Слайд 2
Народные промыслы – лицо нации
Отражением национальной культуры, истории,
самобытности являются ингушские национальные войлочные ковры истинги. С давних времен
у ингушей войлок из овечьей шерсти широко использовался в быту. Из крашеного войлока делали ковры, которыми украшали жилища. Процесс этот был весьма трудоемким. Шерсть промывали, сушили, расчесывали, а потом валяли вручную. Из готового войлока вырезался орнамент, а затем вырезанные части окрашивали.
Слайд 3
В прежние времена использовали только натуральные красители из
растений, цветов, корневищ кустарников, ягод, минералов, извести и т.д.
Например, из листьев ореха получали зеленый цвет, а синий и фиолетовый – из насекомых. После того, как окрашенные части высохнут, их подгоняли и сшивали ровными и частыми стежками, а затем обрамляли плотным белым хлопчатобумажным шнуром. Истинг окантовывали орнаментной каймой, придавали форму правильного четырехугольника, несколько дней сушили, утюжили. Рисунок орнамента истинга был своеобразным отражением эпохи.
Слайд 4
Этот ковер был сделан в Ингушетии в позапрошлом
веке. Сто лет назад его увидел и зарисовал участник
этнографической экспедиции, художник Гази-Магомед Даурбеков. Альбом с его рисунками вернулся в Ингушетию лишь недавно — и то по чистой случайности. Его нашел на Измайловском рынке в Москве любитель старины Гирихан Ахильгов. Нашел, купил и привез на родину, где местные этнографы попытались расшифровать архаичные узоры.
Слайд 5
Вплоть до XX века у ингушей
было мифологическое мировоззрение. Люди верили в лесных духов — алмасов,
злых духов — тэрымов, в оборотней, чародеев, великанов и чудовищ. Сюжеты из ингушского нартского эпоса воспринимались и пересказывались как быль. Все эти верования и суеверия передавались не только устно, но и в виде орнамента на мебели, посуде, одежде, орудиях труда, музыкальных инструментах, а чаще всего на войлочных коврах — истингах. истинг выполнен в пяти цветах, что редкость для ингушских войлочных ковров (обычно они двух- или четырехцветные). А это значит, что у него было еще четыре близнеца. Дело в том, что мастерицы красили не отдельные элементы орнамента, а весь войлок целиком. Покрасив несколько войлоков в разные цвета, вырезали в них одинаковые узоры и просто переставляли детали.
Слайд 6
Мать -земля
Баран
Груша
Мировое дерево
Калина
Сосна
Элементы орнамента
Слайд 7
Ковер украшает довольно сложный орнамент. Ключ к его
дешифровке дают мастера , со слов которой художник сделал
подпись к рисунку: «Да не иссякнет благодать леса!» У ингушей в древности было множество правил поведения в лесу — своего рода «Лесной кодекс». Лес, как и все остальная природа, считался одушевлённым. После появления первых почек он просыпался, оживал, и людям запрещалось ходить по лесу с топором, чтобы не нагонять страх на деревья. Как и у других древних народов, у ингушей было множество «священных рощ», или «запретных лесов», где проводились религиозные обряды. Люди верили, что даже вырубка кустарника и собирание хвороста там будут жестоко наказаны высшими силами. Единственное, что можно было вынести, — палку, чтобы изготовить новый посох для жреца. И то предварительно следовало задобрить лесного духа жертвоприношениями. Хотя в лесных духов и патронов давно уже никто не верит, бережное отношение к таким рощам сохранялось в сознании старцев до недавнего времени. — Наш дедушка запрещал заходить в рощу на вершине холма, — рассказывает житель села Ляжги Али Точиев. — Но мой старший брат ослушался и пошел туда рубить лес. В тот день он вернулся домой со сломанной рукой. А дед сказал, что предупреждал: любой, кто посягнет на неприкосновенный лес, будет наказан.
Слайд 8
Все материалы для их изготовления находятся на месте,
под рукой.
Приготовляется войлок нужной величины. На приготовленный кусок накладываются
бумажные формы рисунков, обводятся и вырезаются.
Вырезанные части опускаются в приготовленную заранее краску и окрашиваются; затем сушатся в тени. После того как все части высохнут, их подгоняют и сшивают. Каждая отдельная часть рисунка оконтуривается белым шерстяным кантом. В прежнее время краски изготовлялись на месте из растений, произрастающих в горах. С течением времени краски стали покупать в городе. Форма ковров — правильный четырехугольник. По краю ковра идет один, а иногда и два широких бордюра. Бордюры бывают в виде сплошной полосы по вертикальным и горизонтальным сторонам; иногда в углах бордюры прерываются клетками квадратной формы или же весь бордюр делится на клетки различной величины. Средина бордюра покрывается рисунками, внутренняя часть ковров тоже в рисунках.
Слайд 9
Рисунки состоят из криволинейных форм, прямая линия служит
дополнением, соединяя отдельные части рисунка. Мотивы для рисунков берутся
из мира растительного и животного. Излюбленным мотивом являются оленьи рога; рисунок их дает мотивы для заполнения бордюров; в этих случаях они приобретают растянутую форму. Иногда таким же мотивом заполняется середина ковра; тогда рисунок компонуется сообразно форме и величине нужного пространства. Попадается рисунок полумесяца и шестиконечной звезды. Орнамент растительного характера встречается тоже довольно часто. Форма этого орнамента взята с цветка, растущего в горах и носящего название «xud-xudaeraes» на ингушском языке.
Слайд 10
Рисунок из завитков часто украшает ковры как самостоятельная
декоративная единица; иногда он соединяется с формой цветка или
начинает переходить в форму оленьих рогов, подражая отросткам и их острым концам. Симметричность рисунка и композиции в большом ходу. Излюбленными тонами являются ярко-желтые, оранжевые, красные, ярко-зеленые и некоторые другие.
Слайд 11
Изготовлением ковров занимались и занимаются женщины.
Слайд 12
Ковры из валяной шерсти непременно включали в приданное
невесты, изготавливали в подарок родственникам мужа, при рождении ребенка.
Особым спросом пользовались ингушские истинги на рынках соседних регионов. Раньше почти все женщины занимались валянием войлока, но потом это ремесло стало терять свою актуальность. Я помню, что в нашем родительском доме тоже хранились истинги. Тогда еще ингушские ковры ручной работы были практически в каждом доме. Сейчас в республике всего несколько мастериц владеют этой технологией: одна из них Райшат Ахильгова. Шитьем истингов она начала заниматься относительно недавно – 5 лет назад, но весьма преуспела в этом ремесле.
Слайд 16
Ковер селения Алхасте
Ковер селения Галашке