Слайд 2
Поэта жизнь, короткая такая,
Была смертельный бой, великий труд.
Недаром
день рождения Тукая
В Казани днем поэзии зовут.
Марк Зарецкий
Слайд 3
ГАБДУЛЛА ТУКАЙ –
Тукаев
ГАБДУЛЛА Мухамедгарифович
26 апреля 1886год-
15 апреля 1913 год.
Слайд 4
Содержание
Детство
Первые шаги к творчеству
Казань в судьбе поэта
Путешествия по
России
Последний год жизни
Память
Слайд 5
ГАБДУЛЛА ТУКАЙ прожил короткую и трагическую жизнь. Родился
он 26 апреля 1886 года в деревне Кушлавуч Казанской
губернии (ныне Арского района) в селе приходского муллы Мухамедгарифа.
Слайд 6
Рано лишившись родителей, он скитался по чужим углам
в деревнях Училе, Сасна, Кырлай.
Слайд 7
В 1890, после смерти матери, мальчика отдали дедушке
Зинатулле со стороны матери в деревню Училе. Здесь прошли
самые печальные дни его детства. В многодетной и полуголодной семье Габдулла оказался “лишним ртом”.
Слайд 8
Казань.
Новая слобода. Сенной базар.
По просьбе деда, со
словами «Возьмите ребёнка на воспитание» Габдуллу пристроили к ремесленнику
Мухаммедвали.
Слайд 9
Улица Гафури (Сембер).
До 1892 года здесь жил
Габдулла
«Мама шила тюбетейки, отец работал в мастерской».
Слайд 10
В 1892-1895 годы жизнь Тукая проходит в
семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай
Слайд 11
Здесь Габдулла приобщился к крестьянскому труду, осознал чувство
любви к народу, родной земле.
Кырлай. В этом доме
находится
музей Тукая
Слайд 12
1894 – 1907 годы
Габдулла Тукай живёт в
Уральске, в семье тёти Газизы Забировой (Усмановой)
Слайд 13
Улица Почиталина
По этой улице Г. Тукай ходил в
медресе “Мутыгия”, принадлежавшем прогрессивно настроенной семье меценатов Тухватуллиных
Слайд 14
Учитель Тукая,
в “Мутыгие”
Мотыйгулла Тухватуллин
Слайд 15
1895 – 1898 годы
Одновременно с медресе Тукай обучался
в трёхлетней русской школе.
Слайд 16
Шакирдам разрешалось знакомиться с периодической литературой на восточных
языках и обучаться русскому.
«Тукай эфенди в медресе считался самым
образованным, бойким, сметливым шакирдом», - вспоминает знаменитый артист Г.Кариев, близкий друг поэта.
На фото газета, которую выпускал Тукай со своими товарищами.
Слайд 17
Тукай обладал сильной волей и
большим врождённым талантом. Новые веяния, предвещавшие подъём революционного движения,
оказывали на него заметное влияние в условиях медресе. При активном непосредственном участии Тукая выпускается рукописный журнал «Эль-гаср-эль-джадид» («Новый век»), в котором он публикует свои первые ученические стихи и статьи. Он переводит басни И.Крылова и предлагает их к изданию. Впервые они были опубликованы в прозаическом переводе в 1906-1907 годах под названием «Энже бертеклэре» («Жемчужины»), 77 басен, больше половины которых переведено из Крылова.
Слайд 18
Революция 1905 года всколыхнула жизнь в Уральске. Здесь
появились первые татарские газеты и журналы: «Фикер»(«Мысль»), «Уклар» («Стрелы»).
Тукай публикует свои уже не подражательные, а оригинальные стихи, в которых выступает защитником прогресса и равноправия народов. Всё его творчество пронизывается боевым духом возвеличения и защиты демократических идеалов.
Слайд 19
Тукай работал наборщиком, корректором, редактором в типографии Камиля
Тухватуллина.
В 1907 году власти запретили издания органов татарской печати.
Революция шла на убыль. Боевым откликом на это событие стало стихотворение Тукая “Не уйдём!” В его ярких строках прозвучал голос поэта-борца, зовущего до конца стоять за честь Родины и торжество демократии.
Слайд 20
1907год.
Перед отъездом в Казань Тукай жил в гостиннице
“Казан”.
Тукай со своими друзьями.
Слайд 21
Возвращение в Казань
(1907 – 1913)
Слайд 22
«Светозарная Казань» притягивала богатой и необходимой поэту культурной
средой – газетами, книжными издательствами, театром, кругом людей, родственных
по мысли и духу.
