта предмета «Духовно-нравственная культура»: учебно-методическое пособие. Составители: С.Н. Калашникова, А.В. Пересыпкина, И.В. Шаповалов / под ред. канд. социол. наук, доц. Ю.В. Коврижных. – Белгород: Издательство ГИК, 2008. – 164 с.
Рыжова Т.В. Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 5-6, 7-8, 9, 10-11 классах / Т.В. Рыжова. – Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.
Семья и духовно-нравственное воспитание ребенка: методическое пособие / Составители И.А. Луценко, Л.И. Неверова. – Белгород: Издательский центр ООО «Логия», 2005. – 62 с.
Слайд 35
Литература
Скоробогатов В.Д. Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная
культура. 5-6, 7-8, 9, 10-11 классы: Экспериментальное учебное пособие
/ В.Д. Скоробогатов, Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец. – Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.
Современные основы образования и духовно-нравственное здоровье общества: Материалы участников Образовательных чтений Центрального федерального округа. – Белгород: КОНСТАНТА, 2007. – 198 с.
Учитель - учителю. Из опыта работы учителей Белгородской области. Выпуск 2. Серия «Дисциплины социально-гуманитарного цикла» / Отв. ред. Белогурова Л.М. – Белгород, «КОНСТАНТА», 2007. – 210 с.
Учитель - учителю. Из опыта работы учителей Белгородской области. Выпуск 3. Серия «Дисциплины социально-гуманитарного цикла» / Составитель Белогурова Л.М. – Белгород, ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008. – 188 с.