Слайд 23
В начале XX века здесь была гостинница “Болгар”,
где жила татарская интеллегенция
Слайд 24
В Казани Тукай сблизился с писателем Фатихом Амирханом,
с первым татарским большевиком Хусаином Ямашевым.
Слайд 25
Габдулла Тукай сдружился с поэтом из Астрахани Сагитом
Рамиевым.
С драматургом Галиаскаром Камалом Г. Тукай в 1908
– 1909 годах издавали сатирический журнал “Яшен” (“Молния”).
Слайд 26
С революционером Гафуром Колехметовым Тукай создали клуб “Шерык”,
где проводились концерты, лекции, вечера.
Сехипжамал Гиззатуллиной – Волжской
– первой татарской актрисе, Тукай посвятил стихотворение “Ике кояш” (“Два солнца”).
Слайд 27
Габдулла Тукай 1908 год.
Революционеры, писатели – демократы
группировались вокруг газеты “Аль -ислах” (“Реформа”), которая выходила по
инициативе писателя Ф.Амирхана и являлась одним из самых прогрессивных печатных органов.
Слайд 28
Казань стала временем расцвета таланта Г.Тукая, временем его
человеческой зрелости, временем его славы. Здесь он состоялся как
поэт, как журналист, как общественный деятель. Тукай среди сотрудников газеты “Аль -ислах” («Реформа»)
Слайд 29
Г.Тукай и труппа “Сояр”. В центре Г.Камал
– основоположник профессионального татарского театра.
В Казани Тукай
с большим воодушевлением отдался творческой работе.
Слайд 30
В 1909 году Тукай написал автобиографическую повесть «Мои
воспоминания».
Слайд 31
Г.Тукай любил народные песни, собирал их. В 1910
году под псевдонимом «Шурале» вышел сборник «Национальные мелодии», включающий
28 песен.
Слайд 32
Габдулла Тукай – любимый поэт татарской детворы.На его
произведениях воспитывалось не одно поколение.
Слайд 33
Особую любовь снискала у читателей поэма – сказка
«Шурале», где в ярких красках запечатлены образы Родины и
народа.
Слайд 34
Всем хорошо известна и
любима детворой баллада «Водяная». «Шурале» (1907) и «Водяная» (1908)
созданы на основе народных сказок.
Слайд 35
Тукай писал стихи и прозаические произведения для детей.
Он составил две хрестоматии по татарской литературе для чтения
в школе. Поэт признан основоположником татарской детской литературы.
Слайд 37
В мае1911 г. Тукай пароходом приезжает
в Астрахань к поэту С. Рамиеву, по пути знакомясь
с жизнью Поволжья. Здесь встречается с азербайджанским писателем Н.Наримановым. Весной 1912 г. Тукай решается на более значительное путешествие Казань — Уфа — Петербург. Встреча в Уфе с М.Гафури оставляет глубокий след в жизни обоих народных писателей, укрепляет их симпатии друг к другу. В Петербурге Тукай встречается с М. Вахитовым, видным революционером.
Прожив в Петербурге 13 дней, Тукай отправляется в Троицк, а затем в казахскую степь — пить кумыс, надеясь этим поправить свое здоровье.
Слайд 38
На фото представители татарской интеллигенции
в Астрахани.
Слайд 39
Последнюю зиму своей жизни (1913 г.) Тукай провёл
в доме Кабир Эмирова в деревне Училе.
Слайд 40
Тукай в Клячкинской больнице Казани.
14 апреля 1913 г.
Фото сделано по инициативе писателя Ф.Амирхана.
Слайд 41
Похороны Тукая 17 апреля 1913 года. «Татары в
лице Тукаева потеряли величайшего национального поэта»,— писали казанские русскоязычные
газеты. Кладбище Ново-татарской слободы (Казань).
Слайд 42
Литературный музей Габдуллы Тукая
— отдел Национального музея Республики Татарстан — в Казани.
Именем поэта названа Государственная премия в области искусства Республики Татарстан.
Слайд 43
Литературно-мемориальный комплекс Габдуллы Тукая — в селе Новый
Кырлай Арского района Татарстана.
Слайд 44
Каждый народ в ту или иную
эпоху рождает своего Поэта, миссия которого — стать олицетворением
его гения, души. Для татарского народа таким поэтом стал Тукай, поэзия которого зазвучала в унисон со струнами народной души.
Тукай вошел в историю татарской литературы как великий поэт, заложивший основу новой национальной поэзии, как один из основоположников современного татарского языка. Творческая деятельность поэта продолжалась всего восемь лет. Он умер в возрасте 27 лет, оставив более 400 стихов, 9 поэм, 350 рассказов, очерков и воспоминаний